Вопрос 28
Содержание философской категории «материя» прошло многовековую эволюцию, почти столь же длительную, как и сама философия. На первом, наиболее раннем этапе оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям. Считалось, что материальной основой вещей являются определенные природные «стихии»: вода, воздух, огонь, земля, дерево и др.
На втором этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой вещества, не сводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. Материя понималась как носитель определенных свойств (протяженности, плотности, тяжести, делимости, подвижности и др.), которые обусловливают все свойства конкретных вещей. Сама же материя представляет собой первичное вещество, обладающее лишь свойствами устойчивости и сохранения. Это своего рода идеализированная вещь, носитель качеств, отделенный от них и в чем-то напоминающий апейрон древних.
Еще в большей степени такая направленность проявилась на рубеже XIX—XX вв., когда открытие делимости атома и превращения вещества в энергию окончательно дискредитировали ориентацию на поиск конкретного вещественного аналога материи. Начался третий этап осмысления содержания философской категории «материя», в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи. Его суть четко выражена в определении материи, предложенном В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
В философско-гносеологическом понимании материи произошло отвлечение от всех конкретных и общих свойств материальных образований, за исключением двух, посредством которых она определяется и в настоящее время: 1) способность материи существовать независимо от сознания; 2) ее способность отражаться человеческим сознанием.
На нынешнем четвертом этапе осмысления содержания данной категории, начало которого датируется серединой XX в., формируется субстанциально-аксиологическая концепция материи как системы, охватывающей более широкую совокупность ее атрибутов.
К числу атрибутов материи относят ее несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание и др. Наиболее полная характеристика содержания, взаимосвязь и взаимообусловленность атрибутов материи, наличие новых, ранее не известных атрибутов составляют предмет философского поиска в рамках формирующейся субстанциально-аксиологической концепции материи. Ниже будут изложены устоявшиеся взгляды на такие атрибуты материи, как структурность, движение, пространство и время, сознание как атрибут высокоорганизованной материи.
Структурность материи
Структурность, или структурированность, материи, — это способ ее организации, обеспечивающий устойчивость материальных образований. Специфика структурируемых образований выражается в понятиях «уровни» и «виды» материи. Их содержание составляют данные конкретных наук, преимущественно естественных. Задача философии — систематизировать эти данные путем корректировки количества уровней и видов материи, выявить главные критерии различий между ними и механизмы взаимодействия в целостной системе.
В современных представлениях о строении материи выделяют структурные уровни неживой, живой и социальной материи. Они включают в себя определенное множество относительно однотипных объектов, т.е. объектов, которые характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Части этого множества как определенные группы объектов внутри их уровневого множества называют видами материи. В качестве основных видов материи выделяют вещество и поле, а неосновных — антивещество и антиполе.
Видами, уровнями и формами материи иногда называют неживую (неорганическую) природу, биосферу или живую природу и общество (социальную материю). Тем не менее, несмотря на некоторую неоднозначность употребления исходных понятий, критерии главного из них — понятия уровня материи — определяются достаточно четко. Помимо наличия определенного класса объектов и специфических взаимодействий между ними указывают также на пространственно-временные масштабы уровней материи, на важнейшие свойства охватываемых ими объектов, степень их относительной сложности и законы изменения.
Выделяют следующие уровни организации неживой природы,:
Источник