Уровни неживой природы философия

Вопрос 28

Содержание философской категории «материя» прошло многовековую эволюцию, почти столь же длительную, как и са­ма философия. На первом, наиболее раннем этапе оно тяготе­ло к наглядно-чувственным представлениям. Считалось, что материальной основой вещей являются определенные природ­ные «стихии»: вода, воздух, огонь, земля, дерево и др.

На втором этапе материя отождествлялась с атома­ми как особой формой вещества, не сводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. Материя понималась как носитель определенных свойств (протяжен­ности, плотности, тяжести, делимости, подвижности и др.), ко­торые обусловливают все свойства конкретных вещей. Сама же материя представляет собой первичное вещество, обладающее лишь свойствами устойчивости и сохранения. Это своего рода идеализированная вещь, носитель качеств, отделенный от них и в чем-то напоминающий апейрон древних.

Еще в большей степени такая направленность проявилась на рубеже XIX—XX вв., когда открытие делимости атома и превращения вещества в энергию окончательно дискредитиро­вали ориентацию на поиск конкретного вещественного аналога материи. Начался третий этап осмысления содержания фи­лософской категории «материя», в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи. Его суть четко выражена в опреде­лении материи, предложенном В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реаль­ности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копи­руется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»

В философско-гносеологическом понимании материи прои­зошло отвлечение от всех конкретных и общих свойств матери­альных образований, за исключением двух, посредством кото­рых она определяется и в настоящее время: 1) способность ма­терии существовать независимо от сознания; 2) ее способность отражаться человеческим сознанием.

На нынешнем четвертом этапе осмысления содержа­ния данной категории, начало которого датируется серединой XX в., формируется субстанциально-аксиологическая кон­цепция материи как системы, охватывающей более широкую совокупность ее атрибутов.

Читайте также:  Родная природа поэтов 19 веков

К числу атрибутов материи относят ее несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание и др. Наиболее полная характеристика содержания, взаимосвязь и взаимообусловлен­ность атрибутов материи, наличие новых, ранее не известных атрибутов составляют предмет философского поиска в рамках формирующейся субстанциально-аксиологической концепции материи. Ниже будут изложены устоявшиеся взгляды на такие атрибуты материи, как структурность, движение, простран­ство и время, сознание как атрибут высокоорганизованной ма­терии.

Структурность материи

Структурность, или структурированность, материи, это способ ее организации, обеспечивающий устойчивость мате­риальных образований. Специфика структурируемых образова­ний выражается в понятиях «уровни» и «виды» материи. Их со­держание составляют данные конкретных наук, преимуществен­но естественных. Задача философии — систематизировать эти данные путем корректировки количества уровней и видов мате­рии, выявить главные критерии различий между ними и меха­низмы взаимодействия в целостной системе.

В современных представлениях о строении материи выде­ляют структурные уровни неживой, живой и социальной материи. Они включают в себя определенное множество отно­сительно однотипных объектов, т.е. объектов, которые харак­теризуются особым типом взаимодействия между составляю­щими их элементами. Части этого множества как определен­ные группы объектов внутри их уровневого множества называют видами материи. В качестве основных видов материи выделяют вещество и поле, а неосновных — антиве­щество и антиполе.

Видами, уровнями и формами материи иногда называют не­живую (неорганическую) природу, биосферу или живую природу и общество (социальную материю). Тем не менее, несмотря на не­которую неоднозначность употребления исходных понятий, кри­терии главного из них — понятия уровня материи опреде­ляются достаточно четко. Помимо наличия определенного клас­са объектов и специфических взаимодействий между ними ука­зывают также на пространственно-временные масштабы уровней материи, на важнейшие свойства охватываемых ими объектов, степень их относительной сложности и законы изменения.

Читайте также:  Какую природу воспринял иисус

Выделяют следующие уровни организации неживой природы,:

Источник

Оцените статью