Условия неживой природы арктики

Конспект урока Окружающий мир 4 класс Тема:Зона Арктических пустынь
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.

• познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;

• учить характеризовать природную зону по плану.

• показывать природную зону на карте природных зон;

• иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);

• определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

• извлекать информацию из карты и схемы;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• рассказывать о природной зоне по плану;

• представлять информацию в виде таблицы;

• осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

• проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

• понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

2. Постановка учебной задачи (Новая тема)

Звучит песня «Где-то на белом свете».(отрывок)

— Вы услышали песню. О какой земной оси говорится в ней?

(Земная ось — воображаемая линия, проходящая через центр Земли. Проходит через северный и южный полюс.) Где живут белые медведи?

— Эта природная зона называется арктические пустыни.

— Вы хотели бы туда отправиться в путешествие?

— Что для этого нужно знать?

— Способны ли растения жить в арктической пустыне? Какие?

-Способны ли здесь обитать животные?

— Почему люди с давних времен пытались освоить Арктику?

Вы видите, что сидите вы сегодня необычно, в группах. Прочитайте, как называются ваши группы.

— Чем занимаются географы?(изучают географическое положение и климат)

— Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание по карточке.

1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края. Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте).

1. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.

Читайте также:  Рассчитать давление природного газа

Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.

Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.

-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?

-Ботаники, используя учебник, карточки с изображением растений (мхи,

полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему живут только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).

(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений)

В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.

Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.

— Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

Животных арктической зоны кормит ….(море). Морскими водорослями питаются….(рачки), а ими ….(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ….(рыба). На скалистых берегах собираются ….(чайки), ….(кайры) и ….(гагарки), здесь они выводят ….(потомство). Птиц с необычными клювами называют ….(тупики). Все звери — прекрасные ….(пловцы). От холода их защищает ….(слой жира). Это ….(моржи) и ….(тюлени). На тюленей охотятся ….(белые медведи). У них длинная густая шерсть ….(белого) цвета и ….(широкие) лапы, чтобы удобнее было ….(передвигаться по льду и снегу).

Читайте также:  Вся природа только искусство сочинение

(Дети выбирают карточки и читают рассказ, сопровождая рассказом).

1. Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.

2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.

Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.

3. Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.

4. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.

Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.

О ком мы ещё не говорили? Ничего не хотите у меня спросить? А человек тут живёт?

1.Есть ли в Арктике коренное население?

2. Чем занимается человек в Арктике?

3. Какие экологические проблемы здесь существуют?

Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.

Читайте также:  Рельеф всех природных зон

1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.

2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.

3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.

Экологические проблемы Арктики.

Работа по учебнику с.114-116.

-Чем люди занимаются в Арктике? (Ответы детей)

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)

-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.

Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.

Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).

1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.

2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.

3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.

Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.

Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.

— Где расположена зона арктических пустынь?

-Каковы природные условия в этой зоне?

-Какие растения и животные характерны для этой зоны?

Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?

-Как охраняют природу северного края?

Вопрос № 1
Где расположена природная зона арктических пустынь?

Вопрос № 2
Как называется зима в Арктике?

Вопрос № 3
Какие растения не встречаются в ледяной зоне?

Вопрос № 4
Какие животные обитают в Арктике?

Вопрос № 5
Какие птицы обитают в Арктике?

Вопрос № 6
Какие меры приняты для защиты природы Арктики?

Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

– Смогла ли ваша группа выполнить задание?

-Кто был лучшим исследователем?

— Если вам понравился урок, вы узнали новое, поднимите зеленую карточку.

— Если урок не понравился, вы не узнали ничего нового, поднимите красную карточку.

— Спасибо за урок, до свидания.

Источник

Оцените статью