Конспект урока Окружающий мир 4 класс Тема:Зона Арктических пустынь
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
• познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;
• учить характеризовать природную зону по плану.
• показывать природную зону на карте природных зон;
• иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);
• определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
• извлекать информацию из карты и схемы;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• рассказывать о природной зоне по плану;
• представлять информацию в виде таблицы;
• осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
• проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
• понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
2. Постановка учебной задачи (Новая тема)
Звучит песня «Где-то на белом свете».(отрывок)
— Вы услышали песню. О какой земной оси говорится в ней?
(Земная ось — воображаемая линия, проходящая через центр Земли. Проходит через северный и южный полюс.) Где живут белые медведи?
— Эта природная зона называется арктические пустыни.
— Вы хотели бы туда отправиться в путешествие?
— Что для этого нужно знать?
— Способны ли растения жить в арктической пустыне? Какие?
-Способны ли здесь обитать животные?
— Почему люди с давних времен пытались освоить Арктику?
Вы видите, что сидите вы сегодня необычно, в группах. Прочитайте, как называются ваши группы.
— Чем занимаются географы?(изучают географическое положение и климат)
— Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание по карточке.
1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?
3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края. Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).
(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте).
1. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.
Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.
Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.
-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?
-Ботаники, используя учебник, карточки с изображением растений (мхи,
полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.
1.Какие растения прижились в Арктике?
2.Почему живут только эти растения?
3.Как они приспособились к таким условиям?
4.Каково значение растений данной зоны?
На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).
(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений)
В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.
Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.
— Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.
1.Какие животные обитают в арктической зоне?
3.Как приспособлены к таким суровым условиям?
Животных арктической зоны кормит ….(море). Морскими водорослями питаются….(рачки), а ими ….(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ….(рыба). На скалистых берегах собираются ….(чайки), ….(кайры) и ….(гагарки), здесь они выводят ….(потомство). Птиц с необычными клювами называют ….(тупики). Все звери — прекрасные ….(пловцы). От холода их защищает ….(слой жира). Это ….(моржи) и ….(тюлени). На тюленей охотятся ….(белые медведи). У них длинная густая шерсть ….(белого) цвета и ….(широкие) лапы, чтобы удобнее было ….(передвигаться по льду и снегу).
(Дети выбирают карточки и читают рассказ, сопровождая рассказом).
1. Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.
2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.
Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.
3. Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.
4. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.
Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.
О ком мы ещё не говорили? Ничего не хотите у меня спросить? А человек тут живёт?
1.Есть ли в Арктике коренное население?
2. Чем занимается человек в Арктике?
3. Какие экологические проблемы здесь существуют?
Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.
1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.
2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.
3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.
Экологические проблемы Арктики.
Работа по учебнику с.114-116.
-Чем люди занимаются в Арктике? (Ответы детей)
-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)
-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.
Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.
Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).
1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.
2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.
3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.
Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.
Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.
— Где расположена зона арктических пустынь?
-Каковы природные условия в этой зоне?
-Какие растения и животные характерны для этой зоны?
Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?
-Как охраняют природу северного края?
Вопрос № 1
Где расположена природная зона арктических пустынь?
Вопрос № 2
Как называется зима в Арктике?
Вопрос № 3
Какие растения не встречаются в ледяной зоне?
Вопрос № 4
Какие животные обитают в Арктике?
Вопрос № 5
Какие птицы обитают в Арктике?
Вопрос № 6
Какие меры приняты для защиты природы Арктики?
Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
– Смогла ли ваша группа выполнить задание?
-Кто был лучшим исследователем?
— Если вам понравился урок, вы узнали новое, поднимите зеленую карточку.
— Если урок не понравился, вы не узнали ничего нового, поднимите красную карточку.
— Спасибо за урок, до свидания.
Источник