В природе существуют зоны где

ОГЭ по русскому языку. Задание 2

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Тема: Задание 2. Синтаксический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Задание 2. Синтаксический анализ

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. 1 балл.

(1)В природе существуют зоны, где практически нет растительности. (2)Такие природные зоны называют пустынями. (3)0ни есть на всех континентах земного шара и занимают около 11 % поверхности суши (около 16,5 млн кв. км). (4)Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли — неравномерное распределение тепла и влаги. (5)Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) нет (предложение 1)
  • 2) называют (предложение 2)
  • 3) они есть (предложение 3)
  • 4) условие для пустыни — распределение (предложение 4)
  • 5) выпадает мало осадков (предложение 5)

КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

1. Это задание, если вы внимательно прочитали формулировку, предполагает несколько ответов — как минимум два. Несомненно, оно является одним из самых сложных во всей работе.

Вам предлагается небольшой связный текст и пять вариантов ответов, в которых приводятся грамматические основы отдельных простых предложений или частей сложных предложений текста. В вариантах ответов даны в скобках номера предложений, из которых взяты основы. Невозможно указать правильные ответы, если не соотносить грамматические основы с предложениями, а просто искать среди них те, которые похожи на подлежащее и сказуемое. Прочитав параграф до конца, вы поймёте почему.

Помните о том, что, во-первых, предложение может быть односоставным (обычно сказуемым, поэтому подлежащего в нём не будет) и, во-вторых, главные члены могут быть однородными, то есть несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем.

Читайте также:  Государственное управление природными ресурсами виды

Приведём примеры односоставных предложений, в которых нет подлежащего:

2. При выделении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже (исключение составляют подлежащие, выраженные словосочетаниями, например: три сосны). Часто за подлежащее принимают местоимение мне в безличных предложениях, например: Мне это не нравится. В этом предложении подлежащего нет. Не забывайте о том, что подлежащее может быть выражено несколькими словами.

3. Найдя подлежащее, задайте от него вопрос к сказуемому, ищите слово или слова, которые поясняют подлежащее , сообщают о нём нечто новое.

Самая большая трудность в выделении сказуемого заключается в определении его границ: сколько слов включать в его состав. Это может быть как одно слово (простое глагольное сказуемое), так и два-три слова (составное сказуемое). Сравним примеры:

Предложения справа содержат составное именное сказуемое — именную часть и глагол-связку, которую легко можно опустить, например: Лес праздничный.

4. Подобная проблема возникает и в том случае, когда в предложении есть два глагола — один в спрягаемой форме, а другой в неопределённой. Сколько слов в таком предложении будет входить в состав сказуемого — два или одно? Рассмотрим примеры:

Как видим, похожие в обоих примерах формы глаголов являются разными членами предложениями: в первом сказуемое составное глагольное, во втором — простое глагольное, а неопределённая форма (инфинитив) выполняет роль дополнения. В чём же дело? Какой алгоритм использовать для разграничения подобных предложений?

Прежде всего найдите в предложении подлежащее. Это производитель действия, субъект действия. В первом примере подлежащее я , во втором — родители . В предложении может быть и объект (второстепенный член дополнение): в первом примере объекта нет, а во втором есть — меня . А теперь посмотрите, кто выполняет действие, обозначенное неопределённой формой глагола, — субъект или объект. В предложении 1 желание ( хотел ) выражает говорящий и совершать действие ( поступать ) будет он же. Следовательно, оба глагола входят в состав сказуемого.

Читайте также:  Андреев завоевание природы 1927

Совсем иная ситуация в предложении 2: родители (подлежащее, субъект действия) заставили (простое глагольное сказуемое) меня (объект), а учиться ведь буду я, т.е. объект. Следовательно, у двух глаголов разные производители действий, поэтому слово учиться не входит в состав сказуемого, а является дополнением ( заставили что? учиться ).

Такие примеры нередки в наших заданиях и в КИМ. Будьте внимательны!

Перейти к другим заданиям части 2 ОГЭ:

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Тема: Задание 2. Синтаксический анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Источник

# 8946

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В природе существуют зоны, где практически нет растительности. (2)Такие природные зоны называют пустынями. (З)Они есть на всех континентах земного шара и занимают около 11 % поверхности суши (около 16,5 млн кв. км). (4)Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли — неравномерное распределение тепла и влаги. (5)Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) нет (предложение 1)
2) называют (предложение 2)
3) они есть (предложение 3)
4) условие для пустыни — распределение (предложение 4)
5) выпадает мало осадков (предложение 5)

1) нет (предложение 1) Верно .
В природе существуют зоны, где практически нет растительности.

2) называют (предложение 2) Верно .
Такие природные зоны называют пустынями.

3) они есть (предложение 3) Неверно .
Они есть на всех континентах земного шара и занимают около 11 % поверхности суши (около 16,5 млн кв. км).

4) условие для пустыни — распределение (предложение 4) Неверно .
Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли — неравномерное распределение тепла и влаги.

5) выпадает мало осадков (предложение 5) Верно .
Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры.

Источник

Читайте также:  Береги природу чтобы быть здоровым

Практическая работа «Пунктуационный разбор простого и сложного предложения»

Я вспоминаю книги Островского и Толстого (1) Горького и Пушкина (2) Маяковского и Шолохова и говорю (3) «Спасибо вам (4) мои любимые писатели (5) первооткрыватели и учителя (6) за всё (7) за вдохновение (8) за школу (9) за уроки жизни!»

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)В природе существуют зоны, где практически нет растительности. (2) Такие природные зоны называют пустынями. (3) Они есть на всех континентах земного шара и занимают около 11% поверхности суши (около 16,5 млн кв. км). (4) Обязательное условие для формирования пустыни на поверхности земли – неравномерное распределение тепла и влаги. (5) Пустыни образуются там, где выпадает мало осадков и преобладают сухие ветры.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

2) выпадает мало осадков (предложение 5)

5) условие для пустыни – распределение (предложение 4)

Синтаксический анализ СПП

1.Сердце замирало от мысли, что там, куда струится река, почти на двести километров только лес, лес и нет никакого жилья.

2. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум.

3. Где раньше были чёрные тени от ущелий, теперь сверкает белизна, похожая на россыпи мела.

4. Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван.

5. Солнце уже показалось на горизонте в виде тусклого большого пятна, когда мужчина вошел в столовую.

Источник

Оцените статью