Валютные ценности природные драгоценные камни

§ 7. Преступления, посягающие на порядок обращения драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга и валютных ценностей

Обособленную группу образуют финансовые преступления, посягающие на порядок обращения драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга и валютных ценностей. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ). Объектом преступления являются

Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности общественные отношения в сфере денежной и кредитной деятельности и связанные с законным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга. Ряд ученых относят данное деяние к финансовым преступлениям. Однако есть и другая позиция. Так, по мнению С.Н. Мальтова, необоснованно считать основным непосредственным объектом этого преступления отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере финансов 1 . Предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий. Понятие таких предметов дается в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 2 . Драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; Природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды, сапфиры или александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Уникальные янтарные образования приравнены к драгоценным камням в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» 3 . Согласно этому Постановлению основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются: масса (свыше 1000 граммов); форма (разнообразная, фактурная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря); целостность (относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 %), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца; включая (прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны более 10 мм); цвет (разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю). Объективная сторона включает в себя следующие деяния: 1) совершение сделки с перечисленными предметами, в нарушение правил, установленных законодательством РФ; 2) незаконное хранение. В отличие от ст. 162 7 УК РСФСР 1960 г., в которой были перечислены конкретные сделки, перечень сделок 1 Мальтов С.Н . Уголовная ответственность за нарушения законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях: Автореф. дис. … к.ю.н. Красноярск, 2006. С. 11. 2 Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1463. 3 Собрание законодательства РФ. 1999. № 2. Ст. 310.

Раздел III. Преступления в сфере экономики в ст. 191 УК РФ 1996 г. не определен. Это могут быть: 1) операции с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; 2) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; 3) осуществление международных денежных переводов. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами определяется Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756. Согласно ст. 2 названного Положения сделки со слитками золота и серебра, с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро, изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям, полуфабрикатам, содержащим золото и серебро и используемым для изготовления изделий, содержащих золото и серебро, монетами, содержащими драгоценные металлы, на территории Российской Федерации могут совершать в пределах прав, предоставленных настоящим Положением в зависимости от специфики их деятельности, субъекты, являющиеся резидентами Российской Федерации, указанные в данной статье Положения. Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставленные коммерческими банками добывающим предприятиям. Сделки с монетой, содержащей драгоценные металлы, также имеют свои особенности. Такие монеты, выпущенные Центральным банком РФ, обязательны к приему во все виды платежей без ограничений по нарицательной стоимости, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Не допускается использование в этих целях монеты Российской Федерации, вышедшей из обращения, или иностранной монеты, кроме случаев, установленных ЦБ РФ. Владельцы монеты могут распоряжаться ею без ограничений с учетом требований указанного Положения. Незаконная сделка признается оконченным преступлением с момента выполнения всех действий, составляющих суть определенной сделки. Если сделка была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны. Незаконное хранение, перевозка или пересылка природных драгоценных камней, драгоценных металлов или жемчуга. Незаконное хранение – длящееся преступление, ответственность наступает независимо от продолжительности, заключается в умышленных действиях, связанных с незаконным нахождением указанных предметов во владении виновного.

Читайте также:  Государственный природный биосферный заповедник ханкайский

Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности Перевозка – умышленные действия по перемещению предметов независимо от способа и места транспортировки. Пересылка – такое перемещение предметов, которое осуществляется без участия отправителя. Для признания деяния оконченным достаточно совершения любого из этих действий. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Квалифицированные виды преступления предусмотрены ч. 2 ст. 191 УК РФ: совершение деяния в крупном размере – на сумму, превышающую 1 млн 500 тыс. руб.; организованной группой. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ). Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 214 (с изм. от 29 ноября 1993 г.) «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» 1 и Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением» 2 определяют, что добыча драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации разрешается всем юридическим лицам и гражданам РФ на основании лицензий. Объектом преступления, предусмотренного ст. 192 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие порядок сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Предметом преступления являются драгоценные металлы и драгоценные камни в сыром и необработанном виде. Объективная сторона преступления состоит в уклонении 1) от обязательной сдачи на аффинаж или 2) от обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней. Уголовная ответственность наступает, если это деяние совершено в крупном размере, т.е. стоимость указанных предметов превышает 1 млн 500 тыс. руб. Аффинаж – это процедура, металлургический процесс получения благородных металлов высокой степени чистоты путем отделения примесей. Производится только на государственных предприятиях, изготавливающих слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%. В связи с тем, что Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не установлена обя- 1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1613. 2 Собрание постановлений Правительства РФ. 1992. № 6. Ст. 29.

Читайте также:  Давайте будем вместе беречь природу

Раздел III. Преступления в сфере экономики занность продажи драгоценных металлов и камней государству, то вторая форма проявления объективной стороны данного преступления утратила свое значение. Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона преступления – прямой умысел. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Впервые уголовная ответственность за невозвращение была предусмотрена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР». В УК РСФСР была введена ст. 162 8 «Сокрытие средств в иностранной валюте». В проекте Уголовного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 24 ноября 1995 г., но не подписанного Президентом РФ, такого преступления не было. Оно вновь появилось в окончательном варианте УК РФ, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г. Рассматриваемое преступное деяние является одним из проявлений такого явления, как «бегство капиталов», ставшего предметом изучения в экономической и юридической литературе. «Бегство капиталов» понимают в широком и узком смысле. В узком смысле это отток краткосрочных частных капиталов спекулятивного характера 1 , в широком – массовый отток частных капиталов любого характера и любой срочности 2 . Бегство капиталов в период экономических кризисов и государственных переворотов (как, например, в 1980-е годы в Латинской Америке) связывают с массовой распродажей активов и с массовым изъятием вкладов со счетов местных банков с целью их перевода за рубеж 3 . Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие порядок обязательной продажи части валютной выручки государству через систему уполномоченных банков. Объективная сторона преступления заключается в невозвращении из-за границы в крупном размере (когда сумма невозвращенных средств превышает 30 млн руб.) средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. 1 Cuddington J. Capital Flight: Estimates, Issuesand Explanations // Princeton Studies in International Finance. 1986. № 58. 2 Duwendag D. Capital Flight From Developing Countries: EstimaTES AND Determinants for 25 Major Borrowers. A Societe Universitaire Europeenne de Recherches Financieres, 1987. Series № 52 А. Такого же мнения придерживается и Всемирный банк – Word Bank. World Development Report. 1985. N.Y., 1985. 3 Dornbusch R . Mexico: Stabilization and Growth // Econjmic Policy 2. Wasc., World Bank, 1998.

Читайте также:  Все три природных ресурсов

Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности Все предприятия и организации независимо от форм собственности осуществляют обязательную продажу валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке. Задачи валютной политики были определены указами Президента РФ от 30 декабря 1991 г. № 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР» и от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взыскания экспортных пошлин» 1 . Размер обязательной продажи валютной выручки в валютный резерв неоднократно менялся. Существовавший порядок продажи 30% валютной выручки в Валютный резерв Центрального банка РФ с 1 июля 1993 г. был отменен, и было установлено, что все предприятия осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем рынке РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки» обязательной продаже подлежало 75% валютной выручки. Под валютной выручкой понимаются все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности 2 . Преступление признается оконченным с момента окончания срока, установленного для перевода иностранной валюты на счета уполномоченных банков. Субъект преступления специальный: руководитель организации независимо от формы собственности. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В соответствии с принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» размер обязательной продажи части валютной выручки был снижен до 30%. Таким образом, в зависимости от социально-экономических условий этот размер менялся: от 30% в 1992 г. до 50% и 75% и снова 30% в 2003 г. В ст. 21 данного Закона был определен порядок обязательной продажи, сроки продажи. Однако эта статья действовала до 1 января 2007 г. Таким образом, в настоящее время нет правовой нормы, из которой вытекает обязанность обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Необходимости в существовании уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за нарушение уже отмененной обязанности нет. Следовательно, норма выполнила свою роль по обеспечению эко- 1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5084. 2 Собрание законодательства РФ. 1999. № 11. Ст. 1279.

Источник

Оцените статью