Гамаюн
Большую часть жизни Виктор Васнецов (1848–1926) писал картины по мотивам русских сказок и старинных преданий. Художник полагал, что в сказках, былинах и песнях, на которых воспитывались поколения детей, заключен «целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Он увлекся древнерусской литературой, будучи студентом семинарии. В сказочный русский терем художник превратил собственный дом-мастерскую, построенный по его эскизам, а также — главный фасад Третьяковской галереи в Москве.
В юности Васнецов иллюстрировал сказки и научные труды известного в свое время педагога Николая Столпянского, посвященные проблеме народного образования. Также художника увлекали русские пословицы и поговорки, которым он посвятил альбом рисунков, вышедший в свет в 1867 году.
Былины, сказки, легенды
Первым и самым масштабным полотном, открывшим так называемый былинный цикл в творчестве Васнецова, стали «Богатыри». Художник работал над этой картиной более 25 лет: первые эскизы к ней он создал в парижской мастерской Василия Поленова в 1870-е, а окончательный вариант представил в 1898 году. Он утверждал, что «всегда только Русью и жил».
«Во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы»,
Картина «Гамаюн», представленная в экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств, тоже была закончена в 1898. Гамаюн в народных легендах — вещая птица, глашатай богов. Ее изображают как полуптицу-получеловека с женским лицом и грудью. Однако трактовки образа разнятся: иногда это райская птица, несущая счастье и блаженство, иногда — предвестница беды. Васнецов остановился на втором варианте — об этом говорит апокалиптическая атмосфера, которой пронизана работа: крылья у Гамаюн черного цвета, лицо исполнено тревоги. Считалось, что вещая птица прилетает к людям на рассвете вместе с бурными ветрами и ураганом. Художник изобразил ее сидящей на сказочном растении.
Картина получилась не совсем «васнецовской» — историки искусства указывают на связь этого образа с эстетикой символизма, более тревожной и усложненной. Васнецов же обычно изображал сказочных и мифологических существ в реалистических тонах.
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
В своих полотнах Виктор Михайлович Васнецов достаточно часто изображал персонажей старинных русских былин, сказочных героев устного творчества. Художник пытался донести, что картина должна быть достоверна, передавать не только прошлое, но и настоящее.
На цикл полотен, посвященных русскому фольклору, его подвигли воспоминания детства. С ранних лет видя неповторимые сельские пейзажи, слушая рассказы стариков, впитал любовь к своему краю.
Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица – посланник богов. На заре спускается Гамаюн к людям и поет им свои песни, рассказывая о скором будущем и грядущих событиях. Только не каждый может разобрать ее пение, ибо вместе с ней на земле появляется сильный ветер. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. Рассмотрим внимательно это произведение. Что мы видим? В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади. На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется. Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. На стволе расположилась птица. Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки. Волосы ее развиваются, когтями она крепко держится на извилистом дереве, чтобы сопутствующей ветер не унес ее. Взор очей устремлен вдаль. В глазах застыла тревога. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза. Тело Гамаюна наклонено чуть вперед, это говорит о том, что она не только видит грядущие события, но и старается донести весть богов до людей. Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор.
Арт-стили
- Гравюры
- Жанровая живопись
- Иконы
- Иллюстрация
- Историческая живопись
- Итальянская живопись
- Конструктивизм
- Лофт
- Луминизм
- Минимализм
- Немецкая живопись
- Неоклассицизм
- Норвежская живопись
- Объективизм
- Парижская школа
- Пейзажная живопись
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности.
Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», написанной в 1897 году. Гамаюн в славянской мифологии – это птица с женским лицом и грудью, вестница бурь, ураганов. Она обладала прекрасным голосом и могла предсказать будущее только особым людям, которые её слышат и понимают даже среди звуков природы: в ливне дождя, в шуме травы, в порыве ветра. Люди считали, что Гамаюн — это посланница бога, связывающая два мира, предсказывающая события.
На полотне изображена птица с тревожным лицом женщины, она сидит на изящном дереве и взирает куда-то вдаль. Сильно контрастируют черные крылья на ярком, сияющем фоне – сильные, пластичные, готовые к полету. Вот-вот взмахнет крылом и взлетит. Очень завораживает в этой картине противоречивое настроение: одновременно спокойные, но и в то же время буйные краски, умиротворенная природа и диссонирующая Гамаюн.
Некоторые искусствоведы считаю, что крылья — это символ возрождения. В дальнейшем творчество Васнецова способствует развитию таких стилей как символизм и модернизм. В том числе и благодаря Виктору Васнецову было возрождено и передано последующим поколениям уникальное творчество и мифология славянских народов.
Год написания картины: 1897.
Размеры картины: 200 х 150 см.
Жанр: мифологическая живопись.
Стиль: романтизм, символизм.
Галерея: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала, Россия.
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Художник специализировался на мифологических и исторических предметах. Часто рисовал в фольклорном и романтическом стилях живописи. Он считал, что истинное произведение передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.
Васнецов заимствовал сюжет картины из русских народных легенд, баллад и сказок. На этот выбор повлияло его детство. Жил художник в сельской местности с холмистыми перелесками и густым лесом, с извилистыми и широкими долинами. С самых ранних лет Васнецов слышал народные легенды и эпические
В 1897 году Васнецов нарисовал картину «Гамаюн, птица вещая». Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто. Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.
Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Этот необычный облик привлекает внимание. Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Основным преимуществом является красочный эффект картины. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх.
Смотря на картину, возникает чувство безумной тревоги. Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.
Источник