Васнецов картины птица радости птица печали

Описание картины Виктора Васнецова «Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост)

Описание картины Виктора Васнецова «Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост)

Творчество В. М. Васнецова – это сказки, былины, мифы, исторические и фольклорные сюжеты. В том числе нередки обращения художника к древнеславянской языческой тематике. Не является исключением известная картина «Песнь радости и печали», законченная в 1896 году.

В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Первая птица обещает рай когда-то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц-полулюдей является традиционным. Васнецов допустил

отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах.

Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы – Алконост не чувствует сама себя, когда поет.

Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.

Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.

Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю.

Картина, написанная маслом по холсту, входит в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи. Это одно из наиболее известных творений художника. В 1899 году молодой поэт-символист Блок посвятил картине одно из своих стихотворений.

Источник

Песня вещих птиц. Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Собрание Государственной Третьяковской галереи

Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков.

Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых.

Читайте также:  Ансамбль синяя птица состав сейчас

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович

Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.

Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора.

Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.

В.М. Васнецов «Птица Гамаюн. Эскиз к торжественному панно-хоругви» 1895

В.М. Васнецов «Птица Гамаюн» 1897 Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн».

Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку.

В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи.

Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека.

Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами.

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент – Сирин

Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации.

Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

Читайте также:  Вакцина живая сальмонеллеза птиц

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент - Алконост

Информация (на 21.11.2017):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 26.

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

Источник

Картины Васнецова В. М. :» Сирин и Алканост. Птица радости и птица печали. «

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое. На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.

живопись
поэзия
Автор:
Васнецов Виктор
Страна:
Россия
Век:
XIX
Сирин и Алконост – это мифические девы-птицы. В образах этих сказочных существ славянская мифология перекликается с древнегреческой. Птица-Сирин заставляет вспомнить о сиренах, завораживающих путешественников своими чарующими голосами. Алконост — тоже напоминает персонаж древнегреческого мифа о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Однако у славян птицы-девы воспринимаются в несколько ином смысле. На старинных лубках их изображения нередко сопровождаются словами о магической власти над человеческими душами. Кто окажется поблизости, тот от пения все в мире забывает, после чего «ум от него отходит и душа из тела выходит. Святых же она песнями утешает, многие блага им обещает».

Некоторые исследователи упоминают и славянскую легенду о сотворении мира. Среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья.

Читайте также:  Аппликация домашние птицы подготовительная группа аппликация

Согласно другим поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

На картине Васнецова Сирин и Алконост — два неразлучных символа, пара противоположностей.
Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола.

Живопись на уроках музыки

Картина Виктора Васнецова вдохновила Александра Блока на создание стихотворения
«Птицы радости и печали».

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив.
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей.
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!
Другая — вся печалью мощной
Истощена, изнурена.
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна.
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло.
Вдали — багровые зарницы,
Небес померкла бирюза.
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза.

Правда, Блок называет Сирином светлый образ, что противоречит славянским мифологическим традициям. Но некоторая путаница в именах не умаляет яркости поэтического прочтения картины.

Методический прием озвучивания живописи в данном случае имеет особенно крепкую основу. Ведь помимо графического, художественный образ подкреплен еще и поэтическим прочтением. Причем и картина, и стихотворение являются подлинными шедеврами искусства, созданными гениальными мастерами Серебрянного века.

Но самое важное — это ярко выраженный контраст, заложенный в самом сюжете картины. А значит, творческая задача естественным образом будет требовать использования контрастных средств музыкальной выразительности. Сочиняя вокальные мелодии — дети наверняка смогут противопоставить мажор и минор. Инструментальные композиции могут содержать регистровые, темповые, динамические контрасты. Интересным решением может оказаться создание вокально-инструментально-танцевальной композиции.

После того, как образы будут представлены по очереди (например, двумя группами детей), попробуйте решить более сложную творческую задачу. Ведь на полотне Васнецова обе сказочные птицы являются неразрывным целым. Предложите ребятам поимпровизировать парами — стараясь сохранять и контраст, и единство образов.

Прикрепленные файлы:
В.Васнецов. Сирин и алконост. (картина в хорошем разрешении). jpg (2.51 МБ)
Материалы п

Источник

Оцените статью