Таксим Максеми, Бейоглу, Стамбул. Фото: trthaber.com. Османская империя – это богатое переплетение культуры, религии и истории, которое содержит в себе завораживающие примеры восхищения миром природы. Одним из этих удивительных примеров было почитание птиц, которое находило выражение в различных формах, включая создание замысловатых каменных птичьих гнезд. Эти гнезда не только служили практической цели, но и символизировали глубокую связь между людьми и птичьим миром. Почему османы придавали большое значение птицам и строили для них каменные дома? Символизм птиц в османской культуре На протяжении всей истории человечества во многих культурах птицы имели особое символическое значение, часто олицетворяя свободу, спокойствие и связь с Божественным. В Османской империи этот символизм был глубоко переплетен с религиозными и культурными традициями империи. Птицы рассматривались как посланники, символы духовности и посредники между земным и небесным миром. Семь долин, или история о поисках легендарной птицы СимургМечеть Бали-паши, Фатих, Стамбул. Фото: trthaber.com. Каменные «птичьи дома» – чудеса архитектуры Каменные гнезда, известные в Турции как «куш эвлери» («птичьи дома») или «куш сарайлары» («птичьи дворцы»), представляют из себя чудеса архитектуры, созданные османами для привлечения птиц и предоставления им жилища. Эти гнезда с замысловатой резьбой и дизайном часто сооружались на фасадах мечетей, медресе, дворцов и других значимых зданий. Они демонстрируют художественную изобретательность османов и их желание создавать гармоничные пространства как для людей, так и для птиц. Почитание через искусство и архитектуру Размещение каменных гнезд на важных зданиях служило символическим жестом уважения и почитания мира птиц. Османское общество считало, что птицы являются особыми Божьими созданиями, и их обитание в этих каменных гнездах демонстрировало приверженность империи к сосуществованию с природой. Почитание мира природы было неотъемлемой частью их самобытности.
Медресе Сейид Хасан-паши – Фатих. Фото: trthaber.com. Мечеть Султана Ахмеда: одно из самых знаковых сооружений Стамбула (ФОТО) Духовная связь В османской исламской культуре птицы также имели свой особый духовный подтекст. В исламской традиции птицы рассматривались как существа, способные восхвалять Бога на языке, понятном небесам. Эта идея глубоко перекликалась с османскими суфийскими традициями, где полет птиц часто рассматривался как метафора путешествия души к Божественному. Гармония между человеком и природой Почитание птиц посредством строительства каменных гнезд стало примером особого подхода Османской империи к поддержанию гармонии с природой. Османы понимали, что природа является проявлением Божественного творения, и стремились найти баланс между развитием человеческой цивилизации и сохранением окружающей среды.
Мечеть Большая Селимие – Ускюдар. Фото: trthaber.com. Крепость, которая защищала Каабу и Масджид аль-Харам Наследие и вдохновение Хотя Османская империя давно распалась, ее наследие почитания птиц и искусство создания каменных гнезд продолжает вызывать восхищение. Сегодня эти гнезда служат напоминанием о том времени, когда люди стремились поддерживать уважительную связь с миром природы. С помощью этих архитектурных чудес османы выражали свое почтение к миру птиц. Создание каменных гнезд для птиц и их подкармливание отражают глубокое понимание взаимосвязи всех живых существ. Места в Стамбуле, где можно увидеть каменные птичьи дома:
«Какая бы (резаная или колотая) рана ни постигала Пророка (мир ему благословение), он обязательно наносил на нее хенну». (Передается в сборнике ат-Тирмизи, хадисе от Салма умму Рафи’, служанки Пророка)
Тафсир ( в переводе с арабского – возвещение, открытие тайного смысла) – это наука, занимающаяся толкование текстов Священного Корана. Необходимость в таких толкованиях возникла по причине неправильного понимания многими верующими смысла аятов Корана, вследствие чего у них возникали трудности и противоречия с выполнением заветов Аллаха. Ученых, занимающихся этой наукой, называют муфассирами, или толкователями Корана. Стать муфассирами могут только избранные – потребуется не только безупречное знание арабского языка, но и глубокое изучение жизни Пророка Мухаммада и истории создания Великой книги.
Наши современники любят наряжаться модно и изысканно, однако порой переходят границы дозволенного. Даже некоторые духовные лица позволяют себе носить галстук. В связи с этим высказываются неоднозначные оценки…
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «У отца по отношению к ребенку три обязанности: после рождения ребенка дать хорошее имя, обучить Корану и после достижения совершеннолетия женить или отдать замуж». Передано от Гумара (да будет доволен им Аллах). Поистине, к нему пришел некий человек со своим сыном и сказал: «Поистине, мой сын грешит по отношению ко мне». Гумар (р.г.) сказал этому сыну: «Разве ты не боишься гнева Аллаха за грех по отношению к своему отцу?»
Пророк (мир ему) рассказывал: «взяв за руку, ангел посадил меня на престол из белого жемчуга, стоявший на рубиновых ножках. Внезапно я услышал голос: «О, Мухаммад!» Меня охватил ужас. Я не мог соображать, и мне показалось, что падаю с престола».
Источник