- Урок 29. В гости к весне
- 2. Изменения в живой природе
- Окружающий мир 2 класс 2 часть В гости к весне стр. 86 – 89
- 1) По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.
- 2) Что изменилось весной в жизни растений и животных?
- 3) Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной. Сделайте сообщение классу.
- Сообщение «Изменения в неживой природе весной» для 2 класса
- Сообщение «Изменение в живой природе весной» для 2 класса
- 4) Расскажите, какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать.
- 5) В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ об одном из растений, изображённых на рисунке (по своему выбору). Что нового вам удалось о нём узнать?
- Мать-и-мачеха
- Медуница
- Хохлатка
- Ветреница лютичная
- Чистяк весенний
- 6) Расскажите, какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
- 7) Узнайте перелётных птиц на рисунке.
- 8) Подумайте, как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе. Постарайтесь показать эти связи с помощью модели.
- Три примера модели связей между живой и неживой природой для 2 класса
- Домашнее задание
- 1) Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?
- 2) Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?
Урок 29. В гости к весне
Ледоход – движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.
Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.
Проталина – место, где стаял снег, и открылась земля.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 2 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.86 – 89.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 54-58.
От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. /А.А.Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Весна — время года, следующее за зимой и предшествующее лету, ещё её называют утром года. Весна состоит из трёх календарных месяцев: март, апрель, май.
В старину было особое отношение у людей к этому периоду, поэтому и названия давали нежные и радостные. Март называли протальник. Ведь когда-то он был не только первым весенним месяцем, но и первым месяцем нового года. Следующий весенний месяц – апрель. Апрель называли снегогон. А май в старину называли травень.
О солнце зимой говорят: «Светит, да не греет», но, а весеннем солнышке, так не скажешь. Солнце поднимается намного выше, чем в зимнее время, и по-настоящему греет.
Самый главный признак весны, это потепление, дни заметно удлиняются. Везде тает снег, журчат звонкие ручейки. Слой льда на водоёмах начинает трескаться, темнеть и таять, начинается ледоход. Лёд с треском плывёт по реке и ломается и водой заливаются луга и низины. Начинается половодье. В старину в это время люди с поклоном просили реку не причинять вреда и бросали корни травы в воду.
Свисают сосульки с крыш, а в полдень, когда сильнее пригревает солнышко, начинают таять сосульки и звенит весенняя капель. От весеннего тепла оттаивает и почва. Накапливается в ней много влаги. Земля постепенно высыхает, но в глубине влажность остаётся. Это влага даёт травам и цветам новую жизнь.
Весна делится на три периода. Ранняя весна или весна света наступает ещё 15 февраля. В это время уже приходят первые вестники весны, которые показывают, что уже скоро настанет весна. Настоящая весна или весна воды начинается 22 марта. Весну встречают второй раз. Праздник второй встречи весны называли «сороки». В старину с раннего утра на сороки матери для детишек пекли печенье в виде птичек 40 штук. Дети нанизывали их на палки и прутики, забирались на крыши и закликали птиц. Зелёная весна или расцвет весны, самый красивый и самый долгий период весны. Третья встреча весны 7 апреля. В старину в этот день выпускали из клеток на волю певчих птиц.
Весна — это богатый период на праздники, но самый главный — это Пасха. Недаром его называли праздников праздник. В каждый год Пасха бывает в разное время, люди радуются цветущей природе. Перед Пасхой, в последнее воскресенье, люди несут в храм цветущую вербу. По традиции гибкими молодыми веточками легонечко похлопывают детей и приговаривают: «Как вербочка растёт, так и ты расти».
Весной все деревья и кустарники оживают. По их стволам начинается движение сока. Люди начинают собирать берёзовый сок. Он очень вкусный и богатый на витамины. И люди неосознанно причиняют большой вред деревьям, пытаясь собрать как можно больше сока.
Другие признаки пробуждения растений весной — это набухание почек и распускание первых листиков. Первыми из деревьев зацветают ольха и тополь. Весной у них появляются соцветия, серёжки. Так же рано цветёт ива.
Из кустарников первыми зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, бывают серёжки. А волчье лыко имеет розовые ароматные цветки. Оно ядовитое растение! Этот кустарник встречается в наших лесах очень редко и нуждается в строгой охране. Позднее зацветает берёза, черёмуха.
В лесах, на лугах и полях раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, чистяк и хохлатка.
От тепла весной насекомые выходят из оцепенения и покидают свои зимние убежища. Из тёплых краев к нам возвращаются перелётные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: там, где растаял снег, можно найти прошлогодние семена и плоды, появились насекомые. Первыми прилетают грачи. Считается, с их прилётом и начинается у нас весна. Следом за грачами прилетают скворцы, потом жаворонки и зяблики. Позже других прилетают стрижи и ласточки, потому, что им нужно, чтобы в воздухе появилось по больше летающих насекомых. Птицы в гнёзда откладывают яйца и насиживают их, согревают своим теплом. Весной звери выходят из своей зимней спячки. Они бывают сильно похудевшими и начинают искать корм. А ещё у них начинается линька. Свою тёплую шубку они меняют на лёгкую летнюю. У ласки, белки, зайца, вновь меняется цвет меха.
У большинства зверушек рождаются детки. Взрослые животные заботятся о своём потомстве: кормят, защищают от врагов. Для большинства животных, как видите, весна-это время размножения. И охота в это время года запрещена.
Весной у людей много работы на полях, они готовят почву для посевов и сеют просо, рожь, ячмень. В огородах сажают ранние культуры: лук, укроп, петрушку, морковь и т.д. Розовыми и белыми накидками покрываются сады — цветут яблони, сливы, вишни.
Закончим урок словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина «Всё прекрасное на земле – от Солнца и всё хорошее – от человека».
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейку. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
Разбор типового тренировочного задания
2. Соедините изображения и названия птиц.
Варианты ответа: Зяблик, Ласточка, Скворец, Жаворонок
Источник
2. Изменения в живой природе
Весной, хотя кое-где ещё лежит снег, уже начинают цвести раннецветущие растения . Они питаются запасами, которые накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.
Весной из тёплых краёв возвращаются перелётные птицы. Первыми появляются грачи. Затем прилетают скворцы и жаворонки, а вслед за ними зяблики. Когда начинается разлив рек, возвращаются гуси и утки. Позже, когда в воздухе появляется большое количество насекомых, прилетают стрижи и ласточки.
Зимующие птицы встречают приближение весны песнями и весёлым чириканьем. Весной у птиц полно забот. Они строят свои гнёзда, высиживают в них яйца. Затем заботятся о птенцах.
Весной выходят из укрытий и просыпаются звери, которые всю зиму спали. За зиму звери сильно похудели и теперь стараются найти побольше корма. Весной многие животные сбрасывают толстую зимнюю шерсть — линяют. Их шубка становится лёгкой. Теперь им будет не так жарко на весеннем солнце.
Источник
Окружающий мир 2 класс 2 часть В гости к весне стр. 86 – 89
1) По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.
Учебник «Окружающий мир» приглашает нас в гости к весне. Посмотрим, что изменилось с приходом этого времени года.
Весной стало теплее. Уже нет сильных морозов и даже ночью лужи не замерзают. Солнце поднимается всё выше, и продолжительность дня увеличилась.
Ещё случаются снегопады, но часто идёт и просто дождь.
2) Что изменилось весной в жизни растений и животных?
Как только стаял снег, появились и первые цветы, а потом и начала зеленеть травка.
На деревьях набухли почки.
Стали прилетать птицы с тёплых краёв, в лесах просыпаются животные, которые спали всю зиму — медведи, ежи и другие.
3) Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной. Сделайте сообщение классу.
Сообщение «Изменения в неживой природе весной» для 2 класса
С приходом весны увеличилась долгота светового дня.
Ночь и день почти сравнялись по продолжительности.
А солнце стало выше подниматься по небосводу.
Из-за этого стало ощутимо теплее.
Снег начал таять, побежали весёлые ручейки.
Сугробы осели и стали грязными.
С крыш застучала капель, и выросли сосульки.
Лёд на реках начал опускаться и открылась чистая вода.
Небо стало более голубым, ярким, по нему теперь бегут высокие белые облака.
Снегопады почти прекратились, но по ночам случаются заморозки, и лужи покрываются тонкой корочкой льда.
Сообщение «Изменение в живой природе весной» для 2 класса
Ранней весной, как только открываются от снега пригорки, на них распускаются первые цветы, первоцветы.
Это в основном луковичные растения. Они с осени запасли питательные вещества в своих луковицах и сейчас оживают — мать-и-мачеха, ветреница, медуница.
Прилетели перелётные птицы, а те, которые зимовали, начали весело петь.
Весной просыпаются и животные, которые впадали в зимнюю спячку.
Появляются первые бабочки.
4) Расскажите, какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать.
Мы наблюдали следующие весенние изменения в неживой природе: таяние снега, ручейки, лужи, сосульки.
Мы заметили, как увеличилась продолжительность дня и теперь в школу мы идём, когда совсем светло.
Солнце стало очень тёплым и ощутимо пригревает.
Прекратились снегопады, а один раз шёл дождь.
Эти изменения мы занесли в «Научный дневник».
5) В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ об одном из растений, изображённых на рисунке (по своему выбору). Что нового вам удалось о нём узнать?
Мать-и-мачеха
Это растение называют самым смелым, потому что оно цветёт очень рано, в начале апреля.
Своими цветками оно похоже на одуванчик, но цветёт, когда у него ещё не появились листья.
Листья у мать-и-мачехи появятся только в мае, когда она отцветёт.
Это растение обладает лекарственными свойствами и помогает лечить кашель.
Мать-и-мачеха размножается с помощью семян и корней.
Медуница
Это растение также цветёт в апреле, одним из первых.
Медуница знаменита своими соцветиями, которые постепенно меняют свой цвет.
Сначала они красного цвета, потом становятся фиолетовыми и, наконец, синими.
Таким образом медуница привлекает насекомых опылителей.
Медуница редкое растение и во многих регионах внесена в Красную книгу.
Хохлатка
Этот цветок называют торопливым. Ведь хохлатка цветёт очень рано.
Его цветки сиреневые и они быстро увядают, если растение сорвать.
За период цветения хохлатка набирает питательные вещества в луковицы. Потом её цветки опадают, а под землёй остаётся клубень растения.
Размножается хохлатка и семенами, которые зацветают только через 4–5 лет и разносятся муравьями.
В природе известно более 100 видов хохлатки.
Ветреница лютичная
Это растение цветёт чуть позже хохлатки и состоит из трёх частей.
Под землёй спрятан длинный горизонтальный корень, из которого растёт стебелёк с тремя листьями.
А на макушке растения жёлтые цветы.
Ветреница красиво качается на ветру, почему и получила своё название.
Эта ветреница цветками похожа на лютик, поэтому и носит такое название. Но бывают и другие ветреницы — дубравная и лесная, они более редкие.
Чистяк весенний
Цветёт одновременно с ветреницей и имеет жёлтые цветки.
Но в отличие от ветреницы его цветки имеют побольше лепестков, они более пышные.
Размножается чистяк семенами и клубеньками, которые появляются прямо на стебле.
6) Расскажите, какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
Я видела, как напротив нашего дома, на пригорке расцвела мать-и-мачеха.
Я наблюдала прилёт грачей и скворцов. Эти птицы одними из первых появляются в наших краях.
И также я видела несколько первых бабочек — крапивницу и павлиний глаз.
7) Узнайте перелётных птиц на рисунке.
На рисунке первым справа показан Скворец, за ним мы видим птицу под названием Зяблик, третий нарисован Жаворонок и последней — Трясогузка.
8) Подумайте, как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе. Постарайтесь показать эти связи с помощью модели.
Изменения в неживой природе весной приводят к изменениям в живой.
Три примера модели связей между живой и неживой природой для 2 класса
1. Увеличение продолжительности дня — Таяние снега — Появление проталин — Первые цветы.
2. Таяние снега — Появление проталин — Прилёт перелётных птиц.
3. Высота подъёма солнца над горизонтом — Повышение температуры воздуха — Появление первых бабочек.
Домашнее задание
1) Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?
С приходом весны солнце всё выше поднимается над горизонтом и увеличивается продолжительность светового дня.
Солнце лучше прогревает землю, начинает таять снег, бегут ручьи, появляются проталины, становится тепло.
2) Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?
В неживой природе тает снег, вскрываются ото льда реки, начинается половодье, идут дожди.
В живой природе расцветают первые цветы, прилетают птицы, просыпаются звери, появляются насекомые.
Источник