Весенний гомон птичьих стай

Конспект урока ИЗО «Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве» (6 класс Шпикалова Т.Я.) по технологии АМО

Вид творческой работы: графические зарисовки птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Автор учебника: Шпикалова Т. Я. и др.

Тип урока: Тип урока: комбинированный

1. Сформировать представления о связи искусства и окружающего мира природы.

2.1.Развивать познавательный интерес, фантазию и воображение на основе олицетворения вымышленных персонажей.

3.1. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

3.2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру .

1.1. Добиться понимания учащимися особенностей художественного образа – птицы – в разных видах искусства.

1.2.Возбудить интерес к осознанному вычленению различных средств выразительности в работах известных художников.

1.3.Расширить представления о создании фантазийных образов.

2.1. Обучить выполнению рисунков птиц по памяти, по представлению, с натуры.

2.2. Побудить детей к самостоятельному поиску вариантов выполнения творческого задания.

2.3. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

3.1.Развить умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

3.2. Организовать работу в парах.

3.3. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока:

Актуализируют – знания о пейзаже и анималистическом жанрах искусства.

Приобретут – представления о особенностях художественного образа – птицы – в разных видах искусства, умения выполнять с натуры, по памяти, по представлению зарисовку птицы.

Закрепят – умения применять графические приёмы в создании выразительного изображения.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Восприятие произведений живописцев, абашевской глиняной, богородской резной игрушек, архангельской щепной птицы, русских орнаментов для вышивки, хохломской росписи по дереву, сосудов из Скопина, воплощающих образы птиц и пробуждение весенней природы.

Средства художественной выразительности в изображении образов птиц.

Восприятие образа птицы в народе.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап 1. Приветствие. 1 мин.

АМО «Поздоровайтесь как…»

Цель: Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и поприветствуйте соседа по столу так, как здороваются очень хорошие друзья.

Этап 2. Погружение в тему (определение целей урока), 6 мин

Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.

Вот и пришла долгожданная весна. В народном календаре три встречи весны. 17 марта вспоминают Герасима-грачевника, приговаривая «Герасим-грачевник грача на Русь вернёт» или «Грач на дворе – весна во дворе». Посмотрите на экран.

· Как называется картина? (Грачи прилетели).

· Кто автор этой картины? (Саврасов).

· К какому жанру относится это произведение?(Пейзаж)

· Каковы ваши впечатления от произведения?

22 марта вторая встреча Сороки – «Сорок пичуг на Русь пробираются», возвращаются дружно из тёплых стран. И первая среди них – жаворонок.

· Какая традиция есть в русских семьях отмечать этот день?

Читайте также:  Благоварский птицефабрика номер телефона

( выпекали из теста булочки в виде птичек, выходили на улицу и зазывали птиц).

И третья встреча особенная. Принято считать, что на Благовещение (7 апреля) весна зиму поборола. «Благовещение – птиц на волю отпущение»

Ребята, у вас на столах лежит птица, с обратной стороны написан вопрос. На экране вы видите пословицы и поговорки. Посмотрите на плакат, вы видите на нём, дерево, солнышко. Птичек не хватает. Вам надо прочитать вопрос и ответить на него пословицей. Ответите правильно – птичку прикрепим на плакат.

(Работают в парах, один читает вопрос, второй – ответ. Правильно – крепят птицу на плакат)

1. Задумываясь над счастьем, люди приговаривают…(Счастье – вольная пташка; где захотела, там и села).

2. Без родительских советов да наказов не стать молодому подростку хозяином. (Птица не только деток кормит, а и летать учит).

3. Приветлив человек к птицам, зовёт он их Божьими, небесными, вольными, порою он завидует им. (Эх, крылья бы, крылья мне! Птицей взвился бы, полетел. Снесите, вольные птицы, поклон на родимую сторонушку).

4. Какой поговоркой напутствуют молодожёна — сына в семье? (Учись, умная голова, у глупой птицы, как детей учить).

5. Вместе с зорькой поднимался пахарь, вместе с солнышком принимался за работу… (Какая пташка раньше проснулась, та и корму скорее нашла. Рано птица с гнезда поднялась – сытнее детят-птенцов накормила).

6. Что сказали бы молодой маме, оставившей деток без присмотра?

(И птица за собой выводок водит)

7. Что сказали бы о богатом человеке? (Все есть, только птичьего молока нет).

8. Что сказали бы о выскочках, кичащихся своим положением? (Не велика птица. Залетела птица выше своего полета).

9. Чем красив человек? (Красна птица пером, а человек ученьем.)

Вот и к нам на урок прилетели птички, как бы предлагая нам посвятить им наш сегодняшний урок.

Давайте попробуем угадать, чем мы будем заниматься на уроке.

(примерные ответы детей: будем рисовать, смотреть картины, лепить, делать коллаж, иллюстрировать стихи или рассказы).

Замечательно. Мы будем рассматривать изображения птиц в разных видах искусства, узнаем об восприятии образа птицы человеком и, конечно, будем выполнять зарисовки птиц.

Этап 3. Определение ожиданий и опасений учащихся. 2 мин.

— Понимание класса и каждого ученика в отдельности;

— создание условий для детей определиться со своими образовательными целями.

Жизненный опыт целыми веками подсказывал русскому народу приметы, перед которыми с некоторой долей изумления останавливаются даже умудрённые наукой люди, не знающие, чем и как объяснить их происхождение. Например: если сидит, ощипывается домашняя птица – к ненастью, ходит «вольная» — к хорошей погоде.

(Купаются в подорожной пыли мелкие птахи- щебетухи – к дождю.

Летают низко над землёй ласточки – к дождю и др.)

Читайте также:  Все перелетные птицы вернутся

На столах у ребят вырезанные из бумаги лучики и серые тучки. Учитель предлагает определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученикам предлагается написать на лучиках , а опасения — на тучках. Те, кто записал, подходят к плакату и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои лучики и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.

Фаза 2 «Работа над темой»

Этап 4. Закрепление изученного (обсуждение д/з). 5 мин.

АМО «Иллюстрируем текст»

Цель: Закрепление и осмысление уже известных знаний.

Напоминаю отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Песня о Родине», по которому вы готовили домашнее задание

Как засмотрится мне нынче, как задышится.

Воздух крут перед грозой – крут да вязок.

10. Какой поговоркой напутствуют молодожёна — сына в семье? (Учись, умная голова, у глупой птицы, как детей учить).

11. Вместе с зорькой поднимался пахарь, вместе с солнышком принимался за работу… (Какая пташка раньше проснулась, та и корму скорее нашла. Рано птица с гнезда поднялась – сытнее детят-птенцов накормила).

12. Что сказали бы молодой маме, оставившей деток без присмотра?

(И птица за собой выводок водит)

13. Что сказали бы о богатом человеке? (Все есть, только птичьего молока нет).

14. Что сказали бы о выскочках, кичащихся своим положением? (Не велика птица. Залетела птица выше своего полета).

15. Чем красив человек? (Красна птица пером, а человек ученьем.)

Вот и к нам на урок прилетели птички, как бы предлагая нам посвятить им наш сегодняшний урок.

Давайте попробуем угадать, чем мы будем заниматься на уроке.

(примерные ответы детей: будем рисовать, смотреть картины, лепить, делать коллаж, иллюстрировать стихи или рассказы).

Замечательно. Мы будем рассматривать изображения птиц в разных видах искусства, узнаем об восприятии образа птицы человеком и, конечно, будем выполнять зарисовки птиц.

Этап 3. Определение ожиданий и опасений учащихся. 2 мин.

— Понимание класса и каждого ученика в отдельности;

— создание условий для детей определиться со своими образовательными целями.

Жизненный опыт целыми веками подсказывал русскому народу приметы, перед которыми с некоторой долей изумления останавливаются даже умудрённые наукой люди, не знающие, чем и как объяснить их происхождение. Например: если сидит, ощипывается домашняя птица – к ненастью, ходит «вольная» — к хорошей погоде.

(Купаются в подорожной пыли мелкие птахи- щебетухи – к дождю.

Летают низко над землёй ласточки – к дождю и др.)

На столах у ребят вырезанные из бумаги лучики и серые тучки. Учитель предлагает определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученикам предлагается написать на лучиках , а опасения — на тучках. Те, кто записал, подходят к плакату и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои лучики и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.

Читайте также:  Все о сороки птицы

Фаза 2 «Работа над темой»

Этап 4. Закрепление изученного (обсуждение д/з). 5 мин.

АМО «Иллюстрируем текст»

Цель: Закрепление и осмысление уже известных знаний.

Напоминаю отрывок из стихотворения В. Высоцкого «Песня о Родине», по которому вы готовили домашнее задание

Как засмотрится мне нынче, как задышится.

Воздух крут перед грозой – крут да вязок.

Садилась на тот сырой дуб,

Помоется росою с этой шелковой травы,

Райскую птицу услышал богатырь Поток Иванович. Он умыл свои ослепшие очи и тотчас прозрел (Духовный стих. «Сорок Калик с Каликою»).

(Работа с учебником стр.184-187. Рассматриваем иллюстрации в учебнике, презентации и предметы выставки в классе.)

o Абашевская глиняная, богородской резная игрушки

o Архангельская щепная птица

o Русские орнаменты для вышивки

o Хохломская роспись по дереву

o Сосуды из Скопина, воплощающие образы птиц и пробуждение весенней природы.

  • Средства художественной выразительности в изображении образов птиц.
  • К какому жанру относятся произведения, изображающие птиц?

Этап 6. Проработка темы 15 минут

Цель: Выполнить с натуры, по памяти, по представлению зарисовки птицы.

· Определи, образ какой птицы ты зарисуешь на уроке и будешь лепить на следующем.

· В зависимости от выбора выполни зарисовки этой птицы с учётом того, будет ли этот образ связан с реально существующей птицей, вымыслом или декоративным решением (птица-свистулька, птица-сосуд).

· Реши, какой техники будешь придерживаться в рисовании, какие материалы будешь использовать.

· Практическое выполнение задания.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап 7. Эмоциональная разрядка 2 мин.

Цель: организация динамической паузы, восстановление потраченной энергии, снятие напряжения.

Читаю закличку, на втором чтении все изображают закличку пантомимой.

Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам,
Жаворонушки,
Нам весну красну да красно летеце.

Так как урок проходит накануне праздника «Сороки», когда издавна на Руси встречали этот праздник, выпекая из теста булочки в виде птичек, работники нашей школьной столовой напекли для вас сказочных птичек-жаворонков (показываю) и угощают вас. (Забирают на перемене).

Этап 8. Рефлексия 3 мин.

Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов

Ребята, спасибо за урок, вы хорошо потрудились, но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

14. Урок дал мне для жизни…

Домашнее задание. 1 мин.

1. Подумай над вопросами учебника стр.187-188.

Приготовь материал для работы на следующем уроке (пластилин, глина, солёное тесто – по желанию)

Источник

Оцените статью