Вездеход грачева синяя птица

Птенцы гнезда Грачева: рассказываем историю знаменитых «Синих птиц» и их сородичей

 Птенцы гнезда Грачева: рассказываем историю знаменитых «Синих птиц» и их сородичей

Федор Лапшин

А мфибии «Синяя птица» для поиска и эвакуации космонавтов многие видели на фотографиях, а наш Константин Сорокин — даже в рабочем процессе, в степи, куда приземлялись спускаемые аппараты. Так вот, автор «Синих птиц» — Виталий Андреевич Грачев, прославленный конструктор и бессменный руководитель специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ. Это СКБ было создано в 1954 году для разработки артиллерийских тягачей высокой проходимости — но кто бы знал тогда, что ­выйдет из его стен!

В музее ЗИЛа, что в Сокольниках, воссоздан кабинет Грачева: у стены — пианино (он прекрасно играл), на столе — документы и ежедневник с выцветшими записями, к доске прикреплена копия чертежа «Синей птицы». «Твори, выдумывай, пробуй» — таков был популярный в Советском Союзе лозунг. И Грачев с учениками творил: за свою жизнь он создал 88 образцов — один необычнее другого. Вездеходы, амфибии, снегоходы, шнекоходы и пневмоходы космического вида. Грачев опередил эпоху настолько, что автопром не мог угнаться за ним.

Впрочем, в те годы все человечество рвалось в будущее. В музее хранится старый альбом СКБ с фотокопиями и переводами зарубежных публикаций о проектах того времени: «Журнал Commercial Motor, 1955. Это, вероятно, самый необычный безрельсовый поезд (. ) все его семь прицепов имеют электромоторы, приводящие каждое колесо. (. ) Как прицепы сохраняют нужное направление, когда поезд делает поворот, является некоторой тайной». Я листал картонные страницы с замиранием сердца: наверняка их касался Грачев!

Его первым прототипом, построенным на московском автозаводе, стал ЗИС-Э134, четырехосный грузовик с кабиной ЗИС-151 и автобусным гидротрансформатором. Это было в августе 1955-го.

Читайте также:  Акт контрольной проработки птицы

Меньше чем через год появился плавающий вариант с оригинальным оперением — по сути, прообраз «Синей птицы». В том же году Грачев построил маленький угловатый «луноход» с тремя равнорасположенными осями, а следом такую колесную формулу получил грузовик ЗИЛ-157Р. Шины-дутики, мост по центру и задние подруливающие колеса давали массу преимуществ: вездеход ехал по глубокому снегу, слабым грунтам и прекрасно маневрировал, поскольку колеса каждого борта шли практически по одной колее.

Источник

Оцените статью