Вид беседы предполагающей установление причин происходящих явлений природы

§ 9. Беседа как метод ознакомления детей с природой

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:
для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром, кинофильма и т. д.);
для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
В каждой беседе решается задача развития речи детей.
В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные (или предварительные), эвристические и итоговые.
Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.
Рассмотрим пример установочной беседы.
Беседа перед чтением книги С. Маршака «Усатый-полосатый в средней группе
«Дети, отгадайте, кого мне вчера подарили. Усатый, полосатый, маленькие лапки, а в лапках — цап-царапки. А у вас дома есть кошка или котенок? Какие они? (Воспитатель побуждает детей рассказать о внешнем виде, повадках кошки, выражает свое отношение к рассказам детей.) Посмотрите, какую интересную книгу я нашла в шкафу. Тоже про котенка. И называется она так забавно: «Усатый-полосатый». Написал эту книжку писатель С. Маршак. Наверное у него был такой же озорной котенок. Послушайте, что он рассказал нам про своего котенка».
В процессе такой установочной беседы воспитатель вызывает у детей интерес к предстоящему чтению, состояние ожидания.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательны здач развитие речи-доказательства.
Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении. Приведем пример (запись беседы).
Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся Е1 разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:
Витя. Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени.
Воспитатель. Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добивается более точного ответа.) — —
Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.
Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.
Нина. Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.
В и т я. А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.
Костя. А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!
Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.
Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу «Что где растет»), так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о животных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных) .
Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.
Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования — оживить впечатления детей помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания-связей требуется особый вид наглядного материала — различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.
Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особенностей, общих признаков, связей и отношений.
Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несущественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает ее план. Он выделяет основные части беседы, обдумывает, какие задачи можно решить и какие приемы помогут это сделать наиболее успешно.
Например, организуя беседу о птицах с детьми старшей группы, воспитатель может наметить следующий план:
1. Рассмотреть картины с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, снегирь, синица, волнистый попугай и т. д.) и воспроизвести знания о внешнем виде, месте и среде обитания, приспособлении к жизни на земле и в воздухе.
2. Выявить значение передвижения птиц по воздуху (установить связь между передвижением птиц, поиском пищи и защитой от врагов).
3. Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма зимой и приспособлением).
4, Сформировать понятие «птицы» (выделить общие для класса птиц признаки: живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи ног; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу).
В ходе такой беседы задаются различные вопросы: репродуктивные и поисковые. Используется сравнение по признакам различия и сходства. Можно опираться на опыт детей.
Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

Читайте также:  Государственные природные заказники какие задачи решаются

Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М.»Просвещение»,1992.

Источник

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» (2 фото)

Экологические беседы принято делить на следующие виды:

установочные, эвристические и итоговые

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Публикация «Консультация для педагогов „Методика проведения экологических бесед с дошкольниками“» размещена в разделах

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений,труда и т. д.

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

*Не давать детям удаляться от главной темы.

Неуклонно вести к конечным выводам.

*Не прерывать детей без безусловной необходимости. *Относить замечания и поправки к концу.

*Не требовать полных ответов. *Беседа должна вестись естественно

*Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.

*Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

*Побуждать детей к вопросам.

*Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

*Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно.

Читайте также:  Акт чс природного характера

Фото «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»

Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении Физкультурный досуг — одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга — это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в.

Консультация для воспитателей «Методика проведения режимных моментов» Консультация для молодых воспитателей на тему: «Методика проведения режимных моментов». С утра до вечера. (режимные моменты в саду) Приём.

Консультация для педагогов и родителей воспитанников ДОУ «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками» «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками» В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Методика обучения метанию» (2 часть) Обучение метанию даль. Такой вид движения, как метание, часто используются детьми в самостоятельных играх. Упражнения данного вида имеют.

Методика проведения игровых развивающих ситуаций в младших группах В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы.

Консультация «Методика проведения индивидуальной работы с детьми подготовительной группы» В детстве ярко появляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками.

Методика проведения прогулок Методика проведения прогулок для детей 2-4 года. [/h3][/b]Методика это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия,.

Методика проведения рефлексивно-оценочного этапа мастер-класса «Ученый кот» Авторы: Дортанс М. В. Баклыкова С. В. На листе ватмана рисуем макет дерева с ветками, но без листьев. Листья вырезаем отдельно.

Методика проведения утренней гимнастики у детей младшего дошкольного возраста Утренняя гимнастика одна из составляющих модели двигательного режима детей в дошкольном учреждении. Её организация направлена на решение.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Читайте также:  Виды волгоградской области природа

Источник

Оцените статью