Пейзаж в разных видах искусства
Пейзаж – уникальный жанр. Он нашел отражение почти во всех видах искусства. Сам жанр никогда не потеряет своей актуальности. В мировой истории художественного искусства наблюдались и взлеты его популярности, и падения. Но полного забвения он не претерпит никогда.
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Пейзаж в разных видах искусства»
“ Только в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи; там-то и надо ее искать и нигде более”.
Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Пейзаж – уникальный жанр. Он нашел отражение почти во всех видах искусства. Сам жанр никогда не потеряет своей актуальности. В мировой истории художественного искусства наблюдались и взлеты его популярности, и падения. Но полного забвения он не претерпит никогда.
Первые элементы этого жанра появились еще в эпоху неолита. Это удивительно – первобытный человек, занятый в основном охотой, начал замечать и частично изображать земную поверхность и растения. Далее многие века подряд древние художники применяли в своих произведениях только частичное изображение природы.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленэрного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.
С пейзажем в декоративно-прикладном искусстве мы сталкиваемся еще в начальной школе. Самое распространенное явление – это аппликация, которую школьники выполняют из бумаги, ваты или частей засушенных растений. И среди прочих заданий создают на уроках труда свои первые пейзажные композиции.
Федоскинская лаковая миниатюра среди прочих сюжетов славится своими пейзажами. Все дело, конечно, в особой технике исполнения с применением перламутра. На федоскинских миниатюрах просвечивающийся из под живописного слоя перламутр передает необыкновенно живо то переливчатое сияние облачного неба, то мерцающий блеск заснеженных полей.
В конце 19 века появилась популярная в наше время пирография. Старые мастера всегда непосредственно связывали технику пирографии с реальными вещами, украшая выжиганием бытовые предметы. Сейчас такой четкой тенденции уже нет. Пейзажи выполняются в технике выжигания и становятся самостоятельными произведениями искусства.
Это всего лишь малая часть разновидностей ДПИ, где прекрасно воссоздаются пейзажи. Дружба этого жанра и декоративно-прикладных искусств заслуживает отдельной статьи.
Скульптура – прекрасный, сложный в исполнении вид искусства. Первой мыслью является кажущаяся несовместимость пейзажного жанра и скульптуры. Но это не так. Тут необходимо вспомнить, что рельеф и его виды тоже являются скульптурой.
Сейчас рельеф все чаще применяют в интерьере. Современный дизайн интерьера – вещь настолько разнообразная, что описывать ее можно в многотомных изданиях. И все же веяния нынешнего дизайна имеют в основе стили прошлого. Например, применение в интерьере разновидностей рельефа – это не заслуга наших дней. Схематические изображения пейзажей встречаются в рельефах, созданных мастерами Ассирии и Месопотамии, и были — в современном понимании — смесью жанров, где присутствовали батальные или бытовые сцены. Храмы Древнего Египта и Древней Греции были украшены великолепными рельефами. А в эпоху Возрождения, с появлением венецианской штукатурки, начался новый этап в использовании этой скульптурной разновидности.
Скульптор, работающий в рельефе, имеет большие возможности для разнообразия изображений: пейзаж становится доступным как в живописи или графике. Это позволяет в пределах квартиры иметь скульптурный шедевр. Но тут, конечно, важна уместность. И компетентность дизайнера.
Около двух с половиной тысячелетий назад основатель Персидской империи Кир Великий приказал разбить прекрасные сады в шумной столице Персии. Парацельс, немецко-швейцарский естествоиспытатель XVI века, следовал той же логике, когда писал: «Искусство исцеления исходит от природы, а не от врача».
В конце 20 – начале 21 века стал весьма актуальным ландшафтный дизайн. Это яркий пример создания «живого» пейзажа – некое сращение искусства и медитативных практик. Ученые говорят о том, что любое воздействие природной эстетики помогает человеку расслабиться, действует успокаивающе.
Созерцание пейзажей даже помогает бороться с депрессией и рядом других нервных и психических расстройств. Психо-эмоциональное воздействие пейзажа зависит не только от разнообразия рельефных форм, наличия водных объектов и разных растительных сообществ, но и от их сочетания. И это полезное удовольствие мы можем получить от ландшафтных дизайнеров даже на небольшом личном участке суши.
Наша страна издревле имеет одну несокрушимую силу – русское слово. Эмоциональная пронзительность нашего языка нашла отражение в фольклоре, поэзии, прозе. Для русских писателей и поэтов природа стала не только вдохновением, но главной героиней их произведений.
Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место. В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла. И речь не только о фоне для действия главных героев или создания местного колорита, но и отражением душевного состояния персонажей, источником философских рассуждений автора или вообще имеет символическое значение.
У гениев русской литературы описание природы сопоставимо с полотнами художников- пейзажистов – настолько живо и проникновенно оно исполнено.
Музыка присутствует всегда и везде. Она радует, волнует, заставляет задуматься о вечном. Многообразие музыки связано с многообразием человеческих чувств. Пейзаж – один из источников эмоционального отклика у человека. Поэтому вполне понятно, что музыкантов издавна привлекала тема природы. Природа подарила музыке звуки и тембры, которые слышатся в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.
Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.
В современную жизнь цифровая фотография вошла настолько плотно, что без нее невозможно представить ни встреч с друзьями, ни путешествия. Первое, что делает человек, принявший в руки фотокамеру – это наводит фокус на ближайшую группу деревьев или закатное небо.
Начинающие фотографы считают данный жанр самым простым – все рядом, все привычно. Но в том и состоит одна из главных сложностей пейзажа – увидеть гармонию природы в привычных вещах. При съемке пейзажа необходимо использовать правила композиции и светописи. Так что знаний для качественных фотопейзажей понадобится чуть больше, чем для селфи в ближайшем парке.
Мы часто смотрим фильмы, не выделяя для себя пейзаж, как самостоятельное явление. И только панорамные съемки привлекают наше внимание. Но не все произведения кинематографа могут похвастаться достаточным их количеством, тем более несущим существенную смысловую нагрузку.
Для кинопейзажа характерно показывание развития явлений. Так, в монтажных кинокадрах может быть показан пейзаж с восходящим солнцем. Красота такого пейзажа будет заключаться в показе того, как постепенно меняются краски, как природа озаряется солнечными лучами, как непрерывно изменяется колорит, составляющий всю специфическую прелесть кинопейзажа.
Век цифровых технологий разнообразен на развлечения. Одним из них являются компьютерные игры. Мы не будем говорить о них, как о социальном явлении или спорном воздействии на человеческий мозг. Компьютерная игра в своей визуальной основе имеет современный вид искусства – компьютерную графику. А правительством США в 2011 году компьютерные игры вообще были признаны отдельным видом искусства.
Пейзаж продумывается геймдизайнерами не только для заполнения пространства и эстетичного вида, но и выполнения других функций. Например, ориентирование на местности придуманного мира, подсказки дороги, помощь в разгадке головоломок. Правильная по композиции панорама даёт ещё один бонус: помогает понять предысторию и прочувствовать настроение. А также вид на красивый пейзаж даёт возможность передохнуть между напряжёнными моментами.
В заключении надо сказать, что пейзаж – не только прерогатива искусства. Если философски всмотреться в окружающий нас мир, то можно обнаружить, что наша жизнь совершенно неотделима от природы и ее изображений в той или иной форме. Увлеченность человека пейзажем объяснима: природа совершенна. Она как идеальной огранки бриллиант – рассматривать можно бесконечно. Осознавая эту красоту, думаю, каждый захочет быть художником.
А что может быть прекраснее, чем художник, созерцающий в своих работах совершенное творение Всевышнего.
1.Бойченко Н.В., «Пейзаж в литературном произведении», 2012
2.Кетул Маджмудар , «Пейзажи в геймдизайне»,2020
https://medium.com/nyc-design/function-of-vistas-and-views-in-game-design-5bd069cfc05f
3. Озеров Р., художественная галерея Арт СПб , www.art-spb.ru
4.«Удобная усадьба» «Психо-эмоциональное воздействие пейзажа» http://cozyhomestead.ru/Uchastok_3692.html
5. Федотов Г. «Дарите людям красоту», М., Просвещение, 1985
6. infourok . ru «Пейзаж в музыке»
Источник