I. Нормативы качества окружающей среды и их контроль
Важным направлением мониторинговых исследований является оценка качества окружающей среды.
Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.
В основу нормативов качества положены три показателя:
- медицинский(пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
- технологический(способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и условия его жизнедеятельности);
- научно-технический(способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам).
Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического, радиационного и другого воздействия.
Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается:
- соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам;
- утверждением этих нормативов специально уполномоченными органами государства;
- обязательностью выполнения данных нормативов для всех хозяйственных субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их неисполнение.
Экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам (Протасов В.Ф., 1995).
Экологические требования устанавливаются на трех уровнях:
- к хозяйствующим субъектам;
- к стадиям хозяйственного процесса (планирование, размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов);
- к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т.д.).
Природоохранные нормы и нормативы характеризуют соотношение общества и природы. Эти нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значительной мере предопределяют и экономические процессы. Являясь по существу экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.
1. Виды норм и нормативов качества окружающей среды
Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа — естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем — «предболезнь» и далее, при сохранении той же интенсивности воздействия, развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.
Нормы и нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.
Источник
22.Нормирование качества окружающей среды. Виды экологических нормативов.
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.
Цель экологического нормирования:
- установление научно обоснованных пределов воздействий человека на окружающую среду, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы.
Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.
Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого — «Нормирование в области охраны окружающей среды — определяет систему экологических нормативов, критерии их установления. Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:
- Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);
- Водном кодексе РФ (ст. 35);
- Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30);
- Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 11, 12);
- Лесном кодексе РФ (ст. 87);
- Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17);
- Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47);
- Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18);
- Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.
Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.
Система экологических нормативов включает:
- нормативы качества окружающей среды;
- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.
Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды»
Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Экологические нормативы – установленные законом пределы допустимого негативного воздействия на окружающую среду
Нормированием в области охраны окружающей среды принято считать и установление нормативов качества окружающей среды, и нормативы допустимого негативного воздействия на нее. Кроме того, сюда же можно отнести нормативы, которые совокупно отслеживают любое негативное воздействие и возможности его не только предотвращать, но и заранее прогнозировать (что важно). Главной целью экологического нормирования можно назвать сохранение экосистем и биологического разнообразия.
Виды экологических нормативов
Этапы разработки нормативов в области охраны окружающей среды:
В первую очередь проводится ряд научно-исследовательских работ для дальнейшего обоснования экологических нормативов; После чего приводятся основания для разработки или же пересмотра данных нормативов; Далее утверждается и публикуется перечень нормативов в области охраны окружающей среды; Разработка экологических нормативов завершается проведением оценки для прогнозирования различного рода последствий их применения.
Согласно ФЗ «“Об охране окружающей среды», нормативы можно подразделить на:
-химические нормативы – например, нормативы предельно допустимого содержания каких-либо веществ в атмосфере
-физические нормативы – например, показатель уровня радиации
-биологические нормативы – показатель разнообразия флоры и фауны на определенной местности (число видов животных и растений), сохранности биосистемы
-иные нормативы (определяются с помощью специфических лабораторных методов и зрительного наблюдения за процессами внешней среды).
НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ И СБРОСОВ
Устанавливаются для предприятий, у которых есть стационарный источник неблагоприятных выбросов или сбросов. Перечень официально зарегистрированных вредных веществ размещен после этого абзаца
Лимиты на выбросы и сбросы
Ранее деятельность предприятий регулировалась установленными лимитами на выбросы и сбросы ЗВ. Однако на текущий момент времени они заменены временно разрешенными выбросами (ВРВ) и временно разрешенными сбросами (ВРС), как и зафиксированы в ФЗ “Об охране окружающей среды”. Для объектов различных категорий порядок их установления различается. Например, у объектов 1 категории есть следующие возможности:
-установить лимиты ВРВ и ВРС таким же образом, как ранее, до получения КЭР
-установить лимиты ВРВ и ВРС в процессе получения КЭР – этот вариант может быть применен только в случае наличия у организации одобренной программы повышения экологической эффективности.
Что же касается объектов 2 и 3 категории, то для них ВРВ и ВРС устанавливается через соответствующие разрешения.
ВРВ и ВРС могут быть установлены только в рамках осуществления плана мероприятий по охране окружающей среды. Поэтому для объектов 2 и 3 категории ВРВ и ВРС определяются в ходе выполнения этого плана.
Расчет НДВ (нормативов допустимых выбросов) и НДС (нормативов допустимых сбросов) обязателен для объектов 1 и 2 категории в процессе строительства и уже готовых и функционирующих объектов 2 категории. В то же время их не устанавливают для объектов 3 и 4 категорий, если они не используют в своей работе высокотоксичные и радиоактивные вещества.
НОРМАТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТЫ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
Документ, регулирующий данный вид нормативов — Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к деятельности юр. лиц и ИП на объектах 1 категории. Регламент вступил в силу 6 июня 2020 года.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
Технологические нормативы представляют собой ограничения по количеству допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. Они являются обязательными для объектов 1 категории опасности и устанавливаются КЭР. Таким образом, КЭР – это основной и главный документ для предприятий 1 категории.
Если Ваше предприятие было включено в утвержденный Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 список из 300 пилотных объектов 1 категории, то Вам необходимо получить КЭР до 31 декабря 2022 года. Если Ваше предприятие не попадает в этот список, Ваш срок получения КЭР — до 1 января 2025 года.
В том случае, если компания располагает сразу несколькими объектами 1 категории, КЭР необходимо получать на каждый из них по отдельности. Если кроме объектов 1 категории, в ее владение также водят объекты иных классов, то экологические нормативы не включаются в КЭР.
Санкции за отсутствие КЭР предусматривают штраф до 100 000 рублей.
Для производственных площадок 1 категории также обязательным является разработка программы ПЭК и составление статистической отчетности по форме 2-ТП. Отчет по ПЭК должен быть сдан в срок до 25 марта следующего за отчетным года.
Источник