Тема 4. Кадастры природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.
Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:
- государственную регистрацию природопользователей;
- количественный учет природных ресурсов;
- бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
- водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
- лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
- кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
- промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
- кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
- обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
- кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
- кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
- формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
- по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
- инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
- плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
- специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Источник
Лекция 10. Экономическая оценка природных ресурсов
Экономическая оценка природных ресурсов – это определение в денежном выражении хозяйственного эффекта (ценности) от использования ресурсов в выбранных вариантах.
Понятие оценки связано с философской категорией «ценность». Ценность отражает значение объекта, обусловленное человеческой потребностью в нем и характерными свойствами самого объекта. Оценка ПР состоит в сопоставлении свойств, присущих ресурсам, с критериями ценности, которые выдвигает человеческое общество. В зависимости от вида человеческих потребностей ценность может быть материальной, социально-политической, эстетической и др. При этом выделяют:
- экономическую оценку – определение общественной полезности ПР (т.е. вклада в удовлетворение потребностей через производство или потребление);
- внеэкономическую оценку – определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях.
Вариантность оценок предполагает использование различных показателей:
- натуральных (тонна, м 3 , баррель и др.);
- баллов (например, оценка относительной величины источников ресурсов, их хозяйственной значимости);
- денежных.
Объективную основу экономической оценки ПР составляют:
- дифференциация ПР по их географическому положению, по качеству и по особенностям природной среды размещения (климатическим, погодным, пространственным, пограничным – совместному расположению с другими ресурсами, физическим и качественным характеристикам и параметрам, условиям безопасной эксплуатации и др.);
- наличие альтернативных ПР и ресурсозаменителей;
- альтернативность и технологическое разнообразие освоения и эксплуатации ПР;
- конкурентные различия в технико-экономическом уровне освоения и эксплуатации ПР;
- ограниченность, естественная восполнимость, воспроизводимость и невосполнимость ПР;
- кратность и дифференциация направлений и эффективности использования ПР и произведенной на их основе продукции.
Экономическая оценка ПР производится при принятии решения о возможности освоения ресурса или использовании ресурса в качестве заменителя другого ресурса до разработки технико-экономического обоснования проекта эксплуатации ресурса, для кадастровых оценок, для определения величины арендной платы (ренты) и других целей.
Экономическая оценка ПР необходима для обеспечения задач природопользования:
- обоснования баланса использования и потребления ПР и их общей эффективности);
- учета стоимости ПР в составе богатства страны;
- прогнозирования и планирования использования ПР;
- системы налогообложения и экономического стимулирования в сфере природопользования;
- обоснования стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития страны, ее регионов и территориальных образований;
- определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
- решения других задач, связанных с рациональным использованием ПР.
Экономическая оценка природных ресурсов базируется на следующих основных принципах.
1. Принцип комплексности предусматривает учет всех ПР, входящих в состав оцениваемого объекта (как используемых, так и подвергаемых негативному воздействию), а также учет всех полезных качеств ПР, которые проявляются при данном варианте природопользования, либо теряются временно или навсегда.
2. Принцип охраны условий жизнедеятельности человека и природы предполагает сбалансированный учет экологических и экономических интересов общества и обеспечение гарантий прав человека на благоприятную окружающую среду.
3. Принцип императива воспроизводства природных ресурсов означает, что ПР, которые отрабатываются в процессе эксплуатации, должны быть воспроизведены в экономическом или физическом отношении.
4. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом предполагает поиск такого варианта использования ПР, входящих в состав природного объекта, при котором природный объект имеет наивысшую оценку.
5. Принцип учета фактора времени предусматривает приведение разновременных затрат и результатов с помощью соответствующих коэффициентов к моменту оценки ПР.
Источник