1 Сущность системы платежей за природные ресурсы
Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки – субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.
Система платежей за природные ресурсы — это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.
Плата за природные ресурсы — это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:
1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.
2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.
3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:
1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;
2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;
3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.
Принцип «платности использования ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 1991 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:
Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
Улучшение охраны окружающей среды;
Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.
2 Виды платежей за природные ресурсы
Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий — нарушителей.
Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) в общем виде взимается:
За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
На воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.
Плата за пользование природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.
В настоящее время платежи за природные ресурсы регламентируются следующими основными законами РФ: «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.; «О плате за землю», 1991 г.; «Об охране окружающей среды», 1991 г.; «Об акцизах», 1991 г.; «Земельный кодекс», 1991 г.; «О недрах», 1992 г.; О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», 1995 г.; «О животном мире», 1995 г.; «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.; «Водный кодекс РФ», 1995 г.; «Лесной кодекс РФ», 1997 г.
Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В настоящее время этот вид платежей установлен только по недрам. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.
Источник
37.Платность использования (виды платежей)
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
* за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
* за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
* на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания:
пользование в пределах лимита;
сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований — за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.
Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
* земля (налог, средняя плата);
* лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);
* водные ресурсы (водный налог);
* животный мир (плата за пользование объектами животного мира);
* недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).
Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще — единой методологии по установлению ресурсных платежей.
38.Плата за негативное воздействие на ос
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Виды негативного воздействия перечислены Это:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
— сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;
— размещение отходов производства и потребления;
Плата установлена не за все перечисленные виды вредного воздействия. что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства.
Обязанность по внесению платы предусмотрена также специальными законами — Федеральным законом
Круг лиц, обязанных вносить плату: Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. (В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая обязанность.)
Что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором.
Организации, имеющие филиалы или представительства, вносят плату за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками экологических платежей. Но они могут уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.
Источник