15.2. Задатки, склонности и способности
Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологических) и психофизиологических (в том числе нейрофизиологических, биохимических и биофизических) основ, влияющих на предрасположенность индивида к успешному осуществлению той или иной деятельности. Конечно, строением мозга не предусмотрено, какой вид деятельности будет осуществлять человек. Это зависит от конкретных социально-исторических и социально-экономических условий его жизни. Дело здесь в другом, а именно: большая или меньшая возбудимость и подвижность нервных процессов, тонкость звукоразличительной дифференцировки слухового анализатора, легкость формирования специфического «чувства времени», длинные и гибкие пальцы – это несомненные музыкальные задатки. Но трансформируются ли эти задатки в музыкальные способности вовсе не определено самим фактом их наличия. С другой стороны, совершенно очевидно, что если два человека с одинаковым усердием будут заниматься музыкой, то больших успехов добьется тот из них, у кого изначально более благоприятные задатки. Задатки, таким образом, служат важной предпосылкой развития способностей, хотя сами способности развиваются именно в деятельности.
Как задатки развития определенных способностей могут рассматриваться и типы высшей нервной деятельности. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (сангвиноидный темперамент) благоприятствуют формированию организаторских способностей. Слабая нервная система, представители которой обладают высокой чувствительностью, благоприятна для формирования художественных способностей.
Первым признаком наличия у человека определенных задатков являются склонности. Склонности проявляются в стремлении ребенка к определенной деятельности, в интересе к содержанию тех или иных сфер человеческой деятельности. Тесная взаимосвязь между задатками и склонностями наблюдается и у взрослых. Иногда в жизни бывает так, что у человека не было возможности реализовать свои способности, например, к живописи. Но вот резкая перемена условий жизни приводит к тому, что ранее проявлявшиеся склонности на основе определенных задатков вдруг получают возможность развиться и у человека резко проявляются способности к той же живописи. Показателем склонностей является страстное влечение к деятельности, обусловленное не внешними причинами («признание», «успех»), а именно глубинным тяготением к ней.
Вот почему так важно предоставить ребенку самые широкие возможности для приобщения к различным видам труда, спорта и искусства. Тогда смогут проявиться его склонности, и на основе имеющихся задатков развиться способности. А реализация социально ценных способностей станет источником утверждения человеком себя и своего человеческого достоинства в социуме. Ведь именно социально ценные способности и придают человеку высшую ценность среди других людей.
15.3. Структура, виды и уровни развития способностей
Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей – это их строение, их состав.
Так, структура математических способностей включает в себя следующие образования: способность к обобщению, способность к свертыванию процесса математического рассуждения, высокий уровень оперативной памяти, гибкость мыслительных процессов и т.п. Структура литературных способностей предполагает высокое развитие эстетических чувств, высокую сензитивность к средовым воздействиям, развитую образную память, богатое воображение, чувство языка, высокую экспрессивность и т.п. Специфическое строение имеют музыкальные, педагогические, конструкторские, врачебные способности и.т.д. Для структуры способностей очень важны и свойства темперамента и характера, поскольку именно они обеспечивают единство, общую гармонию в реализации человеком своего потенциала.
Различают также виды способностей: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система психических свойств, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности.
Специальные способности – это такие психические свойства, которые позволяют индивиду достигать высоких результатов в какой-либо определенной сфере деятельности.
К общим способностям относится преобладающая у человека типология одного из трех типов людей, выделенных И.П.Павловым: «художественный», «мыслительный» или «средний» тип. Эта типология основана на преобладании первой или второй сигнальной системы у данного индивида. Тем, у кого преобладает первая сигнальная система, свойственны яркость образов, впечатлительность, эмоциональность. Им легче даются профессии художника, актера, музыканта, поэта. Тем, у кого преобладает вторая сигнальная система, легче оперировать абстракциями, словесно-логическими и понятийными схемами. Им легче даются профессии, относящиеся к точным наукам. «Средний» тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем. Такие люди находят себя в широком круге человеческих профессий, в частности в системах: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника».
Специальные способности обусловлены задатками и склонностями к определенному и весьма специфическому виду деятельности. Так, способность к игре в шахматы, музыкальные или двигательные способности – это именно специальные способности. Они предполагают особые задатки и особые компоненты (так, например, двигательные способности, как, скажем, к балетным танцам, предполагают особое строение тела, опорно-двигательного аппарата, нервно-мышечного аппарата, особые свойства нервной системы, обеспечивающие быстроту и точность восприятия и управления собственными движениями. Именно поэтому в хореографических училищах существует особая система отбора детей).
По уровню развития способностей выделяют следующие степени их проявления: одаренность, талантливость, гениальность.
Одаренность – это наличие у человека задатков и склонностей, которые проявляются в формировании и проявлении у него способностей к тому или иному виду деятельности, о чем можно судить по быстрым темпам овладения ею и высоких результатах осуществления. Различают общую одаренность и специальную – по характеристике проявленных способностей. О человеке говорят «одаренный» до тех пор, пока он показывает успешную динамику в овладении деятельностью и ожидается, что покажет высокие результаты.
Когда уровень развития способностей обеспечивает такие результаты деятельности, которые отличаются принципиальной новизной, недостижимостью для других и выделяются своей социальной ценностью, они определяются как талант, талантливость. Талант – это высочайший уровень развития способностей, который обеспечивает создание выдающихся произведений искусства, достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. Талантливый человек – огромная ценность в человеческом сообществе, поскольку все выдающиеся открытия, произведения техники и искусства созданы именно талантливыми людьми.
Высшая степень талантливости – гениальность. Гениальность – это такой уровень развития способностей человека, при котором результаты его деятельности составляют целую эпоху в жизни общества и навсегда входят в сокровищницу человеческой культуры и цивилизации. Гениальные люди – достояние всех землян. Именно гении человечества служат путеводными маяками в вековечной борьбе людей за истину, добро и красоту как высшие ценности, составляющие смысл жизни человека и человечества.
Невозможно представить себе жизнь людей без «Джоконды» гениального Леонардо да Винчи. Без бессмертных трагедий гениального Уильяма Шекспира. Гений привносит в жизнь всех людей нечто такое, что делает невозможной их прежнее существование. Становится нельзя жить так, как если бы «Моны Лизы» не было. Она есть. И сам факт присутствия этого шедевра в мире людей служит как бы напоминанием, к чему должны стремиться люди. Гений отличается от таланта тем, что открывает новые горизонты и новые пути человеческого существования. Люди, одаренные гениальными способностями к разным видам деятельности именуются конгениальными.
Источник
Задатки, способности и их классификация.
Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены.
Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном примере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние — особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность — это способность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. В противном случае само слово «способность» становится бессмысленным. Поэтому подобная особенность нервно-психической организации человека остается безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и получит ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных задатков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный человек имеет соответствующие природные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например, есть редкая и ценная профессия — парфюмеры, которые могут быть названы «композиторами ароматов». Основная их задача создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный выпуск новых сортов духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей представляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особенностях строения и функционирования обонятельного анализатора.
Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь подразделяются на:
• общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
• теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
• учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
• способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Источник