Тема 3.3: «Декоративная стилизация природных форм»
Прежде чем приступить к выполнению данного задания, необходимо повторить и ещё раз внимательно изучить материал предыдущих занятий. Поскольку дальнейшие манипуляции с объектами, могут правильно выполняться при условии прочного закрепления знаний из предыдущих лекций.
Элементы натюрморта состоят из более простых предметов, чем природные органические формы. Так, форму кувшина можно охарактеризовать – она состоит из цилиндра и шара, чайник – это полусфера, и т.д. Формы растений и животных гораздо сложнее и в них далеко не всегда видны чёткие членения на фигуры.
Задания по стилизации природных форм имеют методологическую связь с дисциплинами «Дизайн и рекламные технологии» и «Дизайн-проектирование». В данных дисциплинах изучаются основы построения фирменного стиля, в базовой основе которого — визуальном знаке, лежит стилизованное изображение объекта. Данный знак является конструктивной базой, ан которой основывается построение всех элементов фирменного стиля, а затем оформляются все носители стиля для фирмы.
В процессе стилизации природных мотивов можно идти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо сразу выполнять стилизацию, отталкиваясь от природных свойств объектов. Оба подхода имеют возможность существовать, однако в первом случае, имеется возможность понять характерные особенности строения, архитектонику, пластику объекта, а также есть возможность «приручить» руку к форе объекта. Рисование одного и того же предмета позволяет кисти руки «запомнить» много раз пройденный путь по листу бумаги. Соответственно, при дальнейшей стилизации больше шансов, более детально проработать и стилизовать форму объекта. Зарисовки объектов природы необходимо совмещать с наблюдением и выявлением особенностей объекта. Если это животное – необходимо отметить пластику движения, механику движения мышц, особенности поведения скелета животного, особенности поведения, характерную стойку и т.д.
Стилизация форм животных
Например, форма ящерицы, её можно охарактеризовать такими словами «быстрая, гибкая, молниеносная, гибкая», соответственно характерным изобразительным средством может быть изогнутая линия, которая имеет различную толщину по своей длине, при этом линия не имеет острых заломов, углов. Для придания имитации объёма можно частично линию переводить в пятно. Слон – большой, тяжелый, квадратный, сильный ушастый. Применяемым изобразительным средством служит пятно, в акцентах которого могут быть былые пятна на месте стоп, бивня, глаза. Животное тушканчик, охарктеризуем его –смешной, большие уши, худенький, тонкие лапки, большие глаза. В стилизованном изображении можно применить пятно для массы тела, линию, показывающую контуры уха, тонкий хвост, штриховку в местах обозначения шерсти (рис. 26). Помимо стилизации формы животного, можно проработать узор шкуры, панциря, орнамент шерсти, это придаст стилизованной форме декоративность и ещё более выявит характерные признаки.
Конечно, при выполнении задания, необходимо учитывать внешние основные данные животного, основные отношения головы и массы тела, длиу конечностей к длине тела, размер головы, длину хвоста. У некоторых животных характерными чертами формы могут служить практически только один параметр, например у жирафа – длинная шея, у тукана — огромный клюв. Поэтому их стилизовать наиболее просто, однако у большинства млекопитающих одинаковые параметры – одна голова, горизонтально расположенное тело, четыре лапы, хвост, основные отличия в их внешней форме. Необходимо внимательно изучить несколько (5-10) фотографий животного в разных ракурсах, порисовать, копировать их, выделяя основные характеристики. Только после ряда рисунков и зарисовок, набросков появиться понимание реалистичной формы объекта, понимание его конструкции, характера. Только после этих упражнений можно переходить к стилизации, выделению главных качеств животного, их преувеличению. Обобщению, утрированию (рис.27).
рис. 26. Стилизация животных
рис. 27. Варианты декора узора шкур, кожи, панцирей животных
Источник
Конспект занятия по дисциплине ДУП.01 Дизайн на тему: «Стилизация простых природных форм»
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.
— формирование знаний о силуэтной графики;
— формирование умений и навыков выполнения изображения стилизованных природных форм.
-развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;
-развитие внимания, мышления, памяти;
-развитие познавательной и творческой активности;
-развитие интереса к искусству силуэта;
-развитие аккуратности и графических навыков.
-воспитание интереса к силуэтной графики;
-воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.
Для учителя: ноутбук, проектор, презентация по теме, наглядное пособие.
Для учащихся: карандаши, ластик, лист А4, художественные и графические средства.
Понятие стилизации и стиля
Сегодня на занятиях мы с вами узнаем, что такое «стилизация». Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свою стилизованную композицию.
Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация – обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму. Вторая ипостась стилизованных форм – средство дизайна, монументального искусства. Наконец, стилизация применяется в станковом изобразительном искусстве для усиления декоративности.
Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями, случайной пластикой, обилием цветовых нюансов. Натурные зарисовки – исходный материал для стилизации. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. Стилизованная форма легко укладывается в любой вид симметричных преобразований, обладает устойчивостью монады в самом сложном переплетении элементов.
Стилизация — это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность — главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.
В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы — в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.
Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
Стилизация природных форм
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа над стилизацией природных форм помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.
Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья в сочетании с насекомыми и птицами.
Нужно тщательно изучить детали объекта и выделить наиболее характерные для него.
Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой-либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.
Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.
Обратить внимание на наглядный материал.
Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов. Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:
Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.
Давайте рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях.
2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)
3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)
4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного)
5) Работа с штрихом, или точкой. (Трассировка формы)
6) Силуэт — разновидность графической техники в искусстве портрета.
Техника используется для чётко профильного изображения человека.
7) Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.
Рис.1 — реалистичная зарисовка Рис. 2 — обрубовка Рис. 3 — геометризация форм
Рис. 4 — замена главного Рис. 5 — трассировка (штрих) Рис. 6 — трассировка (точка)
Каждый выберет картинку с реалистическим изображением, которую захочет стилизовать. Нужно изменить композицию, сделать более интересной и создать свой фантастический образ. Выполнить поэтапную стилизацию, придать характерные не реалистичные особенности.
Результаты творческой деятельности.
Анализ творческих работ.
Источник