Виды загрязнения природной среды при эксплуатации азс

Альбомы (+ –)

Влияние деятельности АЗС на окружающую среду

Экологический ущерб производственной деятельности проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, что ведет к значительному ухудшению здоровья, способствует снижению качества и сокращению жизни населения. По оценкам Агентства по охране окружающей среды, воздействие токсичных веществ, загрязняющих воздух, ежегодно вызывает 1700-2700 разновидностей раковой болезни. В последние годы наблюдается тенденция роста раковых заболеваний, лейкемии, болезни органов дыхания, астмы, различных видов аллергии, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств. Особенно тревожный показатель – младенческая смертность.

Самое токсичное воздействие на живые организмы оказывают соединения тяжелых металлов, среди них наиболее опасен свинец, накапливающийся в радиусе 100-200 м от дороги. По мнению ученых, он разрушает гормоны. Его высокое содержание в крови вызывает замедление роста, расстройства слуха и интеллектуальную деградацию, поскольку разрушает химические соединения в мозге живых существ. Врачи считают, что большинство пожилых людей умирают преждевременно именно из-за воздействия вредных выбросов.

Значительная часть вредных компонентов накапливается на территориях резервуарных парков автозаправочных станций (АЗС) и полотне дороги и прилегающих территориях на высоте до полутора метров. Именно до этой отметки поднимаются тяжелые токсичные фракции, которыми дышат люди.

Отрицательное влияние автозаправочных станций на окружающую среду, по сравнению с другими хранилищами нефтепродуктов, проявляется в большей мере. Это связано с тем, что, с одной стороны, выбросы происходят из источников высотой 2-3 м от поверхности земли, а с другой – преимущественное количество АЗС размещается в населенных пунктах с высокой плотностью застройки и значительной концентрацией автотранспорта.

Среди факторов прямого действия загрязнение воздуха занимает, безусловно, первое место, поскольку воздух – продукт непрерывного потребления организма.

Основными отрицательными экологическими аспектами эксплуатации АЗС являются: загрязнение воздуха, привносимое за счет испарения топлива; загрязнение воды, привносимое за счет пролива топлива, и его смыв за счет атмосферных осадков, а также стоков, образующихся после мойки оборудования и территории АЗС.

Читайте также:  Голубое озеро природный парк

Основные причины утечек нефтепродуктов на АЗС: переполнение резервуаров при сливе нефтепродуктов из автоцистерн, полуприцепов и прицепов; разъединение соединений в технологических обвязках и поломки в напорно-всасывающих трубопроводах резервуаров; переполнение топливных баков при заправке автомобилей; аварии на трубопроводах и обвязках колонок в результате старения металла; неисправности раздаточных кранов и повреждения напорных рукавов; неисправность сливо-наливных устройств резервуаров и дыхательных клапанов, разгерметизация люков резервуаров; износ оборудования по мере выработки нормативного ресурса; недостаточный уровень технической подготовки и дисциплины обслуживающего персонала; недостаточный надзор за соблюдением правил эксплуатации АЗС и оборудования.

Основные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ на АЗС: поддержание в полной технической исправности резервуаров, технологического оборудования и трубопроводов, обеспечение их герметичности; поддержание технической исправности дыхательных клапанов, своевременное проведение их технического обслуживания и соответствующих регулировок; обеспечение герметичности сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения; осуществление слива нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС); недопущение переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта; оборудование резервуаров с бензином газовой обвязкой; оборудование резервуаров АЗС и топливораздаточных колонок системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина; поддержание в исправности счетно-дозирующих устройств, устройств для предотвращения перелива, систем обеспечения герметичности процесса слива, систем автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.

При постоянном росте парка автомобильных средств борьба с потерями нефтепродуктов является одним из актуальных направлений.

Работы в этом направлении ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Одним из направлений снижения отрицательного воздействия автотранспорта и деятельности АЗС является ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя, что может быть достигнуто за счет качественного изменения топлива.

Читайте также:  Важное свойство живой природы

Химический состав бензинов характеризуют групповым углеводородным составом, т. е. содержанием в них ароматических, олефиновых, нафтеновых и парафиновых углеводородов. Кроме углеводородов, в бензине в незначительном количестве содержатся гетероатомные углеводородные соединения, которые включают серу, кислород и азот.

Наибольшая масса выбросов паров бензина приходится на процесс слива бензина в емкости АЗС и заправку автомобилей. При этом следует учитывать, что химические соединения, образующиеся в атмосфере в результате фотохимических реакций под воздействием солнечных лучей, обладают на два порядка большей токсичностью, чем пары исходного топлива.

Необходимо отметить, что нефтепродукты, выпускаемые и применяемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10 – 15 раз меньше, чем 10 – 15 лет тому назад. При этом постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно находиться под контролем.

В соответствие с действующей нормативной документацией выбросы паров реализуемого топлива (углеводородов) для АЗС России нормируются по следующим ингредиентам:
– дизельное топливо: сероводород и углеводороды предельные С12-С19;
– неэтилированный бензин: смесь углеводородов С1-С5, смесь углеводородов С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол и этилбензол.
Как показали проведенные расчеты выбросов и анализ результатов инструментальных замеров на источниках загрязнения атмосферы на действующих АЗС на территории г. Вологды и Вологодской области, наиболее значимые загрязнители, которые необходимо учитывать при оценке воздействия выбросов действующих автозаправочных станций на атмосферный воздух: амилены, бензол, толуол и этилбензол; остальные 5 нормируемых веществ, присутствующих в выбросах, согласно действующим нормативным документам АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», не являются источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (по химическим факторам загрязнения атмосферного воздуха), поскольку уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки не превышают 0,1 ПДК.

Источник

Очистка стоков АЗС

Автозаправочные станции, равно как и гаражи автотранспортных хозяйств и предприятий, в своей повседневной деятельности имеют дело с нефтепродуктами – бензином, дизельным топливом, маслами и т.п. Как правило, АЗС и автотранспортные предприятия имеют открытые площадки, дождевой сток которых, помимо неизбежных проливов бензина и дизтоплива, дополнительно загрязняется взвешенными веществами (песчано-глинистыми частицами), а также тяжелыми металлами. Если АЗС совмещаются с автомойками, сточные воды дополнительно загрязняются поверхностно-активными веществами.

Читайте также:  Будь природе другом распечатать

Помимо образования загрязненных сточных вод, АЗС оказывает воздействие на окружающую среду и по другим направлениям:

  • загрязнение атмосферы в результате испарения нефтепродуктов в процессе их приемки, хранения, отпуска и очистки резервуаров;
  • загрязнение почв в результате возможных протечек горючего из подземных резервуаров-хранилищ;
  • автомобильные выхлопы от въезжающих и выезжающих автомобилей, содержащие углеводороды бензина, диоксид серы, сажу, свинец и его соединения;
  • образование отходов — нефтешлам от очистки резервуаров и трубопроводов; шламы минеральных масел; осадок очистных сооружений ливневых сточных вод; песок, загрязненный бензином.

Снижение воздействия на окружающую среду для новых и вновь проектируемых АЗС достигается сочетанием комплексных мероприятий, которые подразумевают организационно-правовые, строительно-планировочные, технические и санитарно-гигиенические методы:

  1. Выбор места строительства АЗС с учетом градостроительных условий, состояния природной среды и возможных аварийных ситуаций на АЗС.
  2. Разработка и соблюдение природоохранных мероприятий.
  3. Использование специальных покрытий, устойчивых к действию нефтепродуктов.
  4. Использование оборудования, снижающего возможность утечек нефти и испарения топлива: дыхательная арматура, резервуары и трубопроводы с двойными стенками и др.
  5. Мероприятия по предотвращению и ликвидации разливов топлива.
  6. Установление санитарно-защитной зоны.
  7. Контроль за сбросом хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых сточных вод; контроль уровней загрязнения воздуха и почв.

Каждая действующая АЗС обязана иметь паспорт автозаправочной станции с разделом «Охрана окружающей среды». Если оборудование для очистки сточных вод на АЗС заменяется, в документ должны вноситься коррективы.

Источник

Оцените статью