Влияние человека природные сообщества

Урок окружающего мира «Влияние человека на природные сообщества. Мир глазами эколога. Природа в опасности» (3 класс)

Дать представление о науке экологии; познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся находить взаимосвязи в природе, между природой и человеком; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; познакомятся с влиянием человека на природу.

Личностные результаты

научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные : осознавать необходимость ответственного отношения к природе воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока; интерпретировать ее, и извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя.

Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников

Основные понятия и термины

Эколог, экология, окружающая среда.

Образовательные ресурсы

учебник, рабочая тетрадь, презентация, видеоролик

Технологическая карта урока

I.Организационный момент

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

Эмоциональный настрой.

– Значит, можно всем садиться!

— Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, рабочая тетрадь.

Приветствует учащихся; эмоционально настраивает обучающихся на работу; проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя; внимательно слушают учителя; организуют свое место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся.

– Вспомните тему прошлого урока. Назовите части общества.

– Сколько народов живёт на Земле? ( 4 тысячи)

— А сколько народов живет в России? (160 народов)

– Сколько насчитывается государств? (около 200)

– Перечислите, что имеет каждое государство. ( территорию, государственные границы, столицу, государственный язык)

-Если у государство , есть территория, то значит есть своя природа?

Отвечают на вопросы учителя.

II I . Целеполагание.

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

– Что такое природа? (это все то, что нас окружает)

– Какая бывает природа? (живая, неживая)

– Назовите царства живой природы.

– Окружающий мир – это окружающая среда. А что такое окружающая среда?

– Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека?

– Как вы понимаете слово «эколог»? У кого- нибудь есть предположения?

– Нам на уроке предстоит познакомится кто такой «эколог» и еще много чего мы с вами узнаем.

-А тема нашего урока «Что такое экология?»

Отвечают на вопросы учителя

IV .Изучение нового материала

Цель: познакомить учеников с новым материалом.

Работа с учебником стр.24-25.

Читайте также:  Вдохновение от природы человеком

Работа с учебником стр. 26-27

Работа с учебником стр.29-31.

-Сейчас, я начну рассказывать «Историю с комарами и кошками».

-На одном острове решили уничтожить комаров. Для этого люди использовали ядохимикаты. Комары исчезли с острова, но через время на острове появилось большое количество крыс. Они нападали на поля и на сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.

-Теперь предлагаю открыть учебник на стр. 24, и узнаем чем закончилась эта история. А после прочтения ответим на некоторые вопросы.

-За чем так поступили люди?

-А правильно ли они сделали?

-Можно ли было предотвратить это все?

-Переворачиваем страницу, сейчас мы с вами познакомимся с термином «экологи» и из каких слов она состоит.

— Что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

– Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука, значит, экология – наука о нашем общем доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить.

-Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.

– Как вы думаете чем занимаются экологи? (Экологи занимаются экологией и защитой и охраной природы. Пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиваются взаимопонимания и сотрудничества между ними. Примеры: кормят птиц, собирают мусор в лесу, на побережьях рек и озер)

-Теперь обратимся к страницам учебника. Откройте стр. 26. Прочитаем.

— Предлагаю вам ответь на вопросы.

-Что такое окружающая среда?

-Что изучает наука экология?

— Как вы думаете почему наука экология возникла в наше время? (для защиты природы)

— Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? (Ответы детей)

— Если умрет природа, что будет на Земле? (Ничего не будет)

Есть такая планета, как Марс, на которой существовала жизнь много лет назад. Учеными доказано, что на ней жили живые существа, также были реки и озера. Но теперь там никто не живет, потому что когда-то те кто жил не ценили и не берегли природу. Поэтому необходимо беречь нашу с вами природу.

-Прочитаем в учебнике текст на стр. 29. «О маленьких ранах»

-Так почему природе сейчас трудно залечивать свои маленькие раны? (Ответы детей)

-Какие маленькие раны природы вы можете назвать? (Сломанная ветка, сорванный цветок, пойманная бабочка и т.д.)

-Но так же есть и большие раны. Я вам сейчас расскажу, вы слушайте внимательно.

-С давних пор люди вмешивались в жизнь природы. Строяли города, дороги, возделывали поля. Все это необходимо, но для всего это необходимо уничтожать леса. Вырубать леса ради древесины, которая нужна людям. Вот поэтому с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

Читайте также:  Все природные соединения кремния

Всё больше человек загрязняет воздух и воду. Ведь мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра вредные вещества. Поэтому лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются и от этого страдают растения и животные.

— Теперь мой рассказ мы продолжим чтением текста со стр.30.

Задает вопросы по новому материалу

Рассказывает о влиянии человека на природу.

А по небу ходят тучи, (Ходьба)

Вот пробился солнца лучик. (Потягивания, руки вверх.)

И вокруг запели птицы! (Потягивания, руки в стороны.)

Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

VI . Закрепление изученного

Цель: закрепить знания,полученные на уроке .

Работа в рабочей тетради стр. 17,18,

-Откройте рабочую тетрадь на стр. 17 — задание 1. Прочитайте задание.

-А теперь найдем определение окружающая среда и прочитаем и запишем его.

-Теперь найдем определение экология в учебнике, а затем запишем его.

-Выполним задание 2, прочитаете его, что нам нужно сделать?

Задание 2. Муравей вопросик, который живет на опушке елового леса, очень заинтересовался темой урока. «Что составляет окружающую среду ели?» — спросил он. Подчеркните в списке нужные слова и ответь (устно) на вопрос Муравьишки.

-На стр.18 выполним задание 1. Задание отметить в квадратиках знаком «-« отрицательное воздействие человека на природу, а знаком «+» положительное воздействие.

Выполняем самостоятельно, а затем проверим.

Объясняет задания из рабочей тетради

Выполняют задания в рабочей тетради

Подведение итогов. Рефлексия

Цель: подвести итоги урока, систематизировать знания учащихся.

-Какие новые понятия вы узнали? Вспомнил понятия, которые мы с вами изучили.

-В чём испытывали затруднения?

Обобщающие вопросы по теме урока

VIII . Домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок окружающего мира стр. 24-34; рабочая тетрадь стр.18 №4.

Записывает домашнее задание

Учитель ____________________ Корнева Людмила Владимировна

Источник

Природное сообщество

Как известно, на земном шаре различные виды животных и растений распространены неравномерно. Кто-то может жить только в условиях леса, а кому-то подавай пресный водоем. В зависимости от внешних условий живые существа образуют природное сообщество, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и представляет большую ценность для биосферы.

Что называют природным сообществом?

Природное сообщество представляет собой группу живых существ (растений, животных, микроорганизмов) в совокупности с неживой природой, которая их окружает. В таких сообществах каждый организм оказывает большое влияние на всех остальных и, в свою очередь, испытывает на себе ответное воздействие.

Все компоненты, входящие в состав природного сообщества, очень тесно взаимодействуют между собой. В результате этого взаимодействия стал возможным круговорот веществ и энергии в природе.

Круговорот веществ в природе

Видовое разнообразие в природных сообществах зависит от двух факторов:

  • климатические условия – чем они благоприятнее, тем больше видов входит в сообщество;
  • тип растительного сообщества – в пустыне и полупустыне их около 20, в лесу – около 100.
Читайте также:  Беседа береги свою природу

Различают природные сообщества и по происхождению. Они могут быть как естественными, так и искусственными, то есть созданными человеком.

которые читают вместе с этой

К примерам природных сообществ относят лес, луг, пресный водоем, болото, степь, пустыня, океан. Все они отличаются между собой площадью занимаемой территории, количеством видов и особенностями взаимодействия между ними.

Природное сообщество Луг

Пищевые связи

Самая важная форма связи в любом природном сообществе – это пищевые связи. Они состоят из нескольких звеньев:

  • Самым первым, основным звеном являются растения. Им отведена важная роль в природных сообществах. Это единственные организмы на планете, которые могут создавать органические вещества из солнечной энергии, углекислого газа и минеральных веществ, содержащихся в воде или почве. В результате они становятся ценным источником пищи и энергии для других живых существ.
  • Растениями питаются растительноядные животные.
  • В свою очередь, растительноядные животные служат пищей для хищников – плотоядных животных.

Также в состав природного сообщества входят организмы, которые питаются различными отходами: остатками отмерших растений или животных, их экскрементами. Такую роль природных санитаров выполняют дождевые черви, жуки-могильщики.

Главную роль в разложении органических веществ играют бактерии и плесневые грибы. Именно благодаря им растительные и животные остатки разлагаются до состояния минералов, которыми питаются растения.

Влияние человека на природные сообщества

В давние времена, когда человеческая раса только появилась на Земле, природа не испытывала существенного воздействия со стороны человека. Но когда люди начали активно осваивать планету, расселяться по разным материкам, расширять свою хозяйственную деятельность, в природе начали происходить изменения.

  • Самое сильное влияние на природные сообщество оказало развитие земледелия. При распашке степных зон неизбежно менялся состав животных и растений. Но наибольший урон наносился лесной зоне, которую выжигали и выкорчевывали для того, чтобы на ее месте находились сельскохозяйственные угодья.
  • Применение химических препаратов для борьбы с насекомыми-вредителями на полях оказывает сильное негативное влияние на живую природу. Под воздействием ядов страдают не только вредители, но и многие другие, в том числе нужные и полезные.
  • Промышленное строительство, прокладка новых дорог, осушение болот и заболоченных почв под строительство новых объектов наносят большой урон для любого природного сообщества.

Поскольку деятельность человека приводит к серьезным разрушительным последствиям для природных сообществ, во всем мире были созданы и продолжают создаваться природоохранные территории: заповедники, заказники, памятники природы. В них растения и животные живут в естественных для них условиях, а вмешательство человека – минимально.

Заповедник

Что мы узнали?

При изучении темы «Природное сообщество» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, каково значение природного сообщества для биосферы, как связаны между собой все его компоненты. Мы узнали, какими бывают сообщества, какое влияние на них оказывает человек.

Источник

Оцените статью