Влияние природных зон жизнь человека

Роль природных зон в жизни людей

Цель урока: проследить и выявить причины влияния природных зон на жизнедеятельность человека.

  • 5 пустых портфолио с 7 файлами;
  • клей;
  • цветные листы (по 4 шт. на стол);
  • цветные карандаши;
  • карточки с заданиями;
  • атласы;
  • ) запись с зарядкой;
  • презентация;
  • надпись – наблюдатели.

Эпиграф к уроку:

В очарованьи русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна
С утра обремененная заботой
Трудом реки, работами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас не очарованных людей

Вступительное слово учителя: На электронную почту школы пришло письмо от Всемирного фонда дикой природы (WWF). Фонд просит предоставить информацию о роли природных зон России на жизнь и деятельность человека.
Что вы знаете об этом фонде?
Когда он образовался? 11 сентября 1961 года в Швейцарии (в России с 1988).
С какой целью? Сохранение биологического разнообразия Земли.
Когда начал работать в Москве? В 1994 году.
Вы готовы вступить в этот фонд?
Давайте попробуем.
В приложении к письму принесли ценную бандероль с 5 пустыми портфолио и заданиями от фонда.
Для выполнения задания разобьемся на группы.

Учащиеся пересаживаются по группам.

– Вспомните, что такое природная зона?
– Как происходит смена природных зон?

1 задание: на вашем столе лежит контурная карта России и карточки с заданиями.

1) Суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 00С), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом – полярный день.

2) Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков). Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

3) Эта природная зона занимает самую большую площадь. Средняя температура января достигает до – 400С. Почвы подзолистые. В природной зоне деревья образуют 1 ярус. Мало певчих птиц. Деревья более холодоустойчивы. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц. Древесина – главное богатство этой зоны. В зоне много болот.

4) Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Средняя температура января от – 4 до – 160 С. Эта зона отсутствует в Сибири.

5) Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина. Весной появляются растения-эфемеры. Среднегодовая температура от +3 до +10 С. Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Часты засухи. Реки маловодны. Формируются самые плодородные почвы.

Читайте также:  Власть денег и природа человека

6) Расположена на юго-востоке Русской равнины. Климат континентальный. Осадков выпадает 300 – 200 мм. Лето жаркое. Высокое испарение с поверхности почвы приводит к засолению почв. Почвы каштановые и бурые. Растет на таких почвах полынь и типчак.

Ваша задача: прочитать описание природных зон, определить, где на карте России они расположены и приклеить на к/к.

Взаимопроверка: в группе участники по часовой стрелке передают друг другу выполненное задание. Учащиеся зачитывают задание и сверяют правильность выполнения с доской, ставят оценку (от 0 до 5). Затем вкладывают в портфолио.

Делаем вывод по заданию: В каких природных зонах располагается Россия?

2 задание (устное)

– Обратите внимание на доску и прокомментируйте термины, что они означают.
– Каждому участнику группы необходимо дать объяснение одному понятию. Если у участников группы нет ответа, отвечает другая группа.

1. Комфортность
2. Пыльные бури
3. Ягель
4. Лиственница
5. Лесополосы
1. Чернозем
2. Многолетняя мерзлота
3. Уссурийская тайга
4. В.В.Докучаев
5. Панты
1. Чукчи
2. Вегетационный период
3. Стелящиеся растения
4. Светлохвойные леса
5. Полярная ночь

Отражение природы в фольклоре людей

  • Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
  • Оленю лучшая мерка — в дороге проверка.
  • Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина)
  • Ленивый человек похож на оленя, который последним идёт по протоптанной дороге.
  • Обидишь ребёнка, старуху, мать – можешь на всю жизнь захромать.
  • Человек, рубящий под собой сук
  • Болтуна надо бояться так, как боится олень волка
  • Возле леса жить – голодному не быть
  • Кто всех богаче? Отгадка — лес
  • Кто себя одним когтем поднимает? (Белка)
  • Кто и лесу всех сильнее? Отгадка — муравей

Сажай лес в поле – будет хлеба боле

  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык
  • Чем слабее твоя воля, тем труднее доля
  • Донская земля дармоедов не кормит
  • Степь лесу не лучше. В степи простор, в лесу угодье
  • Счастье мужчины – беспредельная степь
  • Красота пустыни – вода, красота воды – лебеди
  • Воды утекут, пески останутся
  • Чем сильнее дождь бывает, тем быстрее иссякает
  • Огонь – беда, вода – беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды
  • Солнце на нашей родине заставляет кричать даже камни
  • Верблюд – краса пустыни, телега – краса стойбища

Вывод: люди складывают поговорки и пословицы, загадки из окружающего мира. Природа напрямую влияет на фольклор той местности, где проживает данный народ.

Назовите основные причины разнообразия природных зон в России?
Возьмите зеленые листы.
Каким природным зонам подходит данные показатели, подпишите их и напротив каждой поставьте кружок: зеленый, если комфортные условия и красный, если дискомфортные условия.

Читайте также:  Бывают ли природные антибиотики

Источник

Роль природных зон в жизни людей
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Урок в 8 классе проводится при обобщении темы «Природные зоны». Форма урока — групповая. Цель урока: проследить и выявить причины влияния природных зон на деятельность человека. Рассчитан на сдвоенный урок!

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconurok_prirodnye_zony.doc 85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – Сорокина Наталья Павловна

Открытый урок по теме «Роль природных зон в жизни людей»

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна
С утра обремененная заботой
Трудом реки, работами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас не очарованных людей.

Цель урока: Проследить и выявить причины влияния природных зон на жизнедеятельность человека.

Оборудование: 1) 5 пустых портфолио с 7 файлами;

2) клей; 3) цветные листы (по 4 шт. на стол); 4) цветные карандаши;

5) карточки с заданиями; 6) атласы; 7) запись с зарядкой; 8) презентация;

Вступительное слово учителя: На электронную почту школы пришло письмо от Всемирного фонда дикой природы (WWF). Фонд просит предоставить информацию о роли природных зон России на жизнь и деятельность человека.

Что вы знаете об этом фонде?

Когда он образовался? 11 сентября 1961 года в Швейцарии (в России с 1988).

С какой целью? Сохранение биологического разнообразия Земли.

Когда начал работать в Москве? В 1994 году.

Вы готовы вступить в этот фонд?

В приложении к письму принесли ценную бандероль с 5 пустыми портфолио и заданиями от фонда.

Для выполнения задания разобьемся на группы.

Учащиеся пересаживаются по группам.

Вспомните, что такое природная зона?

Как происходит смена природных зон?

На вашем столе лежит контурная карта России и карточки с заданиями.

1) Суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 0 0 С), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом – полярный день.

2) Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков). Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

3) Эта природная зона занимает самую большую площадь. Средняя температура января достигает до – 40 0 С. Почвы подзолистые. В природной зоне деревья образуют 1 ярус. Мало певчих птиц. Деревья более холодоустойчивы. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц. Древесина – главное богатство этой зоны. В зоне много болот.

4) Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. Средняя температура января от – 4 до – 16 0 С. Эта зона отсутствует в Сибири.

5) Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина. Весной появляются растения-эфемеры. Среднегодовая температура от +3 до +10 С. Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Часты засухи. Реки маловодны. Формируются самые плодородные почвы.

Читайте также:  Блок компримирования природного газа бкпг

6) Расположена на юго-востоке Русской равнины. Климат континентальный. Осадков выпадает 300 – 200 мм. Лето жаркое. Высокое испарение с поверхности почвы приводит к засолению почв. Почвы каштановые и бурые. Растет на таких почвах полынь и типчак.

Ваша задача: прочитать описание природных зон, определить, где на карте России они расположены и приклеить на к/к.

Взаимопроверка: в группе участники по часовой стрелке передают друг другу выполненное задание. Учащиеся зачитывают задание и сверяют правильность выполнения с доской, ставят оценку (от 0 до 5). Затем вкладывают в портфолио.

Делаем вывод по заданию: В каких природных зонах располагается Россия?

Обратите внимание на доску и прокомментируйте термины, что они означают.

Каждому участнику группы необходимо дать объяснение одному понятию. Если у участников группы нет ответа, отвечает другая группа.

Источник

Хозяйственная деятельность человека в природных зонах

Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Коренное население занимается рыбной ловлей.

В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?

Эта природная зона богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь богатый растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют развивать различные виды хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, развивается лесная промышленность. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего развивается земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к изменению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

которые читают вместе с этой

Источник

Оцените статью