примеры влияния общества на природу и природы на общество
Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т. д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т. п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках — разведением цитрусовых.
Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т. д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.
Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т. д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.
Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.
1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?
(Сравнивается с быком, пойманным зверем, степенным гусаком, медведем, глухарём, львом. Сравнения подчёркивают независимость характера, чувство собственного достоинства, физическую силу, физические особенности Герасима и его особое положение среди дворовых крестьян. )
2. “…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето… ” А что сшили ему на зиму? (Тулуп. )
3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?
(“…У него просто Минина и Пожарского рука”. Сравнение подчёркивает силу Герасима, которую он может применить, отстаивая справедливость. )
4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?
(Пьянство. По этой причине он расстался с Татьяной. )
1. Герасим “считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком”. Что это значит?
(Тягло — государственная повинность крестьян. Герасим её исправно выполнял. )
2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?
(“Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней… ” Герасим любил Татьяну, придавал большое значение важному для него событию — сватовству. )
3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?
(“Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”.)
1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?
(На иллюстрации И. Пчёлко изображён в момент прощания с Муму. Он горячо обнимает её, переживает, страдает. )
2. “…Да такого необыкновенного леща мне… поднёс”, — признался Степан. Какого “леща” и за что поднёс Герасим Степану?
(Удар. За подлый поступок, совершённый Степаном. )
перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.
(Дворник, прачка, шорник, дворецкий, ключник, столяр, швея, портные, кастелянша, форейтор. )
1. Что вы узнали о членах семьи барыни?
(“Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж”.)
2. Любила барыня гадать. “В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета… ” Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует её?
(Четыре валета обозначают исполнение желаний. Зависимость настроения барыни от выпавших при гадании карт характеризует её как капризного, эгоистичного человека. )
3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?
(“…Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей”. В действительности была жестокой крепостницей. )
4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?
(“…Потчевал барыню лавровишнёвыми каплями”, курил “жжёными перьями”.)
1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?
(“…Кротким ли выражением лица, робостью ли движений… ”)
2. Степан о Герасиме говорил: “Он на это не то, что наш брат”. Что же объединяет многих дворовых?
(В отличие от многих дворовых, Герасим не был пьяницей. )
3. Кого из героев называют “забубённым человеком” и почему?
(Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника. )
1. “Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата… ” Кто из героев признаётся в таком факте своей биографии? Кем был “немец хозяин” по роду занятий?
(Башмачник Капитон. Учился у немца-башмачника. )
2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?
(Исполняла прихоти своей барыни. )
1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?
(Эпоха крепостного права. )
3. Кто такой форейтор?
(Слуга, сопровождавший господ при выездах, — сидел на одной и
Источник
Привидите примеры взаимодействия общества и природы. Привидите примеры взаимодействия общества и природы.
Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы.
Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество» , под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.
Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.
Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит) .
Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель преобразовательной деятельности человека.
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.
В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому в
Источник