Внешний облик природы определяется

Внешний облик природы определяется

Автор: Жарова Елена Анатольевна

Организация: МАОУ »Лицей №121»

Населенный пункт: г. Казань

Ключевский писал: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,- природа его страны”

Наша цель: потдвердить или опровергнуть высказывание, оперируя фактами.

С целью систематизации полученной на уроке информации будем составлять свою страничку репортажа о лесной зоне России.

  1. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы природных зон России;
  2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
  3. Выявить взаимосвязь компонентов природы в лесной зоне России;
  4. Разобрать причины и особенности различий в лесной зоне России;
  5. Формировать понимание необходимости охраны природы.
  6. Воспитывать чувство патриотизма, через красоту природы.

Опушка леса –солнечная, веселая! Тихо покачивает ветвями белоствольная береза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец клен, благоухает липа, наполняя воздух своим ароматом. В глубине леса темно. Огромные деревья образовали зеленый шатер. А под ним –густые заросли орешника, черемухи, жимолости, бузины и других кустарников и мелких деревьев. Местами надвинулся мрачный темный ельник. Но вот лес точно отступил, и перед глазами раскинулась поляна –такая свежая, такая яркая, что трудно удержать улыбку радости. Посреди нее растет огромный дуб. Ни одно дерево не стесняет его свободного роста. Его ствол так толст, что с трудом его охватят три человека. Его темная зелень дает густую тень даже в самый солнечный день. На окраине поляны раскинула ветви большая осина, под тенью которой приютилась молодая елочка. А дальше опять березы, тополь со своим серым стволом, рябина, липа. Лес становится все гуще и темнее…

Учитель: Основная задача нашего урока –доказать, что ПЗ лесов –это своеобразный ПТК. Будем решать поставленную задачу путем ответа на вопрос: Какие из компонентов природы определяют внешний облик ПЗ лесов? «Какие, не столь заметны внешне, какие существенно влияют на ее особенности?»

Вопрос учителя: ПТК-это?

Ответ ученика: ПТК – исторически обусловленное и территориально ограниченное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы

Вопрос учителя: Преобладающие леса… (слайд-диаграмма)

Ответ ученика: это лиственничные, березняки, осинники, сосняки

Учитель: Сегодня мы рассмотрим леса, которые преобладают на территории России –это лиственничные, березняки, осинники, сосняки

Читайте также:  Natural resources природные ресурсы

В целое ПТК разные компоненты природы объединяют взаимосвязи, а они осуществляются путем обмена веществом и энергий.

Основным методом выявления облика и установлении ПТК- является? – природное районирование. Результаты районирования представлены в виде карт, на которых изображены природные комплексы.

Вопрос учителя: Примером таких карт является карта?

Ответ ученика: карта природных зон.

Учитель: Открыли атласы –стр.46

3.Изучение нового материала

Вопрос учителя: «Где размещается ПЗ лесов»? (слайд карта)

Ответ ученика: Почти половину территории России занимают леса. Больше всего их на Европейском Севере, около 15% -в черноземных областях.

Учитель: На карте даны только границы ПТК. Их содержание мы раскроем сегодня в репортажах корреспондентов, которые отправились в командировку несколько дней назад.

Вопросы по презентации «Тайга».

Ответ ученика: рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растения, животный мир.

Ответ ученика: лиственница

Ответ ученика:сбрасывает хвою на зиму, корни – в поверхностном слое почвы

Ответ ученика: Спячка, линька, запасы пищи на зиму.

Ответ ученика: Деревья многолетние, хвоя – неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почвы при избыточном увлажнении, не способствует накоплению гумуса.

Вопрос учителя:Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?

Ответ ученика: Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима.

Презентация «Смешанные леса»

Рассказ ученика:

Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее тайги на Русской равнине, отсутствует во внутриконтинентальных областях и вновь появляется в южной части Дальнего Востока.

Вопрос учителя: Укажите причину смены тайги смешанными и широколиственными лесами. Расскажите о климатических условиях зоны.

Ответ ученика:Такое положение зоны объясняется тем, что для роста широколиственных древесных пород нужно не менее четырех месяцев в году климат со средней температурой не ниже +10°С и основное количество осадков должно выпадать как раз в эти месяцы.

Таким образом, от тайги зона смешанных и широколиственных лесов отличается более теплым и продолжительным летом. Средняя температура января изменяется от -4°Сна западе до -16°С на востоке Русской равнины. На Дальнем Востоке январская температура составляет -20…-24°С. Глубокого снежного покрова не бывает.

Ответ ученика: Годовая сумма осадков достигает 500-800 мм. Это примерно равно испарению. Коэффициент увлажнения чуть больше единицы. Поэтому заболоченность здесь значительно ниже, чем в тайге. Среди болот преобладают низинные и переходные. Почвы и растительность зоны изменяются при движении с севера на юг. На севере распространены хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах. В южной части –многоярусные широколиственные леса на серых лесных почвах.

Вопросы учителя:

  1. Почему природная зона смешанных и широколиственных лесов имеет более разнообразный растительный состав?

Ответ ученика: т.к. почвы дерново- подзолистые, серые лесные более плодородные. Их образование зависит от листопадного опада, а более длительное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.

Вопрос учителя: Почему леса разные?

Работаем с климатическими диаграммами в папках.

Ответ ученика: климат умеренный, но области распространения лесов разные:

Читайте также:  Бледная поганка тоже нужна поэтому ее создала природа

в тайге – резко- континентальный,

в смешанных лесах – умеренно – континентальный,

в широколиственных лесах – муссонный.

Вопрос учителя: Ответим на вопрос, поставленный вначале урока –какие компоненты природы определяют внешний облик территории?

Ответ ученика: климат, почва, рельеф.

Учитель: На уроках мы узнали, что природа России разнообразна. Ее красота, неповторимость воспета поэтами, писателями, художниками.

Обратите внимание на материалы в раздаточных папках.

Вопрос учителя: Имена каких деятелей искусства Вы можете назвать?

Ответ ученика: Слайд (картины)- Шишкин И.И, Тютчев И.Е, Репин И.И., Левитан К.К, Паустовский, Тургенев.

Ученик читают стихотворение о природе.

Учитель: (вывод) Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, творчество, уклад жизни, характер человека. Природа формирует духовный мир людей.

Вопрос учителя: Татарские писатели, поэты, русские писатели, посетившие Татарстан много писали о природе нашего края. Какая она?

-Откроем учебник «География Татарстана» и заполняем схему, которая находится в раздаточной папке (Взаимосвязь компонентов природы в ПЗ)

Сопоставим схему на доске и свою схему и сделаем вывод о внешнем облике территории в виде телетайпного сообщения.

Вопрос учителя:Сделаем вывод о внешнем облике территории.

Ответ ученика:Слайд –облик территории

Растительный покров разнообразный –тайга темнохвойная и лиственничная, смешанные и широколиственные леса, увлажнение избыточное к>1, много болот, озер, рек; простирается от Балтийского моря до Тихого океана

Учитель:Человек –часть природы, он не может жить, развиваться, не воздействуя на нее. Практически все ПЗ изменены человеком и лесная зона не исключение.

Вопрос учителя:Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся в охране?

Ответ ученика:создать заповедники.

Вопрос учителя:Какие заповедники расположены в лесной зоне. Работа с картой атласа.

По нашим документам познакомьтесь с некоторыми из них и отметьте на к/к

Ученики приводят примеры по некоторым заповедникам.

Учитель: В заключении хотелось зачитать слова Ключевского «Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, — природа его страны”.

Д/з: Продолжить работу по выявлению причинно-следственных связей в зоне степей, подбор стихотворений о зоне степей.

Источник

Какие из компонентов природы определяют внешний облик зоны?

Какие из компонентов природы определяют внешний облик зоны?

Какие, не столь заметные внешне, существенно влияют на её особенности?

Какие из компонентов природы определяют внешний облик зоны?

Ответ : растительный и животный мир

Какие, не столь заметные внешне, существенно влияют на её особенности?

Ответ : климат, почвы, рельеф, воды.

Какие внешние процессы и как влияют на рельеф России?

Какие внешние процессы и как влияют на рельеф России?

План характеристики Тайги?

План характеристики Тайги!

1. Особенности ГП, внешний облик.

2. Особенности климата и его влияние на компоненты природы

Типичные почвы, растения, животные.

4. Оценка условий для жизни и хозяйственной деятельности.

Как окружающая среда влияет на внешний облик людей ??

Как окружающая среда влияет на внешний облик людей ?.

Читайте также:  География природных ресурсов вопросы

По облику какого природного компонента дают название природным зонам?

По облику какого природного компонента дают название природным зонам?

На какие особенности природы влияет географическое положение местности?

На какие особенности природы влияет географическое положение местности?

По облику какого природного компонента дают название природным зонам?

По облику какого природного компонента дают название природным зонам?

Сельва внешний облик?

Помогите пожалуйста :Характеристика полуострова Таймыр по плану :А) Особенности географического положенияБ) Типичный внешний обликВ) Особенности сочетания компонентов природыГ) Причины выявленных особ?

Характеристика полуострова Таймыр по плану :

А) Особенности географического положения

В) Особенности сочетания компонентов природы

Г) Причины выявленных особенностей

Д) Оценка природных условий и природных ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности человека

На какие особенности природы влияет географическое положение Беларуси ?

На какие особенности природы влияет географическое положение Беларуси ?

1 . Почему внешний облик живых организмов столь разнообразен ?

1 . Почему внешний облик живых организмов столь разнообразен ?

2 . Какую роль играют живые организмы в формировании природы Земли ?

Перед вами страница с вопросом Какие из компонентов природы определяют внешний облик зоны?, который относится к категории География. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

В данном регионе выделяются четыре климатических пояса, вытянутые вдоль параллелей. Под влиянием Азиатского континента в северной части Индийского океана устанавливаетсямуссонный климатс частымициклонами, перемещающимися в направлении побережий. Вы..

В Африке живут все три расы, но наиболее распространенная все же негроидная, я думаю, что в бывших европейский колониях, например, в юар.

Это довольно легко, вот держи.

Нельсон (Nelson), река в Канаде. Длина 640 км. Вытекает из озера Виннипег, впадает в Гудзонов залив. Осуществляет сток озёрно — речной системы Боу — Саскачеван — Нельсон. Площадь бассейна 1072 тыс. Км2. Порожиста. Средний расход воды в устье 23..

Вот P. S Его можно было найти в интернете)).

Приметы устойчивой, ясной, без осадков, погоды : — при ясной погоде морозы с каждым днем усиливаются, медленно повышается атмосферное давление, появляются небольшие кучевые облака рваной формы, дует северо — восточный или восточный ветер ; — температ..

14 А 15 Б 16 А 17 В 18 Б 19 Д 20 Б 21 Алиса 22 Брумми 23 Гавайи 24 собака 25 COP.

© 2000-2023. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Источник

Оцените статью