ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
Богатства недр России служат источником не только сырья для базовых отраслей ее промышленности, но и доходов от внешнеторговых операций. По-видимому, эта роль минерального сырья и топлива в той или иной мере сохранится в анализируемой перспективе.
Некоторое представление о соотношении импорта и экспорта важнейших видов первичного минерального сырья и топлива, а также объемах их нетто-экспорта (импорта), сложившихся в середине 90-х годов, дает табл.7.
Таблица 7. Некоторые характеристики внешней торговли России минеральным сырьем и топливом, 1996 г. Виды ископаемых Доля экспорта во внешней торговле данным полезным ископаемым, %* Нетто-экспорт,млн. долл. США** Сырая нефть 96 14484 Природный газ 100 15772 Каменный уголь 77 697 Руды и концентраты железные 72 176 Руды вольфрамовые 88 5,2 Руды и концентраты свинца 61 3,4 Руды и концентраты молибдена 85 10 Никель необработанный 99,8 1214 Руды и концентраты ниобиевые 71 4,3 Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы 87 3284 Руды и концентраты медные*** 22 -42 Руды и концентраты хрома 0,8 -64 Руды и концентраты алюминиевые 29 -59 Руды и концентраты цинка 5,1 -15 Руды и концентраты олова 21 -25 *) по стоимости;
**) нетто-импорт со знаком «минус»;
Внешняя торговля природными ресурсами в новых условиях получает несколько иные мотивации и ограничения. Раньше целью экспорта было поступление свободно конвертируемой валюты в бюджет государства. Колоссальная разница между внутренними и мировыми ценами обеспечивали высокую номинальную эффективность экспорта вне зависимости от реальных производственных затрат. Импорт сырья рассматривался как вынужденная мера и считался нежелательным из соображений безопасности. Избежание импорта было важнейшим аргументом для обоснования дорогих экономических неэффективных проектов.
Хотя опыт последних десятилетий убедительно доказал горазда большую зависимость поставщиков от покупателей.
Когда объемы производства топлива и сырья будут определять, помимо природного потенциала наличием спроса (в том числе и внешнего), уровнями производственных затрат и цен, инвестиционной привлекательностью экспортных отраслей на свободном рынке инвестиций, объемы экспорта и импорта должны будут оценивать только критериями экономической эффективности.
Рост производственных затрат в природоэксплуатирующихся отраслях и повышение внутренних цен на природные ресурсы снижают эффективность экспорта и сужают круг экспортных ресурсов, но уменьшение внутреннего потребления вследствие структурной перестройки экономики противодействует этому процессу. На расширение экспорта подобное же влияние может оказать приток новых инвестиций, которые возможны от зарубежных производителей, имеющих худшие по качеству природные ресурсы.
В переходный период, когда разброс цен на отдельные виды ресурсов достаточно широк — от выше мировых до значительно ниже их, необходимо регулировать внешнеэкономические отношения. Формы регулирования внешнеэкономической деятельности могут быть различными.
Для повышения надежности обеспечения и нивелирования конъюнктурных колебаний на разных стадиях освоения и использования ресурсов желательна транснационализация нашего природоэксплуатирующего комплекса, которая расширит возможности технического обновления и позволит сгладить зависимость эффективности производства от регионально-страновых условий, что очень важно для отраслей этого комплекса.
Российские природные ресурсы, будучи сейчас, с одной стороны, одним из немногих конкурентоспособных товаров на внешнем рынке, а с другой — потребителями крупных инвестиций, техники, новых технологий, представляют собой перспективный объект международной кооперации. Обилие природных ресурсов и множество проблем, связанных с их использованием, делают формы такой кооперации многообразными.
Это могут быть совместные предприятия, сервисные контракты, соглашения о концессиях и разделе продукции, целевые кредиты, техническая помощь и т.п.
Таким образом, переходя в XXI век, российский природно-ресурсный комплекс, нацеленный на ускоряющий импульс социально-экономического развития, должен пройти основные стадии качественных изменений, отражающих меняющиеся внутренние и внешние условия. Внутренние изменения касаются прежде всего целей функционирования комплекса, характера собственности на ресурсы и предприятия, новой инвестиционной политики, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей к показателям экономической эффективности, степени влияния на весь ход экономических процессов и отвечающей этим изменениям ценовой и экспортно-импортной политики. Наиболее важные для комплекса внешние изменения связаны с формированием новой, менее материало- и энергоемкой структуры экономики, либерализацией и изменениями условий экономической деятельности, уменьшением и прекращением государственной поддержки, новыми возможностями международной кооперации и транснационализации, ростом экологических требований при эксплуатации природных ресурсов.
1 Данная оценка — одна из многих и не претендует на точность. Это обусловлено разными обстоятельствами, в том числе и таким очевидным, как подверженность мировых цен на минеральное сырье резким и часто непредсказуемым изменениям. Оценки подобного рода важны не столько их абсолютной величиной, сколько с точки зрения сопоставления этих стоимостных показателей с другими компонентами ПРП, и прочими составными частями национального богатства.
2 За счет резкой дифференциации эксплуатируемых угольных бассейнов по величине разведанных запасов углей оценка обеспеченности сильно варьирует в зависимости от принятой методики ее расчета.
Источник