Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Юные исследователи природы»
На современном этапе развития образования есть необходимость непрерывного экологического образования школьников для обеспечения будущей социально-политической и экологической стабильности государства, его национальной безопасности.
Примерная программа внеурочной деятельности «Исследователи природы» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, составлена в соответствии с нормативными документами различного уровня. Примерная программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Цель современного экологического образования — научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим вся воспитательная и образовательная экологическая деятельность должна быть сконцентрирована, прежде всего на решении именно этой решающей для судеб человечества задачи.
Данная примерная программа внеурочной деятельности имеет цель — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Основной принцип обучения — личная заинтересованность учащегося в получении экологических знаний. Подобная заинтересованность возникает у учащегося за счет оригинальности, информативности, увлекательности и жизненной важности сообщаемых экологических знаний.
Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы прослеживается межпредметная связь с другими школьными предметами, и прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением, дублирование исключено. Она отвечает всем требованиям самостоятельной дисциплины, одновременно позволяя осуществить на практике интеграцию с другими предметами.
В программе учитывается эмоционально-образное и неформализованное восприятие детей среднего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к искренним чувствам, они легче усваивают нравственно-этические нормы поведения, как в коллективе, так и по отношению к природе.
Поэтому задачей преподавания экологии в средней школе — развитие и укрепление в детях чувства доброты и любви по отношению к природе, чувства доброты и терпимости по отношению друг к другу. Те начальные экологические знания и жизненные примеры, которые при этом приводятся, направлены, прежде всего на воспитание детей в духе высокой нравственности и ответственности за окружающий мир. Сочетание доступности, познавательного интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания, предполагает развитие у детей универсальных учебных действий таких, как личностных, регулятивных, коммуникативных. Все это развивает творческое мышление, формирует навыки наблюдения и поведения в природе, пробуждает интерес к науке.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (улицы, лес, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, соревнований.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В результате изучения экологии учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разрушительном воздействии на природу воды и ветра, об экологии растений и животных, о результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных мероприятиях.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).
Место рабочей программы внеурочной деятельности
«Исследователи природы» в базисном учебном плане
Проектирование содержания программы внеурочной деятельности «Исследователи природы» выполнено с учетом требований ФГОС и направлено на развитие УУД ребенка. Воспитание и социализацию личности, формирование экологической культуры и мышления, развития творческих способностей, реализацию индивидуальных потребностей учащихся в обучении экологии.
Содержание данного вида внеурочной деятельности можно рассматривать как звено в системе непрерывного экологического образования и выбора учащимися будущей профессии.
В основе программы лежит два главных вида деятельности учащихся – это теоретическая и практическая деятельность ребят, что способствует развитию УУД школьников. Программа предусматривает более глубокое изучение основных направлений биологии.
Теоретическая часть опирается на базисные знания школьной программы. Здесь необходимо использовать такие формы занятий, как рассказ, беседа. Практическую часть необходимо строить в виде эксперимента, исследования, игр. Практическая часть занимает большую часть времени, является центральной частью занятий.
Программа внеурочной деятельности «Исследователи природы» разработана в рамках реализации ФГОС НОО, рассчитана на учащихся 5-х классов, предусмотрено 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 35 минут.
Источник