Внеурочная деятельность исследователи природы

Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Юные исследователи природы»

На современном этапе развития образования есть необходимость не­прерывного экологического образования школьников для обеспечения будущей социально-политической и экологи­ческой стабильности государства, его национальной безопасности.

Примерная программа внеурочной деятельности «Исследователи природы» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, составлена в соответствии с нормативными документами различного уровня. Примерная программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Цель современного экологического образования — научить людей жить в условиях новой модели развития мирового со­общества, основанной на экологическом мировоззре­нии, которое должно прийти на смену господствую­щему в настоящее время потребительскому мировоз­зрению. В связи с этим вся воспитательная и образо­вательная экологическая деятельность должна быть сконцентрирована, прежде всего на решении именно этой решающей для судеб человечества задачи.

Данная примерная программа внеурочной деятельности имеет цель — форми­рование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Основной принцип обучения — личная заинте­ресованность учащегося в получении экологических знаний. Подобная заинтересованность возникает у учащегося за счет оригинальности, информативности, увлекательности и жизненной важности сообщаемых экологических знаний.

Все разделы программы взаимосвязаны между со­бой, имеют преемственность на каждом этапе обуче­ния. Содержание программы прослеживается межпредметная связь с другими школьными предметами, и прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением, дублирование исключе­но. Она отвечает всем требованиям самостоятельной дисциплины, одновременно позволяя осуществить на практике интеграцию с другими предметами.

В программе учитывается эмоционально-образное и неформализованное воспри­ятие детей среднего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к искренним чувствам, они лег­че усваивают нравственно-этические нормы поведения, как в коллективе, так и по отношению к природе.

Читайте также:  Двери купе фотопечать природа

Поэтому задачей преподавания экологии в средней школе — развитие и укрепление в детях чув­ства доброты и любви по отношению к природе, чувст­ва доброты и терпимости по отношению друг к другу. Те начальные экологические знания и жизненные при­меры, которые при этом приводятся, направлены, преж­де всего на воспитание детей в духе высокой нрав­ственности и ответственности за окружающий мир. Сочетание доступности, познаватель­ного интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания, предполагает развитие у детей универсальных учебных действий таких, как личностных, регулятивных, коммуникативных. Все это развивает творческое мышление, формирует навыки на­блюдения и поведения в природе, пробуждает инте­рес к науке.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (улицы, лес, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, соревнований.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В результате изучения экологии учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разруши­тельном воздействии на природу воды и ветра, об экологии растений и жи­вотных, о результатах воздействия человека на нежи­вую и живую природу, о Красной книге и о природо­охранных мероприятиях.

Учащиеся должны получить навыки и уметь: на­блюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на при­роду; в меру возможности и объема полученных зна­ний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические пра­вила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).

Читайте также:  Бакланы где обитают природная зона

Место рабочей программы внеурочной деятельности

«Исследователи природы» в базисном учебном плане

Проектирование содержания программы внеурочной деятельности «Исследователи природы» выполнено с учетом требований ФГОС и направлено на развитие УУД ребенка. Воспитание и социализацию личности, формирование экологической культуры и мышления, развития творческих способностей, реализацию индивидуальных потребностей учащихся в обучении экологии.

Содержание данного вида внеурочной деятельности можно рассматривать как звено в системе непрерывного экологического образования и выбора учащимися будущей профессии.

В основе программы лежит два главных вида деятельности учащихся – это теоретическая и практическая деятельность ребят, что способствует развитию УУД школьников. Программа предусматривает более глубокое изучение основных направлений биологии.

Теоретическая часть опирается на базисные знания школьной программы. Здесь необходимо использовать такие формы занятий, как рассказ, беседа. Практическую часть необходимо строить в виде эксперимента, исследования, игр. Практическая часть занимает большую часть времени, является центральной частью занятий.

Программа внеурочной деятельности «Исследователи природы» разработана в рамках реализации ФГОС НОО, рассчитана на учащихся 5-х классов, предусмотрено 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 35 минут.

Источник

Оцените статью