Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
рабочая программа (2 класс) на тему
-Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях .
— Приказ Минобрнауки России №373 «Об организации и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 (в ред. приказ Минобрауки России от 26.11.2010 г.)
-Письмо Минобрнауки России №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего стандарта общего образования» от 12.05.2011г.
-Письмо Минобрнауки России №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования образования детей» от 11.12.2006 г.
— Закон Российской Федерации «Об образовании» ( с изменениями и дополнениями )
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены ——Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены —Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-Календарный учебный график ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка» на 2014 -2015 уч.год
— Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
Цель программы — экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
активизация познавательной деятельности младших школьников;
расширение экологических представлений младших школьников;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;
развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);
формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;
организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;
передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление программы состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста ( 2 класс) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
«Юные друзья природы» – программа , которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Материал внеурочной деятельности предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.
Внеурочная деятельность нацелена на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности «Юных друзей природы» младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Юные друзья природы» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю , 35 занятий в год.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
- Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы».
- Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Методы обучения и развития творческих способностей.
- Групповой метод.
- Индивидуальная работа.
- Использование игровых форм.
- Использование наглядных пособий.
- Общение с «живой» природой.
- Метод экскурсионной и практической деятельности.
В конце обучения учащийся должен знать:
понимание современных проблем окружающей среды;
овладение основами классификации растительного и животного мира края;
умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;
расширение первоначальных экологических представлений, понятий.
биологические и экологические особенности растений и животных;
посевной и посадочный материал, способы размножения растений, требования к условиям их выращивания, посева;
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
основные биологические, экологические связи в природе, взаимодействие природы и общества;
правила безопасности труда.
В конце обучения учащийся должен уметь:
применять экологические, биологические знания на практике;
изготовлять наглядные пособия, информационные листы и т.п.;
работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами;
наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;
воспроизводить информацию изучаемых областей знаний с помощью
научно – популярной литературы и средств массовой информации;
применять правила безопасности труда.
Виды оценки результативности учебных знаний.
Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, соревнования.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, экскурсии, рейды на природу и т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
- не навязывать готового решения;
- не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
- подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
- предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы внеурочной деятельности «Юные друзья природы » способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Источник