Внимание человека имеет природу
Внимание рассматривается как организация всей психической деятельности человека, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности сознания на объектах действительности. Внимание обеспечивает выделение значимых для данной деятельности объектов. Оно представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики. Выделение значимых объектов или воздействий осуществляется как во внешней среде – внешненаправленное внимание, так и во внутренней среде – внутринаправленное внимание.
Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли. Внимание не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание является динамической стороной сознания, которая характеризует степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью его отражения в течение времени, необходимого для осуществления деятельности.
Внимание – это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).
Вниманием называется сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, имеющий для личности определенную значимость (постоянную или ситуативную).
Направленность психической деятельности – избирательный характер этой деятельности, вольный и невольный выбор ее объекта (сохранение и поддержание выбора).
Сосредоточенность психической деятельности – отвлеченные от всего постороннего, от всякой другой деятельности, не относящейся к данной. Под сосредоточенностью понимается поглощенность данной деятельностью, большее или меньшее углубление в нее.
Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой.
В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризует динамику их протекания.
Внимание – особое свойство человеческой психики, оно не существует самостоятельно, вне мышления, восприятия, памяти, движения человека. Вниманием поэтому называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности.
Формы проявления внимания многообразны. Они могут быть направлены на работу органов чувств, на процессы запоминания, на мышление, на двигательную активность человека.
Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено учебной, трудовой деятельностью и является одной из основных психических характеристик учебного и трудового процессов.
Свойства внимания
Выделяют такие свойства внимания, как концентрация, устойчивость, объем, распределяемость, переключаемость, сосредоточенность, интенсивность, отвлекаемость, рассеянность.
Концентрация внимания – это степень сосредоточенности на объекте. Кроме того, ее определяют как степень интенсивности и направленности сознания на объект.
Устойчивость внимания – продолжительность сосредоточенности психических процессов на данном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера деятельности, от индивидуально-психических особенностей человека.
Объем внимания – это количество объектов, которые человек может одновременно осознать с одинаковой степенью направленности сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Объем внимания увеличивается, если объекты систематизированы.
Распределяемость внимания – способность человека направить внимание на выполнение нескольких действий.
Переключаемость внимания – скорость произвольной смены объекта психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от особенностей человека.
Сосредоточенность внимания проявляет себя как отвлечение от мешающих работе раздражителей.
Интенсивность внимания – способность к нарастанию, усилению сосредоточенности, концентрации.
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность внимания – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 276.
Источник
VII. Внимание
Индукция (в нейрофизиологии) — закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная и.) или в том же участке по прекращении своего действия (последовательная и.) противоположный нервный процесс или состояние. Говорят о положительной и. (торможение индуцирует возбуждение) и отрицательной и. (возбуждение индуцирует торможение).
концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);
распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
Рис. VII. 1. Внешнее выражение внимания
На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.
В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе.
Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной
из основных психологических характеристик трудового процесса.
Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика, разнообразные движения и т. д.
Согласно взглядам ИМ. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса.
Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес АЛ. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.
Точка зрения И.П. Павлова и АЛ. Ухтомского получила в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. Некоторые ученые подчеркивают особенно важную роль лобных областей мозга в отборе информации. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название
«нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Предполагают, что ретикулярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентировочного рефлекса, другие — защитного, а третьи — пищевого.
В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной активности.
Факторы, способствующие привлечению внимания
Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т. п.)
Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные)
Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего)
Виды внимания и их сравнительные характеристики
Источник