Конспект урока по биологии 7 класс «Внутренне строение птиц»
Обучающие: Раскрыть особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом и с высоким уровнем обмена веществ .
Воспитательные: Продолжить формирование навыков коллективной работы, работы в группах.
Развивающие: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты
Формирование эмоционально — ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.
Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы
Дать определение понятиям: выделительная, пищеварительная, нервная, репродуктивная системы; объяснить характерные особенности всех систем.
Организация образовательного процесса
География, математика, экономика, экология
Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация
Индивидуальная, фронтальная, групповая
Используемые ЦОРы( цифровые образовательные ресурсы)
1.Социальная сеть работников образования nsportal . ru
Оборудование: Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – 5-е изд., перераб. — М.: Вентана- Граф, 2015.- 288 с.: ил.; схема «Внутреннее строение птиц»; мультимедиа презентация.
Вводимые на уроке понятия: железистый желудок, мускульный желудок, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки.
Деятельность учителя (работа с ЦОРами, методы обучения) / деятельность ученика.
1. Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
— Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим изучать строение птиц.
2. Актуализация опорных знаний
Устный фронтальный опрос по вопросам:
1. Рассказать о строении скелета птиц. Указать элементы скелета, указанные цифрами.
2. Назвать отделы позвоночника
(Шейный (9-25 позвонков), грудной (3-10 позвонков), поясничный, крестцовый, хвостовой)
3. Назвать элементы скелета, обозначенные цифрами
коракоид, 2- крестец, 3- копчиковая кость, 4- пальцы, 5- цевка, 6- ключицы, 7- киль, 8- лопатки)
4. Назвать мышцы, имеющие важное значение для полета, указать их функции и расположение
(2-большие грудинные мышцы опускают крылья, 1-подключичные мышцы поднимают крылья).
а) лопатки; в) вороньи кости; б) ключицы; г) плечевая кость.
2. Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:
Локтевая кость – предплечье большая берцовая кость – ?
а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.
3. Обобщите следующие понятия одним:
локтевая кость, плечевая кость, кости кисти – .
4. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и:
а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;
б) первый шейный позвонок; г) крестец.
5. Наука о птицах — это:
а) птицеводство; в) кинология; б) орнитология; г) зоология.
Ответы: 1 – г; 2 – а; 3– передняя конечность; 4 – б ; 5 – б.
2.Изучение нового материала
— Ребята, мы уже изучили внешнее строение птиц и опорно- двигательную систему. Что мы должны изучать дальше?
Тема урока : «Внутреннее строение птиц»
Запишите число и тему урока в тетрадь.
Ребята, какие цели нужно поставить к сегодняшнему уроку?
— Изучить пищеварительную систему птиц;
-Сформировать знания о кровеносной системе птиц;
-Познакомиться с дыхательной системой птиц;
-Исследовать нервную систему птиц;
-Изучить органы чувств птиц.
— Углубить знания о выделительной системе птиц.
1. Пищеварительная система.
Пищеварительная система птиц по сравнению с таковой у пресмыкающихся имеет большое число отделов, выполняющих разные функции.
Зубы у птиц отсутствуют, их часто заменяет роговой клюв с острыми краями. Им птицы захватывают, удерживают, а иногда размельчают пищу. Во рту она смачивается слюной. Длинный пищевод у зерноядных и хищных расширяется в зоб. Под влиянием слюны пища размягчается и набухает, начинают перевариваться углеводы. Затем она поступает в железистый желудок, где подвергается воздействию желудочного сока. Отсюда пища переходит в мускулистый желудок. Стенки его образованы мощными мышцами, а в полости, выстланной плотной оболочкой, находятся мелкие камешки, проглоченные с пищей. При сокращении стенок пища перетирается. Непереваренные остатки (шерсть, кости, твердый хитин) отрыгиваются в виде так называемых погадок.
Обратите внимание на схему, представленную на слайде.
11. Толстая кишка и клоака
Перетертая пища поступает в кишечник. В передний отдел тонкой кишки открываются протоки поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Под влиянием пищеварительных ферментов пища переваривается. На границе тонкого и толстого кишечника находятся два слепых отростка. Толстая кишка короткая, фекалии в ней не задерживаются, переходят в клоаку и быстро выбрасываются наружу, что важно для облегчения веса тела птицы в полете. В клоаку открываются также мочеточники и протоки половых желез.
Птицы много и часто едят, обеспечивая интенсивный обмен веществ и восполняя большие затраты энергии на полет. Так масса пищи, потребляемой певчими птицами за день, составляет до 50-80% массы их тела. Пища быстро переваривается. Например, ягоды рябины у свиристеля перевариваются за 8-10 мин, мышь у домового сыча – за 4 ч. У воробьев от заглатывания гусеницы до выведения ее остатков с пометом проходит 15-20 мин, жуков – около 1 ч, зерна – 3-4 ч.
— Ребята, обобщите, как происходит процесс пищеварения у птиц.
2. Дыхательная система.
· Дыхательная система птиц имеет важные черты, связанные с полетом. От гортани отходит длинная трахея, которая разделяется на два центральных бронха. В месте разделения трахеи на бронхи имеется расширение – нижняя гортань голосового аппарата, — в ней находятся голосовые связки. Нижняя гортань хорошо развита у певчих птиц и видов, издающих громкие звуки.
· Легкие птиц в отличие от легких рептилий представляют собой плотные губчатые тела. Основную их массу составляют многочисленные трубочки (вторичные и третичные бронхи) – результат ветвления центральных бронхов. Их стенки густо оплетены капиллярами: здесь происходит газообмен.
· На вдохе центральные бронхи поставляют воздух и в легкие, и в задние воздушные мешки. На выдохе воздух из легких проходит в передние воздушные мешки, а из задних воздушных мешков – в легкие. Т.о., воздух, богатый кислородом, поступает в легкие и на вдохе и на выдохе. В легких кислород насыщает кровь. Остальной воздух проходит в передние воздушные мешки, из них – в центральные бронхи и через трахею – наружу. Воздух всегда идет в одном направлении – из задних мешков через легкие в передние мешки. Т.о., воздушные мешки играют важную роль в дыхании. Их объем в 10 раз больше, чем объем легких, что уменьшает плотность тела птицы. Поступление свежих порций воздуха в задние воздушные мешки, расположенные между органами, предохраняют тело птицы от перегрева во время полета
3. Кровеносная система.
· В отличие от рептилий у птиц четырехкамерное сердце. Потоки крови не смешиваются. В левой половине сердца кровь артериальная (насыщенная кислородом). Она поступает ко всем органам и тканям по сосудам большого круга кровообращения. От левого желудочка отходит только один сосуд – правая дуга аорты, сохранившаяся от предков – пресмыкающихся. Спинная аорта распадается на артерии, несущие кровь к внутренним органам. От органов венозная (насыщенная углекислым газом) кровь по всем венам возвращается к сердцу и поступает в правое предсердие.
· В правой половине сердца кровь венозная. Она направляется в легкие по сосудам малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке легочной артерией, разделяющейся на две ветви.
Интенсивный обмен веществ у птиц обеспечен эффективным газообменом в легких, быстрой доставкой кислорода и питательных веществ кровью к органам и тканям, углекислого газа – к легким, а продуктов обмена – к почкам. Быстрое движение крови достигается интенсивной работой сердца. Так у голубя оно сокращается 350 раз в минуту, у мелких певчих птиц – более 1000 раз.
· Центральная нервная система у птиц более сложная по сравнению с центральной нервной системой рептилий. Особенно хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.
· Хорошее развитие полушарий переднего мозга связано со сложным поведением птиц при строительстве гнезд, уходе за потомством, во время миграций, при добывании корма и избегании опасности.
Рассмотрите схему нервной системы птиц, представленную на слайде. Назовите все элементы, обозначенные цифрами.
1-передний мозг
2-средний мозг
3-мозжечок
4-промежуточный мозг
· У птиц быстро вырабатываются условные рефлексы. Птицы могут предвидеть наступление событий, то есть способны к экстраполяции (избегают человека с ружьем, находят спрятанный корм, искусно уходят от хищников, определяют угрозу по поведению других птиц). Хорошее развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения. Сложное строение мозжечка связано с точной координацией движений в полете.
· Наиболее развиты у птиц зрение и слух. Зрение у них развито лучше, чем у всех позвоночных животных. Хищные птицы способны видеть подвижную добычу с расстояния 1 км. На сетчатке глаза у птиц больше чувствительных клеток, чем у человека, значит они могут лучше рассмотреть детали предмета. Птицы обладают цветным зрением: различают не только основные цвета, но и их оттенки и полутона.
· Слух у птиц развит не хуже, чем у млекопитающих. Косвенно об этом свидетельствует разнообразие звуков, которые издают птицы. Особенно острый слух свойственен совам, способным поймать мышь, ориентируясь на слабый писк, который она издает.
· Обоняние у большинства птиц развито слабо. Пожалуй, только новозеландские киви и некоторые падальщики (грифы) находят добычу по запаху.
6. Система органов выделения.
· Система органов выделения у птиц приспособлена к интенсивному обмену веществ, в результате которого в организме увеличивается объем вредных продуктов белкового обмена, подлежащих быстрому удалению.
· Крупные почки лежат в углублениях тазовых костей. От них отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Основным продуктом выделения служит мочевая кислота, которая не требует большого расхода воды и быстро выводится в виде кашицеобразной массы через клоаку вместе с фекалиями.
· Обмен веществ у птиц по сравнению с пресмыкающимися проходит гораздо интенсивнее. Это связано с быстрым перевариванием пищи, более совершенными дыханием и кровообращением. При окислении органических веществ в организме птиц выделяется много энергии, которая расходуется на работу мышц и поддержание высокой и постоянной температуры тела.
Обратите внимание на схему. С помощью учебника назовите все элементы выделительной системы.
1.Охарактеризуйте особенности строения и функций дыхательной системы птиц, связанные с полетом.
2. Выявите признаки, которые свидетельствуют о более совершенном устройстве нервной системы птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными.
Р/т №2 стр. 48-50 задание 1-5 , § 45, записи в тетрадях.
Список использованной литературы
1. В.М.Константинов «Биология 7 класс – изд. Москва: «Вентана-Граф». 2014 г.
2. С.В.Суматохин, В.С.Кучменко «Рабочая тетрадь Биология 7 класс» –изд. Москва: «Вентана-Граф». 2014 г.
Источник
3. Внутреннее строение Птиц (пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная системы)
Пищеварительная система птиц, так же как и других позвоночных животных, представлена пищеварительным трактом и железами .
Пищеварительный тракт : рот — глотка — пищевод — зоб (у зерноядных птиц) — желудок (железистый и мускулистый отделы) — кишечник (тонкая и прямая кишка) — клоака.
Пищеварительные железы выделяют вещества, необходимые для переваривания пищи:
- слюнные железы выделяют слюну;
- печень выделяет желчь;
- поджелудочная железа выделяет поджелудочный сок.
Пищеварительная система начинается клювом. Клюв ограничивает ротовую полость, в которой имеется язык. Зубы отсутствуют .
Из ротовой полости пища попадает глотку , а из неё — в пищевод . В пищеводе некоторых птиц есть расширенная часть — зоб , предназначенный для накопления и набухания сухой пищи.
В желудке есть два отдела: железистый и мускулистый. В первом отделе пища обрабатывается ферментами, а во втором измельчается при сокращении мускульных стенок желудка и под действием находящихся там камушков.
Из желудка измельчённая пища направляется в тонкий кишечник , где обрабатывается пищеварительными ферментами печени и поджелудочной железы. Из тонкого кишечника непереваренные остатки пищи попадают в прямую кишку , а из неё — в клоаку .
Особенности строения пищеварительной системы (отсутствие зубов, предварительная обработка пищи в зобе, строение желудка, короткая прямая кишка) — это приспособление к облегчению массы тела птицы (что важно для полёта).
Источник