- Во время сильных морозов птицы
- Почему птицы не мерзнут зимой
- Что едят птицы зимой
- Птицы бывают перелетными и оседлыми и не только
- Перелетные птицы превращаются в оседлых
- Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. проект по окружающему миру (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?
Во время сильных морозов птицы
Осенью большинство птиц покидают наши края и улетают зимовать на юг. Есть, конечно, и те, которые остаются. Какие же это птицы? Как им удается выживать в суровых зимних условиях, и почему вообще они здесь решили остаться?
С наступлением холодов природа замирает. Там, где прежде было слышно веселое пение птиц, становится тихо. Черные стрижи, соловьи, пеночки-теньковки улетают в теплые края. Другие виды птиц, несмотря на холода, остаются в родных краях. Они не впадают в спячку, как некоторые млекопитающие, а бодрствуют всю зиму и ведут активный образ жизни. Что это за птицы? Как они справляются с нелегкими погодными условиями и нехваткой корма в зимний период? И почему даже зимой они не покидают свою родину?
Почему птицы не мерзнут зимой
Птицы, будучи теплокровными животными, за счет подвижности своих перьев способны поддерживать постоянную температуру тела в районе 38-43,5°С. Степень взъерошенности оперения меняется в зависимости от температуры окружающей среды. И это не случайно: взъерошенные перья, принимая форму шара, по отношению к поверхности тела, увеличивают толщину теплоизолирующей воздушной прослойки, следовательно, уменьшают потерю тепла. Оперение в данном случае работает по тому же принципу, что и пуховой наполнитель в теплых куртках.
Специальная функция регуляции теплоотдачи присуща и неоперенным конечностям птиц. Поступающая в лапы кровь тут же отдает часть своего тепла возвращающейся венозной крови, при этом охлаждая конечности почти до нуля градусов. Именно этим объясняется тот факт, что кряквы не мерзнут в ледяной воде.
Более того, птицы могут «заряжаться солнечной энергией». Это возможно благодаря наличию более темных участков основания оперения, которые улавливают солнечные лучи и согревают птиц.
Также в холодные ночи птицы могут самостоятельно понижать температуру своего тела. Они впадают в состояние оцепенения, которое значительно замедляет обмен веществ, а вместе с ним и потребление энергии.
Что едят птицы зимой
Для поддержания тепла птицам в первую очередь необходим постоянный приток энергии за счет потребления пищи. Многие насекомоядные птицы включают в свой рацион богатые жирами семена, орехи, зерна, которые являются высококалорийным кормом. Осенью на деревьях и кустарниках созревают ягоды и плоды, которые в зимний период послужат дополнительным, а для некоторых видов птиц и основным видом корма.
Также в зимний период в рацион птиц входят пауки и мелкие насекомые с их личинками, живущие под корой деревьев, между корнями растений или в компостной куче. Так как зимой световой день значительно короче ночи, птицам часто не хватает времени на поиск еды. Именно поэтому еще летом они делают запасы:сойки закапывают в землю желуди, гаички, поползни и хохлатые синицы прячут в щели древесной коры семечки и зерна.
Птицы бывают перелетными и оседлыми и не только
Не все птицы, остаются у себя на родине круглый год. Если домовый воробей и большая синица относятся к так называемым «оседлым» птицам, то свиристель и клест считаются уже «кочующими» – они перемещаются с места на место при наступлении неблагоприятных погодных условий. Есть и «частично перелетные» птицы, например, черный дрозд и рябинник. Некоторые особи или даже целые популяции улетают в далекие края по причине своей генетической предрасположенности. При этом в одном месте могут зимовать сразу несколько различных популяций, или северные сородичи могут облюбовать территорию оставшихся на своей родине южных особей. Так, в наши края прилетают, например, птицы с северных и восточных природных зон.
В период холодов, когда природа впадает в состояние глубокого покоя, начинает действовать жесткий механизм естественного отбора. Слабые особи одной популяции, которые не выдерживают холодных зим, спариваются с более устойчивыми к неблагоприятным природным условиям особями из других мест гнездования, чтобы иметь возможность размножаться дальше.
Перелетные птицы превращаются в оседлых
Несмотря на такой жесткий отбор, нельзя утверждать, что перелетные птицы переносят зимний период намного лучше. У одних птиц длительный перелет отнимает много времени и сил, для других он и вовсе представляет собой большой опасности: смена местообитания на время зимовки, плохие погодные условия и охота в Южной Европе и Северной Африке часто осложняют миграцию.
Глобальное потепление и растущее население земли привели к тому, что сегодня все больше и больше птиц перестают мигрировать на дальние расстояния. Так, например, серые журавли остаются зимовать во Франции, вместо того чтобы лететь в Южную Испанию. В Москве стали оставаться на зимовку горихвостки, зарянки и различные водоплавающие виды птиц. Миграционный маршрут перелетных птиц в целом сократился по сравнению с предыдущими годами втрое. Некоторые виды становятся даже оседлыми или совершают лишь незначительные перемещения в период суровых холодов. Для генетически сильных в период миграционной активности перелетных птиц, летающих на длинные расстояния, это может стать настоящей проблемой. Ведь к тому моменту, когда они вернутся из Африки в родные края, лучшие места гнездования будут уже заняты теми, кто остался.
Источник
Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора.
проект по окружающему миру (средняя группа)
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тип проекта : творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта : декабрь 2020 – январь 2021г.
По количеству участников : коллективный.
По продолжительности : долгосрочный.
Название проекта : «Покормите птиц зимой»
Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Санкт-Петербурге и Ленинградской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.
Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру .
Познавательное развитие : Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края. Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Речевое развитие: Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.
Физическое развитие: Формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и др.
Художественно- эстетическое развитие : Развивать эстетический вкус, воображение, логическое мышление, зрительную память. Учить использовать в работе нетрадиционные материалы.
Задачи решаемые в рамках реализуемого проекта:
-Расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года
— Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма
— Продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение
— Активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта
— Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию
— Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время
— Пополнить развивающую среду по теме проекта
— Привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности – изготовлению кормушек для птиц, изготовление костюмов для спектакля.
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Реализация проекта по этапам:
— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
— Определение темы проекта, постановка цели и задач.
— Изучение методической литературы по данной теме.
— Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
— Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
— Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Театрализованное представление «Наши друзья»
Фотовыставка «Как мы птицам помогали».
Источник
Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?
В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, должны бы стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?
Я согласен с Виталием Григорьевым, но хотел бы дополнить его ответ. Чтобы понять почему птицам холодно попробуйте проехать в мороз на мотоцикле (или чем-нибудь подобном) без головного убора и шлема. Могу сразу сказать, что в первую очередь у вас отмёрзнут уши, затем нос, затем шея и никакая гимнастика вам не поможет. А птицы летают со скоростями сравнимыми со скоростью мотоцикла. Почему нахохливаются? Воздух может являться теплоизолятором или проводником тепла (в зависимости от того как его использовать) . Нахохливаясь они расправляют перья и таким образом как бы увеличивают слой теплоизоляции и, соответственно, меньше мёрзнут..
Потому что они коченеют от холода.
А сидят нахохлившись потому, что жидкость внутри птиц под действием холода расширяется.
По поводу работы мышц это правильно, но им негде восстановить энергию—еды мало, а сидят нахохлившись т. к лапками холодно и они их прижимают к телу для тепла!
Потому что, когда они распушат свои пёрышки, между перьями образуются воздушные мешки, за счёт которых сохраняется тепло.
Самое уязвимое морозом место у птиц — лапки, они быстрее всего мерзнут : птицы закрывают их перьями (греют) и выглядят для нас нахохлившимися !
Источник