Моря как крупные природные комплексы
Ребята! На протяжении нескольких уроков мы изучаем природно-территориальные комплексы. Давайте вспомним некоторые моменты.
- Дайте определение понятию ПТК?( ПТК — Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
- Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
- Как взаимосвязаны компоненты в ПТК?(обменом вещества и энергией).
- Приведите примеры ПТК?(географическая оболочка, моря, природные зоны, фасции и т.д.).
А кто сможет показать на карте расположение природных зон России?
Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, я загадаю вам загадки, разгадав и ответив на которые вы сможете определить тему нашего урока.
1. Кругом вода, а с питьем беда (море)
2. Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)
3. Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
Да, действительно тема нашего урока будет связана с морем.
Что такое природный комплекс? Мы уже вспомнили. Как вы думаете, какая же будет тема нашего урока, если у нас есть два ключевых слова: море и природный комплекс?
Моря как крупные природные комплексы
(Ребята — является ли море крупным природным комплексом?)
Какова будет цель нашего урока :
Формирование представления о разнообразии природных комплексов морей России. Задачи:
· Расширить знания о природных комплексах.
· Познакомиться с причинами разнообразия ПТК морей.
· Определить черты сходства и различия между ПТК морей.
III . Изучение нового материала
1 . Природные комплексы существуют не только на суше, но и в различных водоёмах – океанах и морях, озерах и реках. Такие водные комплексы называют аквальными («аква» — от лат. а qua – «вода») (акваланг)
Впервые о существовании АПК написал Л.С.Берг, создатель учения о природных зонах. Он был не только географом, но и биологом: занимался изучение озер и обитающих в них рыб.
Каждый аквальный ПК занимает определённую территорию и отделяются один от другого границами. Границами моря часто служат участки суши (острова, полуострова или возвышения подводного рельефа (Охотское море, моря СЛО)
Каждое море имеет свой собственный гидрологический режим и циркуляцию течений. Водообмен с МО и поступление пресной воды, которую приносят крупные реки, определяют свойства морской воды (соленость, плотность, прозрачность). Близость суши также влияет на моря: на температуру вод, рельеф дна. Разность сезонных колебаний температур воздуха и поверхностных вод моря значительно больше, чем в океане.
Особенности гидрологического режима, свойств морской воды, климата, и др факторы влияют на флору и фауну . Видовой состав растительного и животного мира морей богаче, чем океанов.
Как и природные комплексы материков, моря подчиняются закону природной зональности. Кроме того АПК изменяются с глубиной.
Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России, и я зачитаю вам стихотворение, которое будет эпиграфом нашего урока.
Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра,
Свой парус холщовый держала,
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
— Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
— Сколько морей омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
— Назовите и покажите эти моря на карте (работа с картой атласа и картой на экране).
Давайте поподробней познакомимся с морями, омывающими берега России.
Все моря различны, а можно ли их как-то сгруппировать?
Для этого мы разобьемся на группы.
Каждая группа при помощи атласов, учебников должны подготовить основную информацию о морях каждого бассейна. Для этого каждой группе даны карточки с планом характеристики морей.
1. Какие моря относятся к бассейну ——-океана.
2. Географическое положение этих морей.
3. Приблизительная глубина.
Путешествие подходит к концу, что мы выяснили в ходе исследования?
Комплексное изучение АПК имеет огромное практическое значение, так как все больше возрастает потребность в использовании ресурсов морей и океанов.
(Вопрос) А как вы думаете, какими ресурсами богаты моря?
2. Ресурсы морей . Моря России имеют важное хозяйственное значение. Они обладают самыми разнообразными ресурсами.
-Большую ценность имеют Биологические ресурсы
-Все больше возрастает значение минеральных ресурсов морей.
-Моря служат дешёвыми транспортными путями
—энергетические ресурсы морей могут быть преобразованы в электрическую
— рекреационные ресурсы в основном используются на теплом Чёрном и Азовском морях
(Вопрос) Существуют ли проблемы морей, как природных комплексов?
3. Проблемы охраны природных комплексов морей
Впадающие в моря реки не только опресняют морские воды, но и приносят большое количество загрязняющих веществ.
Итак, общее представление о морях России мы получили.
IV . Закрепление изученного материала.
В заключение нашего урока, проведем блиц-опрос.
1. Какие природные комплексы называют аквальными? (Вода)
2. Сколько морей омывают берега России?(13)
3. Какие факторы оказывают влияние на формирование ПК моря?
· географическое положение;
· климатические условия;
· история происхождения и развития морей;
4. Объясните, какова связь между органическим миром и глубиной моря.
5. Какими видами ресурсов богаты моря России?
6. Почему реки часто называют основными загрязнителями морей?
Молодцы! А сейчас попрошу выразить своё мнение об уроке.
V. Домашнее задание. § 40, вопросы 1-3, составить « Синквейн»
V I . Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.
Закончить урок мне хочется такими строчками:
Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.
Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно моря изучать
И новые знания приобретать.
Спасибо за работу! Урок окончен.
Источник
4. Моря — крупные ПТК
Природные комплексы под водой очень похожи на ПТК на суше по взаимосвязям и единству компонентов, из которых они состоят. Основными природными компонентами морей являются подстилающая поверхность, вода, растительность и животный мир.
Человек постепенно более подробно изучает и осваивает природные ресурсы морей и океанов. Для рационального использования этих богатств необходимо иметь полное представление о природных комплексах морей.
Каждое море, как отдельный ПТК, обладает своей спецификой. Российскую Федерацию окружают \(12\) морей Мирового океана. Моря отличаются по географическому положению, климатическим характеристикам, рельефу дна, минеральным и биологическим ресурсам, а также по степени освоения и изученности.
Моря Северного Ледовитого океана более или менее мелководны, так как расположены, как правило, в пределах шельфовой зоны. Глубина в основном составляет около \(200\) м, а солёность намного ниже среднеокеанической. Линия берегов содержит большое количество заливов, полуостровов, устьев рек. Для климата характерна суровость. Эти моря большую часть года скованы льдом. Исключением является только Баренцево море.
На востоке Российскую Федерацию омывают моря Тихого океана, отделённые от него островами. Моря здесь глубокие (до \(4000\) м). По климатическим характеристикам Японское море отличается более мягкими условиями от Берегового и Охотского, которые замерзают в холодный период. Но в Японском море часто возникают штормы и тайфуны.
Атлантическому океану принадлежат \(3\) внутренних моря России. Чёрное море — наиболее тёплое море, омывающее Россию. Оно и больше, и глубже (\(2200\) м), чем Азовское и Балтийское моря, которые располагаются в пределах материкового шельфа и обильно опреснены.
Источник