- Тема 4. Кадастры природных ресурсов
- 1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
- 2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- 22. Основные положения и подходы к составлению и ведению государственного водного кадастра.
- Государственный водный кадастр (ГВК)
Тема 4. Кадастры природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.
Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:
- государственную регистрацию природопользователей;
- количественный учет природных ресурсов;
- бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
- водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
- лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
- кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
- промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
- кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
- обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
- кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
- кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
- формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
- по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
- инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
- плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
- специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Источник
22. Основные положения и подходы к составлению и ведению государственного водного кадастра.
Водный кадастр — систематизированный сбор сведений о количестве и качестве водных ресурсов, конкретной территории государства и состоит из кадастра поверхностных, подземных вод, кадастра использования водных ресурсов.
Кадастр поверхностных вод содержит сведения о реках, озерах, прудах, водохранилищах, каналах, о постах и периодах наблюдения за гидрологическими, гидробиологическими режимами водных объектов. Об изменении гидрографической сети под влиянием хозяйственной деятельности.
Данные публикуются в ежегодниках – Ежегодные данные Государственного водного кодекса, о качестве поверхностных вод, состояния окружающей среды и ежемесячно информация о высоких уровнях загрязнения окружающей среды.
Кадастр подземных вод содержит сведения об эксплуатационных и прогнозных запасах подземных вод. Данные наблюдения за режимом подземных вод в их физическом и биологическом составе.
Кадастр использования водных ресурсов содержит сведения о расположении и основных параметрах водозабора, сброса сточных вод, очистных сооружений, об использовании воды, сведения об осушаемых, орошаемых и увлажняемых площадях.
Данные водного кадастра необходимы для:
— учета водного фактора при размещении промышленных предприятий;
— составления схем использования и охраны водных ресурсов;
— проектирования водохозяйственных и иных сооружений, связанных с использованием вод;
— развития международного сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов;
— регулирования взаимоотношений водопользователей;
— разработки водно-экологических мероприятий, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
— осуществления государственного контроля за рациональным использованием и охраной водных ресурсов;
— нормирования водопотребления и установления экологических требований к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в водные источники;
— прогнозирования изменения гидрологических и экологических условий, водности рек и качества вод;
— ведения других кадастров природных ресурсов;
— иных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Первичный учет использования вод осуществляется водопользователями за счет собственных средств с последующим представлением органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в установленном порядке необходимой отчетности.
Основная водно-кадастровая документация:
= материалы, характеризующие водные ресурсы, их использование и охрану;
= статистические отчеты водопользователей;
= каталоги водных и водно-хозяйственных объектов;
= государственный водный кадастр Республики Беларусь.
Государственный водный кадастр Республики Беларусь ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (вопросы кадастра поверхностных вод), Белорусским производственным объединением по геологоразведочным работам (вопросы кадастра подземных вод) и Министерством здравоохранения (вопросы кадастра использования водных ресурсов).
Источник
Государственный водный кадастр (ГВК)
Государственный водный кадастр (ГВК) определяется Водным кодексом РФ как «свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.
Водный кадастр, так же как и земельный, формируется на базе много лет действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.
Данные ГВК являются основой для принятия решений при управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам).
В частности, водные ресурсы оцениваются по следующим показателям: ресурсы речного стока — общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; подземные воды — эксплуатационные прогнозные ресурсы и разведанные запасы.
Помимо оценки абсолютных показателей (объемов, расходов) естественных водных ресурсов, важное значение имеет относительная характеристика территориальной обеспеченности водными ресурсами, учитывающая степень и эффективность хозяйственного использования последних, а также качество вод и их роль в системе природных комплексов.
Вместе с тем система кадастров природных ресурсов — качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая информация должна предусматривать комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественной характеристики и экономической оценки и др. Отсюда одно из главных требований к системе данных о природных ресурсах — необходимость сопоставимости их характеристик с точки зрения поставленных целей. Соответствие характеристик природных ресурсов поставленным задачам обеспечивается их классификацией, которая лежит в основе учета природных ресурсов.
Поскольку земля — общий базис размещения производительных сил, а в отношении биологических ресурсов также и главное средство производства, земельный кадастр следует рассматривать как общую систему сведений о земельных ресурсах, как общую природную основу системы кадастров природных ресурсов, а не только как специальную систему сведений о земельных ресурсах сельскохозяйственного назначения. В производствен- ной практике земельный кадастр часто понимается как кадастр сельскохозяйственных угодий. В настоящее время утвердились и узаконены соответствующим законодательством понятия «земельный кадастр», «лесной кадастр», «водный кадастр». Разрабатываются и другие виды специальных кадастров природных ресурсов, однако понятия «сельскохозяйственный кадастр» нет. Тем не менее, с точки зрения иерархии понятийной системы, «сельскохозяйственный кадастр» имеет такое же отношение к понятию «земельный кадастр», как «лесной кадастр» и кадастры других ресурсов, связанных с производственным, природоохранным, рекреационным использованием земли.
В понятие земли как объекта земельного кадастра входит весь природный комплекс, включающий почву, рельеф, поверхностные и подземные воды, литогенную основу, растительный и животный мир. Это положение предопределяет необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций по включению в состав кадастра блока данных, характеризующих состояние и изменение природных территориальных комплексов под влиянием антропогенных факторов, а также достоверной инженерно-экологической и эколого-экономической информации. Выделенные природные территориальные комплексы должны иметь эколого-хозяйственную оценку, включающую определение видов и степени антропогенных нагрузок и устойчивости (средо- и ресурсостабилизации) природных комплексов к этим нагрузкам. В связи с этим важными вопросами являются современный учет и отражение в документах происходящих изменений в природных комплексах. Набор показателей должен быть оптимальным и удобным для практического осуществления.
Существенным моментом является сопоставимость и сводимость кадастровых сведений. Так как управление природопользованием осуществляется по административно-территориальным единицам и оно не всегда совпадает с природными рубежами, то содержание кадастра должно отвечать в первую очередь задачам практики, то есть сложившейся системе управления. Вся кадастровая информация должна быть привязана к административно — территориальному делению. Получение, обработка и анализ данных, включаемых в кадастр, обусловливают необходимость широкого применения ЭВМ, которое предъявляет определенные требования к формам и содержанию кадастровой информации. Ведение усовершенствованного земельного кадастра предполагает единство в понимании отдельных его категорий и применение общепринятой терминологии.
Источник