Художественное путешествие «Водоплавающие птицы родного края» (экологический парк «Черное озеро»)
беседа «Водоплавающие птицы»; наблюдение за птицами на прогулке; чтение рассказов Г.А. Скребицкого «Лебеди», Н. Сладкова «Лебеди», сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» и рассматривание иллюстраций к ним, просмотр и обсуждение картин К. Крамера «Утка и ее утята», Б. Лильефорс «Семья уток в тростнике», В.Я. Теодоровича «Утки», К. Шульца «Дикая утка», А.Н. Деньшина «Лебеди на пруду» В.М. Щукина «Одинокий лебедь», И.С. Сарычева «Дети и лебеди у пруда»; просмотр и обсуждение презентации «Водоплавающие птицы Ульяновской области» (лебедь-шипун, серощекая поганка, краснозобая казарка, красношейная поганка, огарь, белоглазая чернеть)
Художественное путешествие «Водоплавающие птицы родного края» (экологический парк «Черное озеро»).
1Мухаметзянова Диляра Румильевна
2 Место работы : МБДОУ №63 «Буратино»
Цель: ознакомление детей с редкими водоплавающими птицами Ульяновской области – лебедем-шипуном, серощекой поганкой, краснозобой казаркой, красношейной поганкой, огарем, белоглазой чернетью.
Образовательные: развивать представления о редких водоплавающих птицах Ульяновской области и об их особенностях.
Развивающие: развивать память, наблюдательность, внимание, умение различать по характерным признакам и называть водоплавающих птиц родного края; развивать исследовательские умения, речь, обогащать словарный запас; развивать воображение, интерес к художественной деятельности.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам как объектам живой природы, воспитывать эстетическое восприятие природы.
Методы: беседа, рассказ, описание, наблюдение, демонстрация натуральных объектов.
Материал и оборудование: экологический рюкзак, картинки с изображением водоплавающих птиц, фотоаппарат, бинокли, планшеты, бумага, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: беседа «Водоплавающие птицы»; наблюдение за птицами на прогулке; чтение рассказов Г.А. Скребицкого «Лебеди», Н. Сладкова «Лебеди», сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» и рассматривание иллюстраций к ним, просмотр и обсуждение картин К. Крамера «Утка и ее утята», Б. Лильефорс «Семья уток в тростнике», В.Я. Теодоровича «Утки», К. Шульца «Дикая утка», А.Н. Деньшина «Лебеди на пруду» В.М. Щукина «Одинокий лебедь», И.С. Сарычева «Дети и лебеди у пруда»; просмотр и обсуждение презентации «Водоплавающие птицы Ульяновской области» (лебедь-шипун, серощекая поганка, краснозобая казарка, красношейная поганка, огарь, белоглазая чернеть).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в художественное путешествие в одно из самых красивых мест нашего города – в экологический парк «Черное озеро» и навестим наших пернатых друзей. Они могут плавать и искусно ныряют. Как вы думаете, о каких птицах я говорю?
Дети: О водоплавающих птицах!
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вот мы подошли к водоему. Как он называется?
Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите на него, какое оно?
Дети: Большое, красивое, прохладное.
Воспитатель: Да, сейчас озеро очень красивое. А посмотрите, кто это плывет по озеру?
Воспитатель: Посмотрите в бинокли, ребята, это серощекие поганки. Они – редкие птицы Ульяновской области. Давайте попробуем их описать.
Дети: Они не очень большие. У них черная головка.
Воспитатель: Правильно, они не очень крупные. На головках у них темные шапочки, которые доходят до уровня глаз, щечки у них серого цвета, клюв – черный с желтым основанием. Передняя часть шеи и верх груди красно-коричневого цвета. Брюшко серо-белое, спинка, крылья темные, серые.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются водоплавающие птицы, например, утки, от других птиц – грачей, например, или скворцов?
Дети: Они умеют плавать!
Воспитатель: Благодаря чему они так шустро плавают?
Дети: У них особенные лапки – с перепонками! Они ими отталкиваются от воды и быстро плывут!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, почему водоплавающие птицы не тонут в воде?
Дети: Нет, расскажите нам!
Воспитатель: У них на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, которая смазывает перья жиром. Перья, покрытые жиром, отталкивают воду и не позволяют птицам намокнуть. Вода просто скатывается с их перьев, поэтому они и не тонут.
Дети: Там и другие уточки плавают – одни красно-коричневые, другие – с рыжими перышками на головках у глаз, посмотрите!
Воспитатель: Это, ребята, белоглазая чернеть и красношейные поганки. Давайте внимательно рассмотрим красношейных поганок. Вы правильно отметили, у них есть рыжие перышки на головках у глаз.
Дети: Они такие интересные и необычные!
Воспитатель: У них черные щеки, красная шея, грудь и бока, рыжие перья над глазами и за глазами, темные крылья, глаза рубинового цвета. Клюв у них прямой, черного цвета, кончик клюва светлый.
Дети: Интересно! Смотрите, красношейные поганки ныряют!
Воспитатель: Так они добывают себе пищу – водоросли, мелкую рыбку, ракообразных. Еще они едят насекомых.
Дети: А это белоглазая чернеть?
Воспитатель: Да, ребята, это белоглазая чернеть.
Дети: Она коричневого цвета.
Воспитатель: У нее рыжевато-бурое оперение. Спинка темная. Задняя часть груди покрыта белыми перьями, такие же перья на подхвостье и на подбородке. Клюв темно-серого цвета со светлой перевязью, на горлышке, если приглядеться, можно увидеть узкий черный ошейник. Белоглазая чернеть так называется, потому что радужная оболочка глаз у селезней желтовато-белого цвета, а издалека кажется чисто белой.
Дети: А чем она питается?
Воспитатель: Белоглазая чернеть питается в основном ряской, семенами камышей, а также моллюсками, водными насекомыми и небольшой рыбой. Ребята, запомните, что и красношейная поганка, и белоглазая чернеть занесены в Красную книгу Ульяновской области. Необходимо их беречь.
Дети: Давайте сфотографируем их для нашего альбома!
Воспитатель: С удовольствием!
Дети: А еще на этом озере есть редкие птицы?
Воспитатель: Есть, ребята, но сейчас мы их здесь не видим. Вот, посмотрите на эти картинки (показывает картинки) – это краснозобая казарка и огарь – редкие птицы нашего края.
Дети: А эта птица – краснозобая казарка – похожа на гуся!
Воспитатель: Да, внешне она походит на гуся небольших размеров. У нее очень яркий окрас. Грудка и нижняя часть головы коричнево-красного цвета, крылья, брюшко и хвост – контрастной черно-белой окраски.
Дети: У нее толстая шея и маленький черный клюв.
Воспитатель: Да, действительно, так и есть. Краснозобая казарка питается растительной пищей. Это и пшеница, и ячмень, и кукуруза – все то, что растет на полях. Также она ест и побеги и корневища злаков, различные семена и прочее. А это, ребята, огарь. На кого он похож?
Дети: Он похож и на утку, и на гуся. Только он оранжевый.
Воспитатель: Да, огарь имеет яркое оранжево-коричневое оперение, при этом голова у него более светлая. На концах крыльях есть белые и черные перья. Хвост темный. Шея длинная, клюв большой, черный. На голове светлые перышки. Он питается как растительной, так и животной пищей, которую он находит на суше и воде. Он любит полакомиться семенами и молодыми побегами.
Дети: Смотрите, а там лебедь?
Воспитатель: Это лебедь-шипун, ребята. Величественная птица!
Дети: Он очень красивый!
Воспитатель: Опишите его.
Дети: Он белый, у него очень длинная шея, вытянутое овальное туловище.
Воспитатель: Верно, еще у него яркий оранжево-красный клюв, у основания которого есть черный нарост. Глаза небольшие, темные. Лебедь-шипун также занесен в Красную книгу Ульяновской области, ребята.
Дети: А что ест лебедь-шипун?
Воспитатель: Питается лебедь-шипун в основном водными растениями и водными мелкими животными (моллюсками, рачками).
Один из детей: А почему его называют шипуном?
Воспитатель: Он называется лебедем-шипуном из-за того, что издает шипящий звук, когда злится, раздражается.
Дети: Очень интересно!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Опишите птицу». Я буду называть птицу, а вы называйте ее внешнее описание. Можете смотреть на картинки. (Воспитатель раздает детям картинки с изображением лебедя-шипуна, красношейной поганки, огаря, белоглазой чернети, краснозобой казарки, серощекой поганки). Итак, ребята, опишите птицу – красношейную поганку.
Дети: У нее черные щечки, красная шейка, грудь и бока, над глазами и за глазами есть рыжие перья, крылья у нее темные, клюв тоже темный, глаза красные.
Воспитатель: Опишите птицу – белоглазую чернеть.
Дети: Она сама рыжевато-бурого цвета оперение, у нее спинка темная, клюв темно-серый, глаза у нее желтоватые, но издалека кажутся белыми.
Воспитатель: Опишите птицу – лебедя-шипуна.
Дети: Он большой, красивый! Сам он белый, у него длинная тонкая шея, большой красный клюв с черным основанием.
Воспитатель: Молодцы! С игрой вы справились очень хорошо! А сейчас я предлагаю нарисовать лебедя-шипуна. Вы согласны?
Воспитатель: Тогда берите планшеты, карандаши, фломастеры. На листе обозначьте два овала – один маленький – это будет голова, другой – нарисуйте его ниже – побольше – это будет туловище. Затем от маленького овала к большому проведите сначала одну дугу и затем вторую – параллельную первой. Это будет шея. Шея у лебедя длинная, изящная. Нарисуйте лебедю глаза и клюв, прорисуйте голову. К большому овалу пририсуйте хвост, затем обозначьте и прорисуйте крылья – по спине лебедя проведите волнистые линии. Теперь нарисуйте круги на воде вокруг лебедя – водную рябь. Закрасьте клюв ярким красным цветом, около основания клюва закрасьте черным нарост, глаза закрасьте черным. Получился у вас лебедь?
Воспитатель: Покажите рисунки друг другу!
(Дети показывают друг другу свои рисунки).
Воспитатель: Понравилось вам рисовать лебедя?
Дети: Очень понравилось!
Воспитатель: Молодцы! А наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад. Как вам наше путешествие?
Дети: Нам было интересно!
Воспитатель: Кого мы видели на озере?
Дети: Лебедя-шипуна, серощекую поганку, красношейную поганку, белоглазую чернеть.
Воспитатель: А каких новых птиц вы еще сегодня узнали?
Дети: Краснозобую казарку и огаря!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне с вами сегодня было очень интересно, спасибо вам за чудесную компанию!
Источник
Лесные Птицы Ульяновска И Название (50 Фото)
Птица рода соек семейства врановых отряда воробьинообразных.
Распространённый вид европейских дроздов. Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири — до водораздела между Енисеем и Леной.
Певчая птица семейства вьюрковых. Размер — 14-18 см. Ярко выражен половой диморфизм. Ареал — Северная Африка, Евразия. Широко распространённый, отчасти синантропный вид; один из наиболее многочисленных в России. Преимущественно зерноядная птица; птенцов выкармливает насекомыми.
Небольшая птица семейства дятловых. Распространён в Европе и Западной Азии, где населяет широколиственные и смешанные леса, часто с доминированием дуба. В Южной Европе, Малой Азии и на Кавказе довольно обычный вид, на остальной части территории редок. В целом ведёт оседлый, вне сезона размножения кочевой образ жизни. В частности, в горах совершает сезонные вертикальные кочёвки.
Самый мелкий и один из наиболее обычных на территории бывшего СССР представителей рода дроздов.
Вид птиц из семейства трясогузковых, мельче и стройнее воробья. Длина тела до 16-20см, размах крыльев 25-30см, масса 20-26 г. Верх буровато-серый, с черновато-бурыми пестринами. Низ светло-охристый. На груди и боках тёмные пестрины, крайние рулевые белые. Ноги телесно-розовые; коготь заднего пальца короткий. Молодые с более чёткими чёрными пестринами верха тела. Позывки «тит-тит», «псиит-псиит».
Певчая птица семейства дроздовых.
Птица семейства мухоловковые отряда воробьинообразных. Ранее вместе со всем родом соловьи его относили к семейству дроздовых.
Наиболее распространённый вид из рода настоящих воробьёв семейства воробьиных. Одна из самых известных птиц, обитающая по соседству с жилищем человека и хорошо узнаваемая как по внешнему виду, так и по характерному чириканью.
Певчая птица семейства Acrocephalidae.
Источник