Прогулка с «птицами-небылицами»
Говорят, что птицы на зиму улетают на юг. Теперь мы знаем, что это неправда – редакция cultinfo побывала на выставке «Птицы-небылицы» в Музее кружева. Всех птиц не сосчитать, поэтому расставляем некоторые акценты и рекомендуем вам сходить на выставку, пока все пернатые на месте.
Райские сирины, алконосты, величавые павы, мифические фениксы, скромные голубки, гордые орлы, жар-птицы, изящные лебеди, а также забавные петухи и чу́дная сова. На зимовке в Музее кружева собрались совершенно разные птицы. Они настолько искусно вплетены в композиции, что вы будете удивлены, внезапно обнаружив их среди растительных и цветочных узоров. Дополняют удивительную кружевную панораму вышивка, керамика, росписи, шемогодская береста – тоже с птичьими мотивами.
Название выставке дала одноименная кружевная скатерть Веры Веселовой. В 1970-е была тенденция к геометризации, и большое произведение обычно делилось на ярусы или клетки. Сначала кружевные квадраты должны были заполнить звери, но это показалось Вере Дмитриевне «грубовато и как-то сердито». Поэтому в кружевные «клетки» прилетели птицы со старинных прялок и вышивок. Двух художница придумала сама, так что на этой скатерти нет ни одной одинаковой птички. В год 100-летия со дня рождения Веры Веселовой выставка в Музее кружева заслуженно названа в честь этого шедевра.
Птичка, спорхнувшая с панно Ангелины Ракчеевой «Вологда», пять лет назад стала визуальным символом бренда Вологодской области «Душа Русского Севера». На выставке представлена целая «стая» кружевных чудо-птиц, созданных по итогам конкурса в 2015 году. Сколки были подготовлены художниками Марией Медковой и Ириной Зубаревой, а кружевницы постарались отразить в работах традиционные узнаваемые орнаментальные мотивы вологодского кружева и при этом подарить своей птичке неповторимость образа.
Интересен не только образ птицы на кружевных изделиях, но и сами панно. «Поющее дерево» Виктории Ельфиной воплощает архаичный образ мирового древа, соединяющего три мира. На ветвях расположились птицы, которые символизируют радость и благополучие. «Первое свидание» показывает встречу девушки и юноши в прекрасном саду, за влюбленными подсматривают птицы, напевая им мелодию счастья и предвещая будущую совместную жизнь. Птица как символ вдохновения расположилась на панно «Муза Батюшкова», созданном Верой Веселовой и художником Владимиром Кордюковым. Услышать радостную мелодию и вдохнуть аромат распустившихся цветов можно возле панно «Лето» Галины Мамровской.
Если вы до сих пор не знаете, как выглядит птица счастья, то пора знакомиться с Сирином – мифической райской птицей с женским лицом. Именно она считалась птицей радости, счастья и удачи. Но будьте осторожны: ее райское пение пленяет настолько, что слушающий забывает всё на свете. Алконоста – птицу печали – также можно встретить в музейных залах. Образы этих птиц были настолько распространенными и укоренившимися в народном сознании, что христианская церковь оставила этих привычных покровителей, правда, уже с нимбом надо головой. Обратите внимание на «Сирина» Татьяны Соколовой во втором зале – эта птичка заворожит вас не только своим голосом, но и необыкновенной красотой.
Напоследок предлагаем рассмотреть северную вышивку, где птица была одним из любимейших образов. В свадебных полотенцах часто встречается птица-пава, олицетворяющая женское начало – вы же помните Пушкина: «А сама-то величава, / Выступает, будто пава. » Этот узор является пожеланием счастливого замужества и благополучной личной жизни. Мотив лебедя или утицы можно встретить в узорах головных уборов и повязок. Да и само название «кокошник» происходит от древнерусского «кокошь», что значит курица. Кстати, о курицах – попробуйте заметить их с первого раза на полотенце из Кичменгско-Городецкого района.
Источник
Брендом Вологодской области станет птица с цветочками
Солнечный хоровод из слов «Вологодская область» и птица станут символами нашего региона. Как говорят в правительстве, по итогам социологических исследований самой популярной характеристикой Вологодчины стал образ «Душа Русского Севера».
Над созданием этого бренда работали власти, общественность, а также вологодские и даже московские специалисты. В итоге родился бренд — красная птица на белом фоне, расположенная в центре круга из слов «Вологодская область. Душа Русского Севера». Напомним, что в правительстве области была создана рабочая группа для поиска бренда, который должен объединить патриархальную Вологду, динамичный Череповец, города-музеи Тотьму, Белозерск, Кириллов, Великий Устюг. Единый бренд должен быть узнаваемым для туристов и инвесторов и должен отражать все направления, в которых известна продукция нашего региона.
Разработчики говорят, что птица была выбрана одним из образов как символ русского севера. Её изображение было создано в 1984 году заслуженным художником России вологжанкой Ангелиной Ракчеевой. Она создала рисунок панно «Вологда», которое потом выплели из кружева.
— На панно девушка плетёт кружево, и на нём изображены птицы, птицы счастья. И девушка мечтает о счастье. В её светёлке – горшки с геранью, а по краям изображены виды Вологды. На производстве была норма, и именно на это панно мне дали три месяца, и за этот срок я должна была выполнить его в рисунке. Ещё за месяц кружевницы должны были панно сплести, их было 16 человек.
Второй символ — это круг из слов «Вологодская область». Изображение, по задумке, символизирует движение и развитие. В дальнейшем логотип можно будет использовать в сувенирной продукции, говорит губернатор области Олег Кувшинников:
— Мы живём в 21 веке, в постоянно меняющемся динамичном мире. Это символ постоянного движения, вращения земли, развития. Это русский хоровод.
По словам главы региона, новый бренд должен повысить узнаваемость Вологодской области у туристов и у инвесторов. Власти планируют, что число туристов к 2020 году должно увеличиться до 3 миллионов человек.
С полной версией новой концепцию бренда Вологодчины можно ознакомиться здесь.
Источник
Новым символом Вологодской области стала кружевная птица
ВОЛОГДА, 29 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Птица — традиционный элемент вологодского кружева, известного по всему миру, стала символом региона. Сегодня была представлена концепция нового образа Вологодской области. Его разработала группа экспертов на основании социологических исследований, сообщил губернатор Олег Кувшинников.
Впервые изображение птицы как символа русского севера появилось на кружевном панно «Вологда» в 1984 году.
«На панно кружевница плетет кружево, а на кружеве изображены птицы счастья, — рассказала ИТАР-ТАСС заслуженный художник России, автор панно Ангелина Ракчеева. — По краю выплетена наша Вологда, все достопримечательности».
Панно «Вологда» размером 160 на 180 см выставлено в Музее кружева. По словам художника, нарисовано оно было за три месяца, еще месяц понадобился 16-ти кружевницам, чтобы его выплести. Копии знаменитого панно в разное время дарились российским политикам, в том числе мэру Москвы Юрию Лужкову.
Дополняет представленный символ региона надпись: «Вологодская область — Душа Русского Севера». Она располагается вокруг изображения красной кружевной птицы на белом фоне.
Губернатор призвал руководителей органов местного самоуправления, департаментов, общественных организаций и бизнес-сообщества использовать новый образ Вологодской области в различных сферах.
Представленный во вторник образ региона еще может быть изменен. Обсуждение концепции открыто в социальных сетях и на официальном сайте областного правительства.
Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Источник
Вологодчина стала душой Русского Севера
«Птица счастья» обрела юридическую силу: отныне правительство области имеет право на распоряжение эскизом из кружевного панно фирмы «Снежинка», который официально стал товарным знаком Вологодчины и разойдется по стране с местной продукцией.
Отныне хлебобулочные изделия, конфеты и напитки, произведенные в нашем регионе, будут выпускаться под новым товарным знаком: «Вологодская область — душа Русского Севера». Вчера областное правительство подписало договоры с кружевной фирмой «Снежинка», Вологодским хлебокомбинатом, ЗАО «Кондитерская фабрика» и производителем напитков ООО «Родина».
Напомним, бренд Вологодской области обсуждался на протяжении нескольких лет. Работой над ним занимались эксперты, граждане, интернет-сообщество, и в начале мая этого года концепция
двух вариантов бренда была представлена главой региона Олегом Кувшинниковым в областной столице на Народном сходе в рамках выставки «Ворота Севера» (см.«Речь» № 80).
В итоге выбор вологжан пал на вариант с изображением птицы — традиционным символом духа и души, подкрепляющим тот самый вербальный образ «Вологодская область — душа Русского Севера». К тому же птица изображена в технике вологодского кружева, и ее эскиз («Птица счастья») был взят из кружевного панно «Вологда» (1984 г.) фирмы «Снежинка». После подписания договора с этой фирмой права на образ переходят к правительству области, которое, в свою очередь, дало официальное разрешение на использование нового бренда трем вологодским пищевым предприятиям.
— Сегодня наш бренд приобрел не только общие очертания, он впервые получил юридическую самостоятельность, сделал первые шаги к закреплению в виде отдельного товарного знака, — отметил Олег Кувшинников. — Уверен, что первые клиенты, соглашения с которыми мы подписали, с гордостью понесут его имя как внутри области, так и за ее пределы, расширяя границы нашей вологодской земли.
В дальнейшем и другие местные производители смогут наносить на упаковку своих товаров новый фирменный знак. Более того, бренд быстро должен перерасти сферу экономики и торговли.
По словам начальника департамента образования Елены Рябовой, в ключе нового бренда могут быть реализованы образовательные проекты по истории и традициям Вологодчины. Новый фирменный стиль проявится на сувенирах, одежде (от повседневной до формы спортивных команд), общественном транспорте, самолетах местных авиапредприятий. Наконец, образ будет активно интегрироваться в сферу туризма: под брендом «Вологодская область — душа Русского Севера» пройдут события культурного календаря региона в 2015 году.
Источник