Природопользование
Природопользование существовало и существует как важнейший аспект жизни человека, включающий в себя совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Всю историю человечества можно рассматривать и как историю природопользования. Развивался человек — расширялась сфера его деятельности по использованию природных ресурсов.
Совершенствование природопользования и расширение сферы деятельности человека приводило к развитию как самого человека, так и человеческих отношений. Без природопользования не было бы самого человека, его развития. Соответственно, без человека не было бы природопользования. И, что само собой естественно, в будущем без природопользования не будет и самого человека. «В этом мире есть только две вещи — люди и природные ресурсы» (Г. Пинкхот 1910).
Понятие и термин «Природопользование» были предложены в 1958 году Ю.Н. Куражсковским и сразу же вошли в обиход науки, а затем и практики. В настоящее время в мировой науке и практике термин «природопользование» занял достойное место, обрел свои четкие очертания, становится объектом и предметом исследования многих отраслей науки. Истоком природопользования были география и экология, которые продолжают оставаться его ведущим теоретическим базисом (Реймерс 1990).
В то же время сложившееся современное понятие о природопользовании как о науке недостаточно развитое, ограниченное как в целях стратегических — выживание всего человечества, так и методологических, т.е. использовании подходов для выработки путей рационального природопользования.
Определение природопользования.
1. Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
А) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или
Б) использование и охрану природных условий среды жизни;
В) сохранение (или поддержание), воспроизводство (или восстановление) и рациональное изменение экологического баланса (равновесия) природных систем, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества.
2. Совокупность производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-экономических форм и учреждений, связанных с первичным присвоением, использованием и воспроизводством человеком объектов окружающей природной среды для удовлетворения своих потребностей;
3. Использование природных ресурсов в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
4. Совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли.
5. Комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом.
По организационной классификации Российской академии наук, природопользование и экология расположены между секцией наук о Земле и секцией общественных наук.
Цели и задачи природопользования как науки.
По Ю.Н. Куражковскому (1969), «задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями». Следовательно, одной из важнейших задач природопользования как науки является разработка принципов оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.
Можно выделить следующие основные цели природопользования как науки:
1) рациональное размещение отраслей производства на Земле;
2) определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств;
3) рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:
а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;
б) обеспечение воспроизводства для растущих производств — расширение воспроизводства используемых ресурсов;
в) комплексность пользования природными ресурсами;
4) создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов:
а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результате человеческой деятельности;
б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов и недостаточностей;
5) рациональное преобразование природы.
Объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием.
Предмет природопользования — оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизни.
Природопользование как сфера знания включает в себя элементы естественных, общественных и технических наук, в т. ч.:
• охрану природы (атмосферы, вод, растительного и животного мира и т.д.);
• охрану окружающей человека природной среды;
• энвайронментологию — комплексную дисциплину об окружающей человека среде, ее качестве и охране, общую рационализацию природопользования, опирающуюся на фундамент современной экологии;
• энвайронменталистику — техническое приложение энвайронментологии — технологические приемы и многие технические направления, неверно называемые и причисляемые к промышленной экологии (энвайронментализм — теория управления средой жизни и социально-экономическим развитием, исходя из представлений о человеке как части биосферы).
• эконологию («эконэкол», «экономия природы») — анализ эколого- экономической системы различного уровня иерархии, но, прежде всего пределов допустимых нагрузок на природную среду и комплексные пути преодоления возникающих объективных лимитов в природопользовании;
• эколономию — синтетическую научную дисциплину, изучающую общие (главным образом исторические) эколого-социально-экономические закономерности развития глобальной системы «общество-природа».
• экономику природопользования — раздел конкретной экономики, изучающий главным образом вопросы экономической оценки природных ресурсов и такой же оценки ущербов от загрязнения среды.
• другие составляющие природопользования, в том числе рекреационная, духовная и прочие (Реймерс 1990).
Подразделяют (в зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное):
1. Природопользование нерациональное — система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала и влекущая истребление природных ресурсов.
2. Природопользование рациональное — система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
Рациональное природопользование предполагает высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, к которым социально-экономически не готово человечество, и не ведущее к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, наносящим урон его здоровью или угрожающим самой его жизни.
Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе.
Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникших как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов, подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными, птицами, рыбными запасами, использование атмосферного воздуха). Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслями природоресурсных законов Российской Федерации: Земельный кодекс, Закон о недрах, Закон об использовании и охране животного мира, Закон об охране атмосферного воздуха.
Источник
Экологические основы природопользования
студентов СПО дневной и заочной форм обучения. /Составитель: М.А. Куликова. Набережные Челны: НГТТИ, 2007, с.
Курс лекций предназначен для студентов, изучающих курс «Экологические основы природопользования» специальности 080501.51 Менеджмент (по отраслям) ; 080302.51 Коммерция; 260502.51 Технология продукции общественного питания. Они соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта и учебной рабочей программе по данной дисциплине.
Печатается по решению Ученого совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института от
Торгово-технологический институт, 2007 год
Лекция 1. Введение. Предмет изучения дисциплины.
Дисциплина “Экологические основы природопользования” является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и комплексные науки.
В общем смысле под природопользованием понимается исполь-
зование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды.
Основные начала природопользования заложены в экологии-науке о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов среды с живыми организмами. Термин “экология” впервые употребил Э.Геккель в 1866 г. Слово “экология” образовано от греческого oikos-“дом, родина” и “логос”-наука. В буквальном смысле экология-это наука об организмах у себя дома. Экология как наука зародилась в конце XIX в. Первоначально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания.
Основным объектом экологии является экосистема – совокуп-
ность живых организмов и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы,—популяции, а также отношение к среде отдельных организмов.
Взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать самому его существованию.
Таким образом, предметом изучения дисциплины “Экологические основы природопользования”является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания.
Под средой обитания следует понимать не только природную среду, но и искусственно созданную человеком физическую среду,
т.е. промышленность, города, транспорт и т.д.
Экология рассматривает закономерности взаимодействия любого биологического вида (в том числе и Homo sapiens) со средой, природопользование – только человека.
Специфика, цель и задачи дисциплины
Дисциплина “Экологические основы природопользования” имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов.
Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решить эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.
Источник