Сценарий викторины «Знатоки природы»
· развивать чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.
· углубится интерес к познанию мира природы;
· усовершенствуется потребность к осуществлению экологических поступков.
1. Есть на земле огромный дом
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Живут в нём птицы и цветы,
2. Живёшь в том светлом доме ты
1 учащийся: Добрый день, дорогие друзья! Все мы — жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это — природа!
2 учащийся: Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного — бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к природе. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений.
1 учащийся: Я, ты, он, она, вместе мы — дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука — экология.
2 учащийся: Сейчас мы проведем экологическую игру – викторину «Знатоки природы».
Ведущий: Ребята, вы должны разделиться на команды с одинаковым количеством участников. (участники делятся на две команды)
Командам по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ будет даваться фишка. Команда, которая получит больше фишек, станет победителем. Первый наш конкурс — это «Разминка».
РАЗМИНКА: ВИКТОРИНА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ
1. Первые весенние птицы? (Грачи)
2. Какое животное может прожить без воды 45 дней? (Верблюд)
3. Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)
4. Первый весенний цветок? (Подснежник)
5. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)
6. Эту птицу называют «лесным доктором», лечит деревья, вытаскивая вредителей под корой? (Дятел)
7. Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)
8. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)
9. Какая птица самая большая в мире? (Страус)
10. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову, за ее способность охотиться ночью)
11. В народе этот цветок называют «цветком солнца», назовите его? (Подсолнух)
12. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина)
13. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока)
14. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов)
15. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову)
16. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза)
17. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
18. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива)
19. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин)
20. Самая маленькая птичка планеты? (Колибри, т.к. размер не превышает полутора-двух сантиметров.)
21. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса)
22. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер)
23. Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (Крокодил)
24. Какие ноги у жирафа длиннее — передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины)
25. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу)
26. Сколько ног у паука? (Восемь)
27. А сколько ног у жука? (Шесть)
28. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь)
29. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка)
Ведущий: Следующий наш конкурс – это викторина «Пентонимы». Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном из видов мусора. Та команда, которая быстрее всех определит, о чём идёт речь, получает фишку. Побеждает команда, которая наберёт больше фишек.
1.Из нее делают очень много игрушек.
2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.
3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.
2.У нас ее получают из дерева.
4.Из нее получается очень много мусора.
5.На ней обычно рисуют или пишут.
2.Чаще всего оно прозрачное.
3.Когда падает, оно разбивается.
4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
4.Его издают разные приборы, машины.
5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды.
1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
2.Это можно увидеть везде — в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3.Это можно сдать и получить деньги.
4.Из этого можно сделать что-то новое.
5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.
2.В речке этого много, когда в ней моют машины.
3..Эта пленка мешает дышать рыбам.
4.Это надо удалять с поверхности воды.
5.Этим смазывают детали механизмов.
Ведущий: А теперь КОНКУРС: «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ».
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Нужно правильно собрать карточки с пословицей, кто быстрее.
Доброе дело // само себя хвалит.
Растение // земли украшение.
Срубили кусты // прощай птицы.
Увидел скворца // весна у крыльца.
КОНКУРС: УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ
Ведущий зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор.
1 . Этот зверек гнездо сплетает из толстых веток и прутьев — основание, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище он выстилает мхом, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.
Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
2 . Французский натуралист так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав».
Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса. (Волк)
3 . Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц)
5 . Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые органы чувств: зрение, слух, обоняние. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы. (Лиса)
6 . Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
КОНКУРС: «КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ?» (за отведенное время). Каждая команда получает лист со словом «Стрекоза».
В это время ведущий проводит игру со зрителями.
ИГРА со зрителями. «ХАРАКТЕР НАШ И БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ»
Закончите фразу, назвав подходящее по смыслу животное.
8. Трудолюбивая, как…(лошадка)
Каждой команде выдается по 4 знака-символа. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, объяснить их, согласно знакам:
1. Нельзя разорять муравейники.
2. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
3. Не повреждай кору деревьев.
4. Нельзя брать яйца из гнезд.
5. Не разводите костер в лесу.
6. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
7. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
8. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Ведущий: Природа живая, мы слышим пение птиц, дуновение ветра, шелест листьев…, и сейчас вы услышите и определите разные звуки природы, будьте внимательны.
КОНКУРС: «ОПРЕДЕЛИ ЗВУК ПРИРОДЫ»
(плеск волны, шум дождя, раскаты грома…)
Монтаж «Друзей природы» ( выходят 3 ученика)
1.Чтоб радость завтрашнего дня
И брал все только для себя
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты, разумный человек!
3.Человек! Ты царь природы о тебе веду я речь
Можешь ты помочь живому, иль на гибель всех обречь
Ты на свете самый главный
Значит должен всех сберечь!
Ведущий: На этом наша викторина закончилась. Вы молодцы, показали себя настоящими знатоками природы. Нам осталось подвести итоги.
Команды подсчитывают заработанные фишки. Вручение призов победителям.
Источник