«Про воздух и воду»
развивающие: развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
воспитательные: прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.
1. Организационный момент
С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!
2. Проверка домашнего задания
-С какой горной породой знакомились на прошлом уроке?
-Из каких минералов она состоит?
-Ответьте на вопросы учебника с. 47
— Кто нашел дополнительные сведения из атласа-определителя?
3. Самоопределение к деятельности
— Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам предстоит
отгадать загадки. Кто знает ответ, поднимает руку.
— Через нос проходит в грудь
Без него мы жить не можем.
-Кто-то уже догадался, про что мы будем говорить сегодня на уроке?
— Совершено, верно, сегодня мы поговорим о воздухе и о воде,
познакомимся с некоторыми их свойствами.
4. Работа по теме урока
— Почему воздух назвали «невидимкой»?
— Как вы можете доказать присутствие воздуха в классной комнате?
— Воздух — это нижний слой атмосферы. Мы живём на дне воздушного океана. Он простирается над нами на несколько сотен километров. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.
Просмотр видеоролика «Зачем нужен воздух?»
— Что вам понравилось в описании?
— Давайте рассмотрим и сами опишем небо сегодняшнего дня. (Рассматривают небо из окна.)
— Почему воздух так необходим?
— Назовите те объекты природы, которые без воздуха погибнут.
(Дети называют животных, растения и человека. Учитель крепит вертикально на доске карточки с их изображениями.)
Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в определённом соотношении с другими газами. Когда в воздух попадают отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что может оказаться губительным для растений, животных и человека.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
— Какие меры по очистке воздуха от вредных примесей вы могли бы предложить?
В крупных городах страны постоянно проверяется чистота воздуха. Установлены нормы допустимого содержания вредных веществ в воздухе.
Огромную роль в очистке воздуха играют растения — лёгкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
— Какую работу надо вести людям в этом направлении? (Сажать больше зелёных насаждений, разбивать парки и скверы.)
6.Закрепление изученного материала
.Просмотр видеоролика «Вода в природе»
— Прочитайте текст на с. 52-53.
— Рассмотрите фотографии речных берегов.
— Беседа с использованием карты и схемы в учебнике.
— Рассмотрите карту. Каким цветом отмечены водные запасы планеты?
1 Чего больше на планете: суши или воды?
Вода в океанах и Морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. (При объяснении учитель показывает объекты на карте.)
— Почему недопустимо загрязнять воздух? Воду?
— Что было сложное в работе?
учебник, с.51, 55 отвечать на вопросы
Источник
Проект «Три клада природы:вода, солнце и воздух»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Проект по окружающему миру «Три клада природы: солнце, вода и воздух». Выполнен учениками 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Три клада природы: вода, солнце и воздух»
Цель проекта : узнать больше о факторах неживой природы и провести исследование о влиянии этих факторов на жизнь растений. Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части раскрывается значение солнечного света и тепла, воздуха и воды для растений. В практической части выдвигается гипотеза – какой из факторов является самым важным при проращивании семян. Эксперимент позволяет сделать вывод : все четыре фактора неживой природы (вода, воздух, свет, тепло) являются обязательным условием для прорастания семени, т.е. для жизни растения.
Тема проекта: «Три клада природы: вода, солнце и воздух»
Все живые организмы обитают среди других живых организмов и неживой природы.
Всё, что окружает живой организм, называется окружающей средой, или средой обитания.
Каждый живой организм, обитающий на суше, может спеть про себя такую песенку:
Вокруг меня текут реки, моря океаны.
Вокруг меня летают, бегают, плавают,
Растут другие живые организмы
И всё это – окружающая меня
В окружающем нас мире мы легко отличим живой организм от неживого тела природы. Те условия, которые оказывают влияние на живой организм, называются экологические факторы.
Экологические факторы можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся факторы неживой природы, которые действуют на организм. Это свет, влажность, температура, состав воздуха, воды, почвы и другие.
Ко второй группе относятся факторы живой природы. Это те живые организмы, которые оказывают влияние на данный живой организм.
Третий экологический фактор – человеческий. Это та деятельность человека, которая приводит к изменению среды обитания живых организмов.
Каждый экологический фактор незаменим, кроме третьего.
Мы поставили целью своей работы узнать больше о факторах неживой природы и провести исследование о влиянии этих факторов на жизнь растений.
Сначала мы постарались больше узнать об этом из учебников и дополнительной литературы.
Солнечное тепло очень нужно растениям. Они растут, цветут, дают плоды и семена в тёплую погоду. Зимой растения спят. Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землёй, то растения жить без солнечного света не могут.
Солнце помогает растению питаться. Как? Живут в листьях растений маленькие волшебники – хлорофилловые зёрнышки. Они так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Их цвет ярко зелёный. И листья у растений зелёные оттого, что хлорофилловых зёрнышек в них много.
Рано утром, только солнце протянет свои лучи, просыпаются волшебники – хлорофилловые зёрнышки. Сразу же начинают свою мудрёную работу. Корешкам приказывают: Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебельку отдают команду: «Стебелёк, стебелёк, подавай воду от корешков к листочкам». Листику приказывает: «Листик, открывай устьица (это окошечки в кожице листа, в которые входит и выходит воздух и пары воды), подавай нам воздух».
Затем берут зелёные волшебники солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который из воздуха взяли. И вот чудеса! Из воды и углекислого газа получается сахар да ещё кислород.
Сахаром кормятся и корешок, и стебелёк, и листочки, и плоды , и семена. Едят они сахар и растут.
А кислород, который для дыхания всем нужен, хлорофилловые зёрнышки отдают в воздух. С воздухом тоже рассчитаться надо.
Весь день зелёные волшебники мешают солнечными лучиками воду и углекислый газ. Растения кормят и воздух исправляют. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зёрнышкам пора отдохнуть.
Итак, солнечный свет нужен для работы хлорофилловых зёрнышек.
Семена некоторых растений способны выдерживать охлаждение до температуры жидкого водорода (-250 0 С) или нагревание – до +100 0 С. При этом они не теряют всхожести.
Воздух, как одеяло, укутывает нашу планету. Он спасает живые организмы от вредных космических излучений и сохраняет теплоту Земли.
Из чего состоит воздух? Воздух – это смесь различных газов: кислорода, азота, углекислого газа и других. Кислород используется для дыхания почти всеми живыми организмами. Углекислый газ необходим зелёным растениям для того, чтобы хлорофилловые зёрнышки получили из него сахар. Воздух среда обитания многих живых организмов. И растениям, и животным воздух нужен для дыхания.
Растения научились использовать в своей жизни воздух – ветер. Пыльцу, плоды, и семена некоторые растения доверяют ветру. Он помогает расселиться одуванчику, липе, берёзе, клёну и многим другим.
Комнатные растения способны в течение 24 часов поглотить до 87% загрязнителей воздуха.
О себе она сказала бы так: «Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?» Конечно, вода.
«Вода – это жизнь», — говорит народ.
Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы. К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести от неё углекислый газ и другие вредные вещества. Роль транспортного средства выполняет вода. У животных – это кровь, а у растений соки, растворы веществ. И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и больше состоят из воды. Вот почему потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло. Все растения обитающие на суше имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до полутора метров, у деревьев – на 10-12 метров, у жителя пустыни – верблюжьей колючки – до 20 метров. Мхи и лишайники, лишённые корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. В толстых стеблях кактусов и листьях алое скапливаются запасы воды. Есть и в наших местах похожее растение – это очиток едкий. Сорванное, это растение ещё долго будет жить за счёт запасов воды в маленьких, толстых листочках.
Самые водянистые клетки имеют корни сосны – 90% воды, плоды арбуза и огурца – 92% воды, внутренние листья салата – 94%.
Изучив литературу, мы заспорили, какой из факторов неживой природы самый важный для растений. Кто-то считал, что это вода. Кому-то главным казался солнечный свет, а кому-то – воздух. Чтобы разрешить спор решили провести эксперимент и разобраться кто же прав.
Для опыта взяли семена подсолнечника. Почему именно подсолнух? Во-первых, он быстро растёт. А во-вторых, по преданию это самое первое растение на Земле. Солнце отправило людям своего маленького братца, потому что он очень похож на Солнышко и всегда знает, где оно скрылось.
Все семена мы разложили в 5 стаканов.
Стакан № 1 поставили на подоконник, но не налили туда воды. Итак, у этих семян есть свет, тепло, воздух, но нет воды.
Семена из стакана №2 решили оставить без воздуха. Для этого завернули семена в бумагу, положили на дно стакана и до краёв наполнили его водой, чтобы не поступал воздух. Стакан поставили на тёплый и светлый подоконник.
Стакан №3 закрыли тёмной бумагой и ещё поставили в шкаф, чтобы он остался без света. Хотя вода, воздух и тепло у этих семян есть.
Стакан №4 поставили между оконных рам, где температура +1◦С. Прорастут ли эти семена без тепла, ведь они получают солнечный свет, воздух, мы регулярно их поливаем?
И наконец, стакан №5 стоит на тёплом подоконнике. Каждый день мы поливаем семена водой, но так, чтобы вода не заливала семена полностью и они могли бы дышать. Значит, на эти семена воздействуют все четыре фактора неживой природы: вода, воздух, солнечный свет и тепло.
Мы высадили семена 15 января. В стаканах № 1,2 и 4 за время опыта никаких изменений не произошло. В стакане №3 проклюнулись маленькие корешки, появился стебелёк и листики, но затем листочки стали бледнее и к концу опыта завяли.
А в стакане №5 первые изменения произошли через 6 дней. Сначала проклюнулись корешки. Они становились всё больше. Появился стебелёк, а на нём два листочка. Через два дня стебелёк уже был длиной 7 см. Ещё через два дня отпала скорлупа и расправились листочки. 31 января опыт подошёл к концу. Ростки уже большие и мы высадили их в почву. Пусть растут дальше
Наш эксперимент закончился. Он позволил нам сделать следующий вывод: все четыре фактора неживой природы (вода, воздух, свет, тепло) являются обязательным условием для прорастания семени, т.е. для жизни растения.
Три клада у природы есть: вода, Солнце и воздух — три ее основы.
Когда-то были такие птицы — странствующие голуби, сейчас нет ни одной птицы. Но мы живем. Правда, мир наш стал беднее без этих птиц. Но если исчезнут вода, воздух, Солнце – не будет жизни на земле.
Наша работа не закончена. Как уберечь от загрязнения воду и воздух? Экологи всего мира заняты сейчас этой проблемой. Не останемся в стороне и мы. Это будет темой нашего следующего проекта.
Источник