1.3. Воспитание как культурно-исторический феномен
Воспитание – важнейшая функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
Развивается общество – меняется и воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания. К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». В этой связи Л.И.Маленкова пишет, что человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей. Не случайно в русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» составляет сущность любого воспитания. Это непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук:
- философия формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания;
- социология изучает социальные проблемы развития личности;
- этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира;
- психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей;
- педагогика выполняет раскрывает закономерности воспитания.
Воспитание – это прежде всего категория педагогической науки. В отечественной традиции в подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.
1) Императивный подход: взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Подобный взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, целью которой является гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. Данному направлению соответствуют следующие определения:
- воспитание – целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
- воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);
- воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни производительному труду (А. В. Петровский);
- воспитание – воздействие на личность общества в целом, целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).
2) Гуманистический (личностный, антропоцентрический) подход: взгляд на ребенка как на субъект воспитания. Противостояние гуманистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как альтернатива гербартианской «педагогике управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматривался как субъект развития и воспитания. Гуманистические идеи, представленные в философских трудах Б. Спинозы, Р. Декарта, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, Д. Юма, заложили основы для распространения в педагогической культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р. Екеном, Э. Линде, П. Наторпом, Т. Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основ гуманизма. Идеи Ж.Ж.Руссо служат основой теории свободного воспитания. Данная позиция развивается в Германии (X. Шарельманом, Ф. Гансбегом, М. Паулем), России (К.Д. Ушинским, К.Н. Вентцелем, Л.Н.Толстым, С.А. Рачевским, К.В. Ельницким, Н.А. Бердяевым, Л.С. Выготским, П.П. Блонским, С. Т. Шацким, В.А. Сухомлинским, К.А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмоловым, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, В.И. Слободчиковым), Италии (М. Монтессори), Франции (С. Френе), США (А. Маслоу К. Роджерсом, Э. Фроммом, Э. Эриксоном, В. Франклом). Гуманистический подход к воспитанию строится на следующих принципах:
- признание ребенка высшей ценностью в педагогическом процессе; признание способности и прав ребенка на саморазвитие;
- приоритетность субъект-субъектных отношений; ребенок – активный субъект не только жизни, но и воспитания;
- воспитание – целенаправленный процесс культуроемкого развития человека; важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию; роль ребенка в собственном развитии является определяющей;
- ребенок выступает как объект и субъект культуры; культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание; воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные признаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник также является фактором воспитания;
- потенциальные возможности развития человека заложены природой; развитие психических функций происходит в ходе физиологического развития под влиянием стихийных социальных отношений и целенаправленных воздействий, которые либо стимулируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни; саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности.
- важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.
- важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания является положительная Я-концепция личности – динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.
Таким образом, воспитание превращает человека из объекта культуры в ее субъект. Воспитание детерминировано культурой общества. Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание. Она зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу.
Источник
Что в человеке заложено природой, а что обществом?
Природой заложена наследственность от предков, это внешний вид, телосложение, а также заболевания, характер. Основные человеческие инстинкты, которые делают его человеком разумным. А уже окружающее общество делает поправки — на каком языке человек будет говорить, какой веры придерживаться или будет атеистом, как одеваться. Будет большая разница между людьми, если, например, от рождения, человек наделенный богатым умом, будет воспитываться в глухой деревне и не получать образования, а другой в ученой семье с хорошим образованием. То есть изначально, природа дала им одинаково, а в одном случае общество подключилось, в другом нет. Получается, что общество имеет большое значение в закладывании качеств человека.
природны в человеке — тело и душа, а социальна — личность.
Природное — по статусу по своему — родное и свободное,
а социальное — это границы, стены и ограничения, стихия равнодушия и отчуждения.
Поэтому-то личность часто и душе и телу — злейший враг,
поскольку ценности общественные зазомбируют всю личность так,
что ради денег или промысла дурного она на все готова.
Вот тут и возникает внутренний конфликт, когда рука, нога, спина болит,
но личности — все невдомек, что натворила она столько телу поперек,
что тело криком все кричит от боли.
и на достигнутом не замыкаться.
В человеке природой заложено биологическое, которое включает физическое тело, половые признаки и возраст. Физическое тело характеризуется высотой (ростом), весом, особенностью телосложения, пропорциональностью всех частей тела или наоборот диспропорцией и отклонениями, вызванных различными заболеваниями. Биологические особенности, кратко с примерами.
Общество развивает в человеке навыки общения. Ребенок может научиться разговаривать, если он постоянно слышит человеческую речь, повторяет звуки, слова и понимает их значение. Русских детей не учат какому — то конкретному языку, они начинают говорить на том же, на котором все свободно разговаривают в семье. В Китае малыши слышат и начинают общаться на китайском, возможно уйгурском (если семья уйгуров) языке, подражая взрослым. Так же принимаются нравы и традиции, манера поведения, знания, умения и навыки, в том числе и необходимые профессиональные.
Источник