- 19. Социальная природа сознания. Сознание и мозг. Алёна
- Сознание и мозг
- 20. Сознание и язык. Виды и функции языка. Никита Гусев
- 21. Возникновения сознания, его социальная природа.
- Вопрос 31. Возникновения сознания, его социальная природа.
- Вопрос 32. Материальное и идеальное. Функции идеального.
- Вопрос 33. Субъект и объект познания.
- Вопрос 34. Чувственное отражение, его форма и роль в познании.
19. Социальная природа сознания. Сознание и мозг. Алёна
Сознание есть продукт деятельности материального органа — мозга, результат его способности отражать объективный мир в идеальных образах. Психика неотделима от мозга и определяется характером происходящих в нем материальных нейрофизиологических процессов на молекулярном, клеточном органном уровнях.
Сознание — это функция мозга. Мозг — лишь одна из материальных предпосылок возникновения психики, сознания, личности, лишь необходимое условие ее рождения и существования. Сознание, личность — это явления социального происхождения. Мозг — необходимая, но не достаточная предпосылка сознания. Специфика психической деятельности людей, особенности их личности определяются не только анатомо-физиологическими свойствами человеческого тела (прежде всего, человеческого мозга), но в большей степени, условиями общественной жизни, сформированным в данном обществе общественным сознанием — признанными в обществе этическими, эстетическими, правовыми и др. нормами.
Функцию передачи индивиду накапливаемого в ходе развития общества разностороннего опыта стала выполнять культура, которая вытеснила генетический способ трансляции поведенческих программ. Поэтому начало человеческого общества нужно искать в развитии общения и формировании внегенетических, социальных систем передачи информации, знаково-символических, языковых систем.
Сущность сознания состоит в том, что это субъективный образ объективного мира, это активное отражение объективного мира в идеальных образах.
Сознание и мозг
Отражение — это всеобщее свойство материи на всех уровнях ее организации. Чувствительность, ощущения, сознание возникают на более высокой ступени развития материи, чем неорганическая. Предпосылкой развития сознания является отражение в неживой природе.
Отражение — свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности друг друга.
Являясь всеобщим свойством материи, отражение развивается вместе с ней и проходит длинный путь — от простейших форм в неживой природе до сложных проявлений на уровне социальной жизни: отражение в неживой природе; биологическое отражение; социальное отражение. Особенности отражения на социальном уровне связаны с развитием материального производства, социальных связей между людьми. Природа породила человека как биологическое существо, но чтобы он приобрел черты социального существа, стал личностью, его должно воспитать общество, передав ему достижения разума и опыта предшествующих поколений.
20. Сознание и язык. Виды и функции языка. Никита Гусев
Между созерцающим, мыслящим человеком и природой существует очень важное опосредствующее звено, через которое природа превращается в мысль, а мысль — в природу. Это — практика, труд, производство. Истинная картина природы раскрывается человеку не в созерцании, а только через деятельность человека, в ходе которой он преобразует как внешний мир, так и самого себя.
Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека, его сознания, общественных отношений в целом.
Язык — это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникационную функции в процессе жизнедеятельности человека, он выступает как средство общения. Мысль представляет собой идеальное отражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения.
1) Естественные языки — главное средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Естественные языки складываются в ходе коммуникации, служат средством передачи информации, выражения эмоций, мироощущения. Это язык повседневной жизни. Поэтому естественные языки — многозначны, гибки, многоплановы, красочны.
2) Искусственные языки созданы для узких потребностей:
— служат ограниченным и специальным задачам исследования;
— заключаются в построении выводимого знания из исходных предпосылок;
— они — модели отдельных фрагментов естественных языков;
— над формулами искусственных языков можно производить операции;
Введение искусственных языков позволяет науке изучать абстрактные закономерности. Искусственный язык — язык математической символики, язык физической теории, системы сигнализации, коды, шифры, формализованные языки программирования, различные архиваторы и пр
Источник
21. Возникновения сознания, его социальная природа.
Сознание — одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.
Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.
Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необходимости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания — результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания — общение людей, следствие необходимости общения — возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах — общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление — искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание — внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: — одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.
Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.
Источник
Вопрос 31. Возникновения сознания, его социальная природа.
Сознание — одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.
Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.
Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необходимости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания — результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания — общение людей, следствие необходимости общения — возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.
Вопрос 32. Материальное и идеальное. Функции идеального.
Идеализм признаёт существование чистого духа вне материи, независимо от неё. Вульгарный материализм 19 века склонен отождествлять идеальное и материальное. Материализм диалектический считает, что идеальное (мысленные, чувственные образы, эмоциональные состояния есть идеальные объекты) есть нематериальная функция материального мозга. Идеальный объект не обладает телесностью отражаемого объекта. Идеи бестелесны.
Свойства идеального — внутренние состояния человеческого мозга. Гибель мозга — гибель идеального. Идеальное способно соединяться с человеческой деятельностью и материализоваться в продуктах деятельности человека, так создаётся вся цивилизация (“искусственная среда”, “вторая природа”). Поэтому основная функция идеального — быть духовным средством преобразования человеком мира.
Вопрос 33. Субъект и объект познания.
Гносеология — учение о познании — философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, установлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гностиками и агностиками.
Субъект познания — человеческий род. Познание индивида — освоение знаний рода. Человек становится самостоятельным субъектом познания только в этом случае.
- Согласно идеализму, субъект познания постигает духовную сущность вещей.
- Предмет познания в понимании материалистов есть объективная реальность.
- чувственное сознание (живое созерцание);
- рациональное познание. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональному. Цель познания: поиск истины.
Вопрос 34. Чувственное отражение, его форма и роль в познании.
- непосредственный контакт субъекта и объекта через органы чувств;
- содержание отражения (каждое ощущение восприятия даёт сведения о единичном, даёт только поверхностное знание).
- ощущение;
- восприятие;
- представление. Познавательная роль чувственного отражения: все знания имеют своим источником в конечном счёте чувственное отражение.
Источник