Возникновения сознания его социальная природа

19. Социальная природа сознания. Сознание и мозг. Алёна

Сознание есть продукт деятельности материального органа — мозга, результат его способности отражать объективный мир в идеальных образах. Психика неотделима от мозга и определяется характером происходящих в нем материальных нейрофизиологических процессов на молекулярном, клеточном органном уровнях.

Сознание — это функция мозга. Мозг — лишь одна из материальных предпосылок возникновения психики, сознания, личности, лишь необходимое условие ее рождения и существования. Сознание, личность — это явления социального происхождения. Мозг — необходимая, но не достаточная предпосылка сознания. Специфика психической деятельности людей, особенности их личности определяются не только анатомо-физиологическими свойствами человеческого тела (прежде всего, человеческого мозга), но в большей степени, условиями общественной жизни, сформированным в данном обществе общественным сознанием — признанными в обществе этическими, эстетическими, правовыми и др. нормами.

Функцию передачи индивиду накапливаемого в ходе развития общества разностороннего опыта стала выполнять культура, которая вытеснила генетический способ трансляции поведенческих программ. Поэтому начало человеческого общества нужно искать в развитии общения и формировании внегенетических, социальных систем передачи информации, знаково-символических, языковых систем.

Сущность сознания состоит в том, что это субъективный образ объективного мира, это активное отражение объективного мира в идеальных образах.

Сознание и мозг

Отражение — это всеобщее свойство материи на всех уровнях ее организации. Чувствительность, ощущения, сознание возникают на более высокой ступени развития материи, чем неорганическая. Предпосылкой развития сознания является отражение в неживой природе.

Отражение — свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности друг друга.

Являясь всеобщим свойством материи, отражение развивается вместе с ней и проходит длинный путь — от простейших форм в неживой природе до сложных проявлений на уровне социальной жизни: отражение в неживой природе; биологическое отражение; социальное отражение. Особенности отражения на социальном уровне связаны с развитием материального производства, социальных связей между людьми. Природа породила человека как биологическое существо, но чтобы он приобрел черты социального существа, стал личностью, его должно воспитать общество, передав ему достижения разума и опыта предшествующих поколений.

20. Сознание и язык. Виды и функции языка. Никита Гусев

Между созерцающим, мыслящим человеком и природой существует очень важное опосредствующее звено, через которое природа превращается в мысль, а мысль — в природу. Это — практика, труд, производство. Истинная картина природы раскрывается человеку не в созерцании, а только через деятельность человека, в ходе которой он преобразует как внешний мир, так и самого себя.

Читайте также:  Бани от дома от природы

Возникновение членораздельной речи стало мощным средством развития человека, его сознания, общественных отношений в целом.

Язык — это знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникационную функции в процессе жизнедеятельности человека, он выступает как средство общения. Мысль представляет собой идеальное отражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения.

1) Естественные языки — главное средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Естественные языки складываются в ходе коммуникации, служат средством передачи информации, выражения эмоций, мироощущения. Это язык повседневной жизни. Поэтому естественные языки — многозначны, гибки, многоплановы, красочны.

2) Искусственные языки созданы для узких потребностей:

— служат ограниченным и специальным задачам исследования;

— заключаются в построении выводимого знания из исходных предпосылок;

— они — модели отдельных фрагментов естественных языков;

— над формулами искусственных языков можно производить операции;

Введение искусственных языков позволяет науке изучать абстрактные закономерности. Искусственный язык — язык математической символики, язык физической теории, системы сигнализации, коды, шифры, формализованные языки программирования, различные архиваторы и пр

Источник

21. Возникновения сознания, его социальная природа.

Сознание — одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.

Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.

Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необхо­димости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания — результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания — общение людей, следствие необходимости обще­ния — возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, создан­ных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и пси­хику, т.к. не все психические про­цессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-про­изводственной деятель­ности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах — общественном и индиви­дуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вмести­лище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум чело­века, его мышле­ние — искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом созна­нии. Декарт: сознание — вне­пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Ге­гель: — одно из воплощений всемир­ного разума. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

Читайте также:  В тандеме с природой

Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в зако­номерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание ве­щей, а также пережива­ние, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его но­выми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необхо­димый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фо­кусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна­вательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, на­строение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши на­мерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Источник

Вопрос 31. Возникновения сознания, его социальная природа.

Сознание — одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.

Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.

Читайте также:  Географическое понятие природная зона

Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необхо­димости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания — результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания — общение людей, следствие необходимости обще­ния — возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.

Вопрос 32. Материальное и идеальное. Функции идеального.

Идеализм признаёт существование чистого духа вне материи, независимо от неё. Вульгарный материа­лизм 19 века склонен отождествлять идеальное и материальное. Материализм диалектический считает, что иде­альное (мысленные, чувственные образы, эмоциональные состояния есть идеальные объекты) есть нематериаль­ная функция материального мозга. Идеальный объект не обладает телесностью отражаемого объекта. Идеи бес­телесны.

Свойства идеального — внутренние состояния человеческого мозга. Гибель мозга — гибель идеального. Идеальное способно соединяться с человеческой деятельностью и материализоваться в продуктах деятельности человека, так создаётся вся цивилизация (“искусственная среда”, “вторая природа”). Поэтому основная функция идеального — быть духовным средством преобразования человеком мира.

Вопрос 33. Субъект и объ­ект познания.

Гносеология — учение о познании — философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, уста­новлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гно­стиками и агностиками.

Субъект познания — человеческий род. Познание индивида — освоение знаний рода. Человек становится само­стоятельным субъектом познания только в этом случае.

  1. Согласно идеализму, субъект познания постигает духовную сущность вещей.
  2. Предмет познания в понимании материалистов есть объективная реальность.
  1. чувственное сознание (живое созерцание);
  2. рациональное познание. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональ­ному. Цель познания: поиск истины.

Вопрос 34. Чувственное отражение, его форма и роль в познании.

  1. непосредственный контакт субъекта и объекта через органы чувств;
  2. содержание отражения (каждое ощущение восприятия даёт сведения о единичном, даёт только по­верхностное знание).
  1. ощущение;
  2. восприятие;
  3. представление. Познавательная роль чувственного отражения: все знания имеют своим источником в конечном счёте чувственное отражение.

Источник

Оцените статью