Вред наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений

Доклад на тему: «Роль регионального компонента на уроках биологии»

Совершенствование изучения региональных компонентов в содержании школьных предметов представляет собой процесс овладения большим и сложным комплексом знаний и чувств об определенной территории России, являющейся родной для обучающегося по факту рождения или длительного проживания. Главная установка совершенствования регионального компонента в содержании образования заключается в воспитании и развитии многогранной совокупности патриотических чувств, освоении знаний о родном крае.

Одной из важных задач в системе образования является внедрение в образовательный процесс регионального компонента на уроках биологии Необходимость выделения регионального компонента содержания биологического образования связана с тем, что:
— содержание федеральных учебников по биологии (реализующих федеральный компонент — ФК) построено на естественнонаучных данных, характерных для европейской части России, что способствует снижению (в определенной степени) познавательного интереса обучающихся к предлагаемому им для изучения учебного материала;

— региональный фактологический материал служит эмпирической базой для формирования, развития и конкретизации большинства биологических понятий, теорий, законов;

— содержание регионального компонента может расширять и дополнять информацию об изучаемых биологических объектах, процессах и явлениях, предложенных для изучения ФК, в зависимости от специфических целей регионального компонента;

— на региональном содержании в значительной степени формируется опыт общеучебных способов деятельности и опыт творческой деятельности школьников;

— ценностно-ориентированный характер содержания региональный компонент актуализирует эмоционально-ценностный компонент содержания биологического образования, способствует воспитания у обучающихся чувства любви к малой Родине.

Важнейшими задачами при проведении занятий по биологии являются развитие функциональной грамотности посредством анализа теоретического, практического материала, навыков самостоятельного приобретения знаний и их использования в процессе формирования достойной личности, способной к социализации в обществе и быть полезной для него.

Для выявления сущности регионального компонента важно разграничить понятия «край» и «региональный компонент». Границы края можно определить территорией родного села, города, района, области, его окрестности, а региональным компонентом считать отражение в школьных курсах учебных предметов материальных и духовных факторов, конкретных условий природной и социальной среды региона в широком смысле и непосредственно окружающей школу, населенный пункт. Изучение региональных компонентов реализуется через краеведческие подходы. Содержание регионального компонента наполняется сведениями из истории науки биологии в регионе.

Благодаря внедрению содержания регионального компонента в процесс обучения биологии у школьников повышается интерес к этому предмету. При изучении биологии содержание регионального компонента необходимо дополнять малоизвестным местным материалом, который пробуждает интерес к изучению предмета и может помочь школьнику быть более эрудированным в вопросах биологического, зооботанического разнообразия природы края, способствует адаптации в сложных условиях, нередко возникающих в природной среде. Использование на уроках биологии местного материала позволяет учителю переориентировать учащихся на их экологическое образование и самообразование. Сущность регионального подхода на уроках биологии а так же при выполнении работ заключается в отражении специфических проблем своего региона, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания становится важным средством воспитания и обучения источником разносторонних знаний о жизни региона и всей России в целом.

Читайте также:  Вода природная питьевая этикетка

Обязательное изучение регионального содержания в базовом курсе биологии, когда региональный материал диффузно и равномерно включается в содержание соответствующих тем основного курса биологии. Региональный материал при этом позволяет расширить и углубить базовые компоненты содержания образования.

Включение регионального компонента в курс биологии 6 класса

Разнообразие и своеобразие растительного мира, специфика флоры Санкт-Петербурга и ЛО. Общее знакомство с цветковыми растениями. Многообразие цветковых растений области (деревья, кустарники, травы, лианы).

Своеобразие почв ЛО. Влияние климатических условий края, растительного, животного мира на формирование почв. Охранные мероприятия в крае по повышению плодородия почв. Минеральные удобрения, применяемые в ЛО.

Внешнее строение и жилкование листа. Листья простые и сложные.

Демонстрация на примере местных растений произрастающих в Санкт-Петербурге и ЛО.

Ветвление. Формирование кроны. Образование годичных колец. Отложение запасных веществ.

Демонстрация на примере местных растений.

Вред, наносимый природе края массовым сбором дикорастущих растений. Редкие растения области, занесённые в Красную книгу. Охрана цветковых растений ЛО. Заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, ботанические сады, дендрарии Санкт-Петербурга и ЛО..

Демонстрация на примере местных культур.

Растения и окружающая среда

Растительные сообщества Санкт-Петербурга и ЛО. Леса широколиственные и кедрово-широколиственные, тайга тёмнохвойная (елово-пихтовая) и светлохвойная (лиственничная), луга, болота, мари. Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы (на примере конкретных сообществ).

Многообразие связей приспособленности растений к совместной жизни. Влияние деятельности человека на растительные сообщества. Меры, направленные на сохранение, рациональное использование и восстановление растительных ресурсов в области. Значение местных видов растений в природе, жизни человека, народном хозяйстве края (лекарственное, пищевое, декоративное).

Экскурсия: разнообразие местных видов цветковых растений в сообществе и их среда обитания.

Фенологические наблюдения за раннецветущими растениями на примере местных сообществ.

Многообразие водорослей. Систематика водорослей Балтийского моря. Значение водорослей в народном хозяйстве области, их охрана.

Читайте также:  Группы неживой природы 2 класс

Демонстрация наиболее распространённых и значимых водорослей местных видов.

Строение, распространение. Типичные представители. Значение и место в биогеоценозах.

Демонстрация наиболее распространённых и значимых местных видов мхов ЛО.

Папоротникообразные (плауны, хвощи, папоротники)

Типичные представители папоротников Ленинградской области. Среда обитания, наземные, скальные, эпифиты. Значение папоротникообразных в хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация наиболее распространённых и значимых местных видов.

Типичные представители хвойных Ленинградской области, их использование. Охрана хвойных лесов.

Практическая работа : определение видового состава хвойных растений Санкт-Петербурга и ЛО.

Многообразие покрытосеменных Ленинградской области. Своеобразие видового состава. Остатки третичной флоры–лианы.

Основные семейства класса Двудольные и их представители (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, Лютиковые), распространённые в Ленинградской области. Эндемичные и редкие семейства, их типичные представители.

Основные семейства класса Однодольные (Злаковые, Лилейные и Осоковые), распространённые в Ленинградской области. Эндемичные и редкие семейства области, их типичные представители.

Хозяйственное значение изучаемых семейств. Значение в жизни человека: пищевое, лекарственное, декоративное. Охрана редких видов цветковых растений вышеуказанных семейств, занесённых в Красную книгу. Индикаторная роль растений.

Экскурсия в природу : разнообразие местных видов покрытосеменных растений и их мест обитания.

Практическая работа : упражнение в определении покрытосеменных растений на местных видах.

При изучении семейств, кроме стандартных в зависимости от специфики местных условий вышеуказанные семейства предлагаются для изучения по выбору учителем или самостоятельного изучения учащимися.

Сельскохозяйственные растения

Региональные особенности возделывания сельскохозяйственных культур. Важнейшие сельскохозяйственные культуры края (полевые, овощные, садовые). Достижения учёных селекционеров в выведении новых сортов растений. Районированные сорта. Вклад селекционеров Санкт-Петербурга и ЛО в выведении местных сортов растений.

Наиболее распространенные возбудители природно-очаговых заболеваний в Санкт-Петербурге и ЛО. Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека (экологическая, биотехнологическая, болезнетворная).

Съедобные и ядовитые грибы Ленинградской области. Правила сбора грибов и их охрана. Роль грибов в природе, хозяйственной деятельности. Наиболее распространенные виды лишайников в области. Роль лишайников в природе, для человека. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

Демонстрация наиболее распространённых и значимых местных видов лишайников.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

— своеобразие растительного мира ЛО;

— основные растительные сообщества области;

— основные отделы растений, распространённые ЛО;

— значение и местонахождение заповедников области, меры по охране растительных,

— значение растений в природе, для человека, хозяйственной деятельности ЛО;

— региональные особенности возделывания сельскохозяйственных культур, важнейшие сельскохозяйственные культуры ЛО;

Читайте также:  Lorena canals путь природы

— достижения науки в выведении новых сортов сельскохозяйственных растений: зерновых, овощных, плодово-ягодных, технических.

— иметь представление о биоразнообразии региона и специфических условий, влияющих на организмы и местное окружение;

— узнавать по внешнему строению местных представителей изучаемых семейств Крестоцветных, Розоцветных, Пасленовых, Бобовых, Лютиковых, Сложноцветных, Злаковых, Лилейных, Осоковых;

— уметь определять местные растения с помощью определителей или определительных карточек;

— приводить примеры эндемичных, краснокнижных и самых распространённых растений ЛО;

— называть редкие виды и обосновывать меры по их охране;

— узнавать съедобные и ядовитые грибы своей местности;

— уметь объяснять значение и узнавать основные группы лишайников, как одних из индикаторов состояния окружающей среды;

— характеризовать связь организмов со средой обитания на примере местных сообществ, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека, меры, применяемые в крае по их охране;

— применять знания о местных грибах для правильного их сбора и профилактики отравления ими; о жизнедеятельности организмов, их взаимосвязи со средой при выращивании культурных растений в регионе; о роли бактерий и вирусов возбудителей заболеваний в Санкт-Петербурге и ЛО.

Таким образом, краеведческая работа, в процессе которой изучаются региональные компоненты, является составной частью процесса обучения и образования, проводится в органическом единстве со всей учебной и воспитательной работой в организациях образования. Она способствует реализации главной цели — прочному усвоению и глубокому развитию знаний о своем родном крае, расширению кругозора обучающихся, патриотическому воспитанию и активной гражданской позиции подрастающего поколения.

1. Меркин, С.А., Зинин В. А. Региональный компонент. Москва 2005 г.

2. Современный урок биологии [Текст]: пособие для учителя / В.Н. Максимова,

Т.Е. Ковалева, Д.П. Гольнева, Н.Г. Чередеева. – М.: Просвещение, 1985. –160 с.

3. Современный урок биологии [Текст]: пособие для учителя / В.Н. Максимова,

Т.Е. Ковалева, Д.П. Гольнева, Н.Г. Чередеева. – М.: Просвещение, 1985. –160 с.

4. Жукова, Т.Д. Познаем свою малую Родину [Текст] / Т.Д. Жукова // Юный

5. Флора Ленинградской области Акад. наук СССР проф. К. Б. Шишкин ;

Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград : Изд-во

Ленингр. ун-та, 1955-1965. — 4 т.

6. Савинова, Е.В. История становления принципа краеведения в методике

школьного естествознания [Текст] / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук // Успехи

современного естествознания. – 2008 – № 6 – С. 121-122

Источник

Оцените статью