Вопрос 5. Сезонные изменения в уголке природы
Всех обитателей уголка природы в д/у можно условно подразделить на постоянных и временных.
Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки, птицы).
Временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые)
В соответствии со сменой времен года меняется состав обитателей уголка природы, в основном за счет временных обитателей.
В уголок переносят растения:
- пересаженные из цветника в горшки (низкорослые астры, бархатцы, левкои и др. цветущие растения).
- букеты ярко окрашенных листьев деревьев и кустарников
- овощи, фрукты, плоды
- зацветающие вторично некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек, цикорий и т.д.
Для оживления веток (появления листьев, цветов) их следует срезать не ранее чем через 3-4 мес. После опадения с них листьев, примерно в декабре-феврале. Хорошо цветут в комнате ветки яблони, вишни, черемухи, сирени, рябины, калины, боярышника. Чтобы ветки зацвели они должны быть достаточно длинными (не короче 1 м) и не тоньше пальца и иметь цветочные почки. Если ветка выбросит много бутонов, надо снизу обрезать лишние. Срезанные ножом ветки ставят в воду. Место среза должно быть косым (ветка будет всасывать больше воды). В сосуд следует поместить несколько угольков. Лучше всего ветки распускаются в воде температура, которой 16-20 гр. Воду надо менять лишь тогда, когда она замутиться или на концах веток образуется студенистый налет. В этом случае концы веток обтирают тряпочкой и отрезают тонкий ломтик, затем вновь ставят в воду.
Для лучшего развития веток их можно подкармливать – добавить в воду 1-2 кусочка сахара, таблетку аспирина.
Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста выбирают быстрораспускающиеся ветки тополя, на которых крупные, гладкие душистые листья, или ветки сирени. Для сравнения помещают контрастные ветки березы: листья на них маленькие, морщинистые. Ближе к весне ставят ветки черемухи, на которых распускаются цветы. Педагог дает задания детям понаблюдать, как будут развиваться ветки, в беседах подчеркивает, как ветки выглядели, когда их поставили в воду и когда начали распускаться листья. Дети рассматривают появившиеся листочки, трогают их поверхность, нюхают.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать кроме названных веток, ветки менее контрастные, например, липы, осины, клена, длительно за ними наблюдать. Можно поместить ветки не только с лиственными, но и цветочными почками (они более крупные и округлые). Например, ветки ивы бредины, вербы. Перед тем как поставить растения в воду, проводится занятие, на котором дети рассматривают ветки, сравнивают их между собой, закрепляют умение узнавать разные растения, когда на них нет листьев. В результате длительного систематического наблюдения за развитием веток дети узнают, что почки набухают, сбрасывают чешуйки, из них появляются листочки, а из некоторых распускаются цветы (цветы у некоторых деревьев собраны в сережки). Свои наблюдения за ходом распускания веток дети отражают в рисунках.
Для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5 см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 гр.) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. В этом случае лук растет ровнее, не цветет. Кроме того, малышам лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх, обе части резко отличаются друг от друга.
Подготовка земли для зимних посадок (увлажнение, размельчение, иногда добавление песка) проводят накануне работы.
В младшем и среднем дошкольном возрасте посадка лука проводится на занятиях, в старшем дошкольном возрасте это могут выполнить дежурные или те дети, которым воспитатель дает индивидуальные поручения. Подготовленную почву заранее насыпают в ящики или коробочки, старшие дошкольники это делают самостоятельно.
К выращиванию рассады этих огородных культур привлекаются дети старшего дошкольного возраста на занятии. Для посева педагог подготавливает ящики (стаканчики, коробочки). Старшие дошкольники наполняют их почвой самостоятельно в ходе занятия.
Семена перед посевом проверяют на всхожесть. Это касается как семян овощных, так и цветочных культур. Для этого накануне посева кладут семена в стакан с водой: полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются. Посеянные семена особенно мелкие, нужно засыпать землей смешанной с песком или чистым песком – через него хорошо проходит вода и воздух. Для посевов нужно создать влажный микроклимат, поэтому их закрывают полиэтиленовой пленкой или стеклом, для проветривания стекло снимают несколько раз в день. Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора. Ставят посевы на самое светлое место.
Когда появятся 3-4 листочка, рассаду пикируют: из предварительно политой земли растения осторожно вынимают и отщипывают у них самый кончик главного корня – это вызовет рост боковых корней, которые распространяются в верхнем, более питательном слое земли. Пикированные растения высаживают в другие ящики на достаточном расстоянии друг от друга. Примерно через 2 недели после пикировки растения можно высадить в грунт Долго держать рассаду в помещении не следует, так как переросшая рассада плохо приживается.
В течение зимнего периода, начиная с января-февраля, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присыпать толченым углем.
Можно посадить кочерыжку капусты. Дети с интересом будут наблюдать за появлением плодов (стручков) с семенами. При вырезании кочерыжки из кочана капусты надо следить за тем, чтобы не обрезать сидящие вокруг почки. Каждая такая почка дает пучок листьев, стеблей и цветы. Сажают кочерыжки неглубоко (на 2-3 см) . После посадки кочерыжки дней на 10 ставят в прохладное место (температура 6-8 гр.). Когда у кочерыжки зазеленеют почки, ящик или горшок с ними надо поставить на светлое и теплое окно.
В комнатных условиях лучшими для зимней выгонки растений являются гиацинт, тюльпан, и нарцисс.
Для выгонки выбирают крупные, здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы. До посадки их хранят в темном сухом месте. Посадку производят в сентябре и октябре. Луковицу к гиацинта сажают так, чтобы она не возвышалась над краем горшка. Сверху горшок с посаженной луковицей засыпают слоем земли, песка или опилок толщиной 8-10 см. Затем горшок нужно поставить в деревянный ящик или картонную коробку и засыпать землей или опилками высотой 10 см, полить водой и поставить в прохладное место при температуре 4-5 гр. При просыхании земли или песка его поливают. Примерно через 2-2,5 мес. (когда появляются беловатые ростки) горшок вынимают из ящика, освобождают от опилок и ли песка, помещают в комнату, предварительно закрыв плотным бумажным колпаком. Через 80-9 дней росток открывают. Через 25-30 дней гиацинт зацветает. Уход за гиацинтом, после того как он перенесен в комнату, заключается в поливе и регулярном опрыскивании листьев водой.
Луковицы тюльпана и нарцисса в августе-октябре высаживают по три штуки так, чтобы они не соприкасались. В прикопке луковицы держат 1,5-2 мес. Уход за тюльпаном в комнате такой же, как и за гиацинтом.
Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса 4-5 см. Редис следует сажать по две семечки вместе. Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо накрыть стеклом и поставить в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.
Посев овощных семян для выращивания рассады производится в апреле. С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях высевают семена огурцов, капусты.
Посев цветочных семян для выращивания рассады производится также в апреле. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста высевают садовые бобы, настурции, с детьми среднего дошкольного возраста – душистый горошек, с детьми старшего дошкольного возраста высевают семена бархатцев, циннии, космеи, астры, петунии, табака душистого.
Младшие и средние дошкольники на занятиях сеют семена одних и тех же растений, осваивают один агротехнический прием: делают лунки, в которые кладут по одному семечку. Старшие дошкольники могут сеять семена разных растений, например, одни сеют циннии, другие – бархатцы. Используют уже иной прием: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном расстоянии друг от друга. При посеве мелких семян (например, петунии) дети осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.
- В уголке природы можно временно содержать — божью коровку, — жужелицу, — майского жука, — бронзовку; — из бабочек – капустницу, лимонницу, крапивницу, махаона. Интересно наблюдать за развитием бабочек. Содержат насекомых в садках. Ими могут служить различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно садка насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках, сажают маленькие кустики луговых и садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Для поддержания свежести растений в садке их надо периодически опрыскивать В отдельных банках или аквариумах можно содержать водных насекомых: — жука-водолюба, — жука-плавунца, — личинок ручейника — стрекозы. Банки закрывают марлей, иначе жук может улететь. Личинки ручейника помещают в широкую стеклянную банку, на дне которой насыпают песок, посажены водные растения; воды наливают немного и часто ее меняют. Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды. Корм для насекомых
Название насекомого | Вид корма |
Божья коровка | Тля |
Жужелица | Мясо, маленькие насекомые |
Майский жук | Листья дуба, березы, плодовых деревьев |
Бронзовка | Сахар, мед, фрукты, цветы шиповника |
Бабочка | Сок цветов, сахарный сироп |
Гусеница бабочки | Листья растения |
Источник