- факторы живой природы. приведите примеры.
- Тест по биологии Экологические факторы среды 5 класс
- 1 вариант
- 2 вариант
- Все факторы живой природы называют
- ОПРОСНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ЭКОЛОГИЯ
- Основные экологические факторы и их влияние на растения
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Основные экологические факторы и их влияние на растения»
факторы живой природы. приведите примеры.
Все факторы окружающей среды, воздействующие на живые организмы, можно разделить как минимум на 3 группы:
— абиотические (влияния неживой природы)
— биотические (влияния живой природы)
— антропогенные (влияния, вызванные разумной и неразумной деятельностью человека)
К биотическим относят межвидовые и внутривидовые взаимоотношения между организмами.
Межвидовые взаимоотношения – это нейтрализм (оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга) , конкуренция (оба вида оказывают друг на друга неблагоприятное воздействие) , мутализм (оба вида не могут существовать друг без друга) , паразитизм (паразитический вид тормозит рост и развитие своего хозяина) , хищничество (хищный вид питается своей жертвой) .
Внутривидовые взаимоотношения имеют большое значение для выживания вида. Многие животные могут нормально размножаться только тогда, когда они живут довольно многочисленной группой. Так, баклан нормально живет и размножается, если в его колонии насчитывается не меньше 10 тыс. особей. Для выживания африканских слонов в стаде должно быть не меньше 25 особей, а северных оленей — 300-400 голов. Не зная особенностей внутривидовых взаимоотношений, допуская отстрел птиц или чрезмерный вылов рыбы, человек обрекает многие виды животных на вымирание.
Биотические факторы живой природы — животные, растения, грибы, бактерии, оказывающие своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы и на неживую природу
Источник
Тест по биологии Экологические факторы среды 5 класс
Тест по биологии Экологические факторы среды для учащихся 5 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 5 заданий.
1 вариант
1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) экологическими
2. Факторы неживой природы, воздействующие на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) химическими
3. Влияние животных друг на друга является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) политическим
4. Воздействие человека на живые организмы является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) химическим
5. Снегопад является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) химическим
2 вариант
1. Совокупность факторов живой и неживой природы, воздействующих на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) экологическими
2. Факторы живой природы, воздействующие на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) космическими
3. Освещенность и влажность являются факторами
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) химическими
4. Воздействие хозяйственной деятельности человека на природу является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) химическим
5. Осенний листопад является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) физическим
Ответы на тест по биологии Экологические факторы среды
1 вариант
1-4
2-2
3-3
4-1
5-2
2 вариант
1-4
2-3
3-2
4-1
5-3
Источник
Все факторы живой природы называют
Вы здесь: Главная Контроль знаний
-9 класс
ОПРОСНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ЭКОЛОГИЯ
ОПРОСНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ЭКОЛОГИЯ
ОПРОСНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЯ»
1.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
2.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют:
3.Пищевые взаимоотношения между организмами называют:
4.Антропогенными называют факторы:
1) Связанные с деятельностью человека;
2) Абиотического характера;
4) Определяющие функционирование агроценоза.
5.К антропогенным факторам, вызывающим сокращение численности популяции окуня в водоёме, относят:
1) Образование ледяного покрова на поверхности водоёма;
2) Увеличение численности мальков других видов рыб;
3) Загрязнение водоёма сточными водами;
4) Понижение температуры воды.
6.Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:
7.К абиотическим факторам относят:
1) Подрывание кабанами корней растений;
3) Образование колоний птиц;
8.Экология – это наука, изучающая:
1) Влияние загрязнений на окружающую среду;
2) Влияние загрязнений на здоровье человека;
3) Влияние деятельности человека на окружающую среду;
4) Взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания.
9.Строительство плотин можно рассматривать как пример фактора:
4) Вообще не экологического.
10.Эдафобионты – это организмы, обитающие:
3) В наземно-воздушной среде;
Ответы: 1 – 3; 2 – 2; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 4; 8 – 4; 9 – 3; 10 – 4.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ СТЕФУТИНОЙ И.В. 2015.
Источник
Основные экологические факторы и их влияние на растения
Учащиеся знакомятся с понятиями «экологические факторы», «среда обитания», «экология», «абиотические факторы», «биотические факторы», рассматривают классификацию экологических факторов. Цель урока — сформировать представления об основных экологических факторах и их влиянии на растения.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Основные экологические факторы и их влияние на растения»
Каждый вид живых организмов обитает в определённых условиях — в воде, на земле, в почве или в теле другого организма. Так, рыбы, раки, моллюски и другие водные животные, многие растения всю жизнь проводят в воде. Большинство растений, зверей и птиц живут в наземно-воздушной среде.
Всё, что окружает живые организмы, называется средой их обитания или окружающей средой.
Среда обитания представляет собой все тела (живые и неживые), а также явления природы, которые прямо или косвенно оказывают влияние на организмы.
Отдельные компоненты среды, которые воздействуют на организмы, называются факторами среды. Среди них выделяют факторы живой и неживой природы.
К факторам неживой природы, или абиотическим факторам, относятся свет, температура, вода, воздух, ветер, атмосферное давление.
Факторы живой природы, или биотические факторы, — это любые взаимодействия живых организмов. Так, одни организмы могут служить кормом для других или, наоборот, поедая и уменьшая запасы корма, вызывать тем самым сокращение численности других видов.
В отдельную группу факторов выделены все виды человеческой деятельности, оказывающие влияние на живые организмы.
Связи живых организмов со средой обитания, а также сообщества живых организмов изучает наука экология (от греческого слова ойкос — жилище, и логос — наука). Поэтому факторы среды называются экологическими.
Для жизни организмов, составляющих природные сообщества, необходимы определённые условия. Условия жизни зависят от влияния различных экологических факторов.
Вы уже знаете, что практически для всего живого на Земле источником энергии служит Солнце. Растения в ходе фотосинтеза превращают энергию Солнца в энергию органических веществ. Травоядные животные поедают растения и используют вещества, накопленные растениями, для построения своего тела и получения энергии. Таким образом, значительная часть органических веществ растений переходит в тела растительноядных организмов и расходуется на построение новых клеток и на получение энергии. Растительноядных животных поедают хищники.
Таким образом, важнейшую роль в природном сообществе играют растения, поэтому мы будем рассматривать особенности природных сообществ на их примере.
Все экологические факторы оказывают влияние на растение и нужны для их жизни. Но особенно резкие изменения во внешнем облике и во внутреннем строении растения вызывают такие факторы неживой природы, как свет, температура, влажность.
Одним из главных абиотических факторов является солнечный свет – основной источник энергии, поступающей на Землю. Благодаря энергии солнечных лучей в растениях происходит фотосинтез. Влияет он и на другие функции растительного организма — на его рост, цветение, плодоношение, прорастание семян.
По требовательности к интенсивности освещения выделяют три группы растений: светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.
Светолюбивые растения живут только на освещённых солнцем открытых местах. Они широко распространены в сухих степях и полупустынях, высокогорных лугах, пустырях, где растительный покров редкий и растения не затеняют друг друга. К светолюбивым относят степные и луговые травы, мать – и – мачеху, очиток, сорняки, пшеницу, подсолнечник, из древесных пород — сосну, берёзу, лиственницу, белую акацию.
Тенелюбивые растения не выносят прямого солнечного света и хорошо растут только в затенённых местах. Это травянистые растения еловых лесов и дубрав, например кислица, вороний глаз, майник двулистный, ветреница, многие лесные папоротники и мхи.
Теневыносливые растения лучше растут при прямом освещении солнечными лучами, однако способны выносить и затенение. В эту группу растений входят многие древесные породы с густыми кронами, в которых часть листьев сильно затеняется (липа, дуб, ясень), многие травянистые растения лесов, опушек и лугов.
Важным абиотическим фактором среды является температура. Колебания температуры на земном шаре достигают широких пределов: от + 50-60°С в пустынях до – 70-80°С в Антарктиде, однако жизнь существует и в таких экстремальных условиях.
Каждый вид живых организмов приспособился к определённому температурному режиму. Но для всех растений опасны как перегрев, так и чрезмерное охлаждение.
Действие чрезмерно высоких температур может вызвать у растений иссушение, ожоги, разрушение хлорофилла, нарушение процессов жизнедеятельности и привести к гибели.
Воздействию высоких температур, часто сочетающемуся с недостатком влаги, нередко подвергаются светолюбивые растения. У этих растений выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева: вертикальное положение листьев, уменьшение поверхности листа, развитие колючек (у кактусов), способность к запасанию большого количества воды, хорошо развитая корневая система, густое опушение, придающее листьям светлую окраску и усиливающее отражение падающего света.
Холод также может неблагоприятно воздействовать на растения. При замерзании воды в межклеточных пространствах и внутри клетки образуются кристаллы льда, вызывающие повреждение клеток и их гибель.
Растения холодных областей имеют очень мелкие листья и небольшие размеры (например, карликовая берёза и карликовая ива). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все части, выступающие над снегом, гибнут.
У некоторых кустарников и деревьев начинает преобладать рост в горизонтальном направлении, например у кедрового стланика, можжевельника. Их ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова.
В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Растения сбрасывают листву. У многих травянистых растений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения опускаются на дно водоёмов или образуют зимующие почки.
Также важным абиотическим фактором является влажность, так как без воды не может существовать ни один организм. Источником воды для растений служат атмосферные осадки, водоёмы, подземные воды, роса и туман. У растений пустынь, сухих степей вода составляет от 30 до 65% от общей массы, у лесостепных растений — до 70—80%, у влаголюбивых достигает 90%.
По отношению к влажности растения можно разделить на три группы.
1. Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.
2. Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.
3. Растения, живущие в средних (достаточных) условиях увлажнения.
Растения, входящие в эти экологические группы, имеют характерные для них особенности внешнего и внутреннего строения.
Теперь перейдём к рассмотрению биотических факторов и узнаем, как живые организмы влияют друг на друга.
Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять молодые, мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры.
С каждым годом увеличивается влияние деятельности человека на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек способствует сохранению и распространению ценных растений.
Но деятельность человека может нанести природе вред. Так, неправильное орошение вызывает заболачивание и засоление почв и часто приводит к гибели растений. Из-за вырубки лесов разрушается плодородный слой почвы и даже могут образоваться пустыни. Подобных примеров можно привести много, и все они свидетельствуют о том, что человек оказывает огромное влияние на растительный мир и природу в целом.
Источник