Взаимосвязь природных компонентов
Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой. В результате этого взаимодействия верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, биосфера и гидросфера образовали особую среду – географическую оболочку.
Свойства географической оболочки:
1. В пределах географической оболочки вещества находятся в трех состояниях
2. В ее пределах существует жизнь
3. В ней протекают различные круговороты
4. Главным источником энергии выступает Солнце
А кто сможет назвать компоненты природы? ( животные, растения, вода, воздух, горные породы)
В пределах географической оболочки ее компоненты постоянно взаимодействуют между собой, образуя природные комплексы.
Природный комплекс –сочетание природных компонентов на определенной территории, тесно связанных между собой.
Земная кора литосферы, воздух атмосферы, вода гидросферы, растительный и животный мир биосферы, а также почва постоянно обмениваются между собой веществом и энергией.
Обмен веществом происходит постоянно, и примеров таких можно привести множество:
— вода растворяет минералы и горные породы;
— вода гидросферы является частью живых организмов биосферы;
— вода в виде пара постоянно присутствует в нижнем слое атмосферы Земли;
— минералы и горные породы литосферы всегда находятся в живых организмах, в атмосфере (пыль, песок), в воде;
— углекислый газ воздуха растворяется в воде;
— организмы биосферы усваивают углекислый газ;
— накапливаясь на дне океанов, останки организмов биосферы образуют толщи осадочных пород литосферы;
— кислород в атмосфере и гидросфере является главным источником жизни организмов биосферы.
Так в природе существует постоянное взаимопроникновение и взаимодействие веществ разных природных компонентов.
Природные комплексы Земли очень разнообразны, они отличаются между собой растительным, животным составом, географическим положением, размерами, почвами, климатом и пр. Главным компонентом, влияющим на размещение природного комплекса, является климат.
Домашнее задание:
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
Источник
ГДЗ по географии 8 класс Алексеев | Страница 169
Сходства и различия природного и природно-антропогенного ландшафта на примере пашни и естественного поля. Сходства заключаются в преобладании злаковых и мелких грызунов, кроме того такие территории располагаются на равнинной местности. Различия характеризуются неустойчивостью пашни, в отличие от поля. Пашня обрабатывается человеком, на ней произрастает преимущественно только одна растительная культура (не считая сорняков), поэтому при забрасывании территории данный природно-антропогенный комплекс быстро деградирует, так как без осуществления мелиорации и обработки земли пшеничное поле даже с учетом отсутствия сбора урожая осенью на следующий год снизит продуктивность, а пшеница начнет уступать место сорнякам, для которых не так важна человеческая мелиорация. Тогда как естественное поле долгое время даже при антропогенном вмешательстве способно к саморегуляции и не деградирует в отсутствие мелиорации.
2. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов. Какое воздействие может преобладать? Почему?
Положительное влияние природно-антропогенные комплексов: появление новых мест обитания животных, такие комплексы могут служить барьером, препятствующим распространению промышленного и сельскохозяйственного загрязнения почв и растений в природных условиях. Природно-антропогенные комплексы могут служить основой для восстановления природных комплексов на территории, например при рекультивации. Негативное влияние природно-антропогенных комплексов может проявляться в загрязнение окружающей среды различными химическими соединениями (например, от удобрений, применяемых на сельхоз угодьях) Такие комплексы могут вытеснить природные комплексы, (чужеродные виды растений могут вытеснить существующую растительность).
Проектные работы
1. Создайте презентацию на тему «Воздействие человека на ПТК в разные исторические периоды».
План презентации «Воздействие человека на ПТК в разные исторические периоды»
1. Введение. Понятие «природный территориальный комплекс»
2. Воздействие человека на ПТК в первобытное время (собирательство, стоянки древних людей, охота и рыболовство)
3. Воздействие человека на ПТК в период древних земледельческих цивилизаций (земледелие, развитие ирригации, начало добычи полезных ископаемых)
4. Воздействие человека на ПТК в период Древнего мира (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых)
5. Воздействие человека на ПТК от Средневековья и времени до начало промышленного переворота (загрязнение вод нечистотами разросшихся городов, истребление животных, сведение лесов).
6. Воздействие человека на ПТК в период после промышленной революции (истребление животных, начало загрязнение компонентов окружающей среды от фабрик и заводов)
7. Воздействие человека на ПТК с 19 века до начала 21 века (увеличение добычи минерального сырья и загрязнения компонентов природной среды, техногенные катастрофы, сокращение площади лесов, начало изменения климата)
8. Воздействие человека на ПТК в 21 веке (загрязнение компонентов природной среды, разработка мер по снижению негативного воздействия на природу, внедрение «зеленых» технологий, рациональное природопользование, восстановление биоразнообразия, устойчивое развитие)
2. Культурным ландшафтам должно принадлежать будущее – таково мнение ученых. Каким, на ваш взгляд, должен быть город как культурный ландшафт? По каким правилам и законам он должен создаваться?
Город, как культурный ландшафт, должен быть сформирован так, чтобы в гармонии находились природные комплексы, человек и хозяйственная деятельность. Он должен создавать по правилам и законам природы, чтобы хозяйственная деятельность человека не наносила урон окружающей среде, чтобы человек находился в благоприятных природных и экологических условиях. Город должен быть сформирован так, чтобы всё негативное воздействие на природу было минимизировано различными способами.
Вопросы и задания для обобщения по теме В природе всё взаимосвязано
1. Объясните своими словами значение следующих понятий: природный территориальный комплекс, целостность и устойчивость ПТК, физико-географический район, антропогенный ландшафт.
Природный территориальный комплекс (ПТК) – комплекс, состоящий из всех природных компонентов (воздух, горные породы, воды, животные, микроорганизмы, человек, почвы, растения).
Целостность ПТК – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью его компонентов.
Устойчивость ПТК – свойство ПТК, которое позволяет противостоять воздействию внешних сил природы и человека.
Антропогенный ландшафт – ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека и практически не имеющий свойств природных ландшафтов.
2. Город, как типичный антропогенный ландшафт, существует под влиянием как экономических, так и природных закономерностей. Приведите примеры влияния природных компонентов – геологического фундамента, рельефа, климата – на жизнь людей и их хозяйство в городе.
Геологический фундамент и его подвижность определяет параметры строящихся сооружений, если этой сейсмически активная зона, то ведется строительство конструкций, устойчивых к землетрясениям. А также влияет на хозяйственную деятельность населения, так как города расположенные вблизи крупных месторождений полезных ископаемых ориентированы на горнодобывающую отрасль. Рельеф определяет территориальное распределение городской инфраструктуры и промышленных объектов. Климат определяет типы жилищ, одежды, высаживаемую в парках и городе растительность, сельскохозяйственные культуры, которые могут выращиваться вблизи города.
3. Согласны ли вы со следующим утверждением: «На Земле практически не осталось ландшафтов, которые не испытали бы прямого или косвенного техногенного воздействия»? Приведите свои примеры, доказывающие это.
Утверждение «На Земле практически не осталось ландшафтов, которые не испытали бы прямого или косвенного техногенного воздействия» является верным. Человек влияет на все компоненты природной среды. Промышленные загрязнения попадают в воздух, воду, почвы и растения, многие виды животных были истреблены человеком. Горные породы также испытывают воздействие при добыче полезных ископаемых и строительстве. Все компоненты природы взаимосвязаны, поэтому прямое влияние на один из компонентов, влечет за собой косвенное воздействие на все другие компоненты природы.
ТЕМА 6. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Источник
Природный комплекс
Урок знакомит с понятиями «природный комплекс», «природные компоненты», «географическая оболочка». Рассмотрены примеры деления природных комплексов по размерам, а также взаимосвязи все природных компонентов.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Природный комплекс»
Растения и некоторые бактерии обладают способностью преобразовывать неорганические вещества в органические. Для этого им необходима вода, углекислый газ, питательные вещества и солнечный свет. В ходе всех превращений из неорганических веществ получаются не только органические вещества, но и выделяется кислород. Животные же для получения органических веществ поедают растения или друг друга. Микроорганизмы и грибы преобразуют отмершие остатки растений и животных в неорганические вещества, которые вновь используются растениями. Так образуется цепь питания, где каждое её звено влияет на другие звенья этой цепи. Можно сделать вывод, что все организмы на Земле взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
Каждый организм может жить только в определенных, благоприятных для него условиях. Растения и животные, которые обладают сходными условиями обитания, в одинаковой степени зависят от одних и тех же условий неживой природы – горных пород, воздуха и воды, образуют природный комплекс.
Природный комплекс – закономерное сочетание всех компонентов природы на определённой территории.
Компонентами природы являются горные породы, воздух, вода, растения, животные и почва.
Изменение хотя бы одного из них неизбежно повлечёт за собой изменение и всех других компонентов. Чтобы это доказать, приведём пример. Человек часто вырубает леса. Давайте представим природный комплекс леса в виде цепи и посмотрим, как изменятся другие компоненты природного комплекса (звенья), если исчезнет растительность. Из-за отсутствия растительности погибнут травоядные животные, потому что исчезнут растения – источник их питания, а вслед за травоядными исчезнут и хищные животные. Изменится и уровень грунтовых вод: он понизится, потому что корни растений не будут впитывать в себя воду. Изменится состав почвы, потому что она лишится поступающих от растений и животных минеральных веществ. Вслед за изменением этих компонентов постепенно будет меняться и климат территории: станет суше и теплее. В итоге на месте одного природного комплекса возникнет совсем другой, не похожий на предыдущий.
Все природные комплексы отличаются друг от друга не только по составу своих компонентов, но и по своим размерам. К небольшим природным комплексам можно отнести луг, участок леса, болото.
Крупными природными комплексами являются материки и океаны.
Самым же крупным природным комплексом, который охватывает компоненты всей Земли, является географическая оболочка.
Географическая оболочка охватывает всю планету. Она образуется на стыке взаимодействия нижних слоев литосферы, верхних слоёв атмосферы и всей гидросферы. Давайте попробуем проследить за тем, как это происходит. Газы атмосферы проникают в гидросферу и в горные породы. Вода постоянно испаряется из гидросферы, попадая в воздушную оболочку Земли. Она разрушает горные породы, вымывая из них частички. Растворимые водой, они попадают вновь в гидросферу и в атмосферу. Таким образом, мы видим, что нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы и вся гидросфера образуют единое целое – географическую оболочку Земли.
Первоначальными компонентами, которые составляли географическую оболочку, были вода, воздух и горные породы. Однако, природные условия, которые в ней наблюдались, оказались благоприятными и для развития в её пределах еще одного компонента – растений и животных, т. е жизни, которая образовала биосферу.
Биосфера – часть географической оболочки, заселённая организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности. Великий ученый-натуралист Владимир Иванович Вернадский разработал даже учение о биосфере, в котором включал в эту оболочку не только живые организмы, но и неорганические вещества, которые образовывались в результате их деятельности. Биосфера непрерывно расширяется и преобразует все компоненты географической оболочки.
Все компоненты природы взаимосвязаны между собой, являются звеньями одной цепи. Их закономерное сочетание на определённой территории образует природный комплекс. Изменение хотя бы одного компонента в комплексе повлечёт за собой неизбежное изменение и всех других компонентов, т. е изменив хотя бы одно звено, вся цепь изменится.
Источник