«Насекомые и их роль в природе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данный материал является конспектом занятия для подготовительной группы и направлен на изучения насекомых: прослежена экологическая взаимосвязь насекомых с другими природными компонентами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ ДС № 19 «Аленушка» с. Шепси
« Насекомые и их роль в природе»
План – конспект экологического занятия
Обогащать знания детей об многообразном мире насекомых. Различать насекомых по внешнему виду, особенностям жизнедеятельности, роли в природе. Развивать логику мышления, прослеживая взаимосвязь природных объектов: зависимость разных видов животных и растений друг от друга.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
наблюдения в природе, чтение художественной литературы, беседы о окружающем мире, рассматривание иллюстраций.
Активизация: насекомые, бабочки, кузнечик, муравей, пчела, жук, гусеницы, растения, цветы.
Обогащение: личинки, паук –тарантул, плавунец, трутень, луговые насекомые.
Материал: иллюстрации насекомых по ходу занятия, слайды о насекомых в конце занятия.
(Вопросы, для обсуждения с детьми, обозначены « В» )
Воспитатель предлагает детям представить себе прогулку по лугу.
В -. Какие растения растут на лугу? (клевер, лютик, цикорий. трава, одуванчик, подорожник, ромашки, колокольчики и др.)
В -.Кто ползает, прыгает, летает на лугу? (бабочки, муравьи, кузнечики, пчелы, осы, шмели, жуки, стрекозы, цикада, гусеницы, богомолы, сороконожки и др.)
В — Как называются эти живые существа? (насекомые)
Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые»
В — Какие особенности строения тела у луговых насекомых?
Тело насекомых состоит из т частей (отделов) : головы, груди и брюшка. На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок. У некоторых есть крылья. У некоторых на брюшке есть жало ( пчела, оса, шершень, шмель)
В — Ребята, а как вы думаете, чем питаются луговые насекомые?
Пища насекомых разнообразна: некоторые питаются нектаром из цветов, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи.
В -. Какую пользу приносят эти насекомые в природе?
Опыляют растения (переносят пыльцу, это помогает растениям сформировать плоды и семена, без опыления этого не произойдет), пчелы делают мед, муравьи уничтожают трупы животных, божьи коровки уничтожают вредную тлю, которая питается соком растений, насекомые служат кормом для птиц и лягушек.
В – Есть ли насекомые, которые приносят вред растениям?
Гусеницы едят листья, тля питается соком растений, жук короед наносит вред деревьям, саранча поедает урожай на полях, уничтожает все растения, колорадский жук поедает листья и стебли картофеля, муха плодожорка откладывает личинки которые превращаются в мелких червей и едят яблоки, груши, абрикосы, черешню. Видели червивое яблоко? Личинки бабочки -Капустницы поедают овощи в огородах.
1 Домовитая хозяйка полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком он поделится медком… (Пчела)
В — Что такого важного делает пчела?
Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. У чел четко распределены обязанности ; есть царица – она выводит потомство, есть рабочие пчелы – они собирают нектар, есть боевые пчелы — они охраняют улей, есть трутни, они ухаживают за царицей.
2. На цветок пахучий сел цветок летучий.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,- он вспорхнул и улетел! (Бабочка)
В – Сколько крыльев у бабочки? ( 4 больших )
У бабочки интересный жизненный цикл, живут бабочки от одного дня до нескольких недель, перелетают на очень большие расстояния. Откладывают личинки, из которых выходят гусеницы, потом гусеницы формируют кокон- куколку из которого выходят бабочки. Бабочки питаются цветочным нектаром при помощи хоботка.
3. Если ты увидишь на цветах и листочках
На красной спинке чёрные точки,
Скажи ка скорее кто это? (Божья коровка)
В – Чем знаменита божья коровка?
Божья коровка относится к отряду жуков, хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков.
В — Можете их назвать? (майский, клоп-черепашка(вонючка), жук-пожарник, жужелица, жук – олень, сверчок, жук- усач и др.)
4. В лесу у пня беготня, суетня
Народ рабочий весь день хлопочет
Без работы хоть убей жить не может …(Муравей)
Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг-другу. Муравьи поднимают груз который весит больше них в 20 раз. Лесные муравьи строят муравейники под деревьями, в основном с южной стороны дерева. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
5. Среди травы живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь … (кузнечик)
Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. У кузнечика есть маленькие крылья, которые помогают им перелетать в прыжке на дальние расстояния. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.
6. Охотницей быстрой слывёт, стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой летает она над водой
Большие имеет глаза. Кто это скажи – (стрекоза)
Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. В воду стрекоза откладывает яйца. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. У водоемов обитают многие насекомые – водомерки, невзрачный мотылек ручейник, жук-плавунец, жук-водолюб. В болотах живут комары.
В — Почему стрекоза быстрее многих насекомых? ( у неё две пары прочных, прозрачных, легких крыльев (У бабочек крылья более тяжелые, осыпаны цветной пыльцой)).
7. Вдруг зажегся на травинке настоящий огонек
Это с лампочкой на спинке сел на травку … (светлячок)
В – Что мы знаем о светлячке?
Светлячки – это летающие жуки. Когда светлячок летит, то свет его мигает, он подает сигнал другим светлякам.. Светит светлячок ночью всего один летний месяц – июнь в это время светлячки ищут себе подружку или друга. К сожалению, количество светлячков в природе уменьшается, поэтому не нужно приносить их домой, они погибают в неволе. Возможно, через несколько десятков лет люди уже не увидят светлячков.
Детям предлагается совершать движения – имитации движения насекомых:
Жук – бег по кругу с жужжанием, \
Бабочка – полет и взмахи крыльями
Кузнечик – продвижение прыжками
Пчела – бег на носочках с звуком з-з-з-з
Муравей – на четвереньках (по возможности)
В – Как же взаимосвязаны насекомые и растения? (Опыление способствующие размножению растений)
В – Где еще кроме луга могут жить насекомые? (В лесу, в доме человека)
В — Какие насекомые могут жить в домах людей? (пауки, мокрицы, муравьи, тараканы)
В – Какие же это насекомые не приносят пользы, а могут быть опасны для человека?
Насекомые паразиты, питающиеся кровью: клещи, клопы, мошки, комары. Насекомые распространяющие инфекции: тараканы, мухи, осы. Ядовитые насекомые: паук – тарантул, скорпион, осы, шмели, шершни.
Почти у всех насекомых 6 ног, но есть один вид насекомых, у которого 8 ног. Можете его назвать? Подсказка – сказка Чуковского «Муха – цокотуха» (главный злодей)
В – Чем питаются пауки? Как ловят свою добычу?
Пауки живут не только в домах, но и в лесу. Наиболее активны пауки осенью. В осеннем лесу часто можно увидеть паутину. Из своего брюшка паук вытягивает паутину. Из которой плетет свою сеть для охоты на мух и других мелких насекомых, и с помощью которой спускается с высоты. Паутина — прочная нить, которую не могут порвать другие насекомые. Строение тела паука отличается от строения тел других насекомых.
В – какие части тела есть у паука? ( туловище на котором расположена голова с мощными челюстями и 8 ног)
В –Кто главные враги насекомых? (птицы, лягушки, ящерицы; змеи, ежи и белки поедают жуков)
В – Нужны ли человеку насекомые?
Пчелы производят мед, гусеницы тутового шелкопряда –вырабатывают шелковую нить, мух используют ученые для науки, мухи летали в космос до Белки и Стрелки, пауки уничтожают мух, в Китае, Индии и других азиатских странах насекомых употребляют в пищу
В заключение занятия дети просматривают слайды с изображением разных насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к.
Консультация для воспитателей: «Роль уголка природы в экологическом воспитании»
Консультация для воспитателей: «Роль уголка природы в экологическом воспитании»СодержаниеВведениеГлава I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников1.1 Сущность, це.
Роль насекомых в природе
Ребенок должен запомнить правила поведения при встрече с опасными насекомыми.
Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста
Роль уголка природы в воспитании детей дошкольного возраста.
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере.
«Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей.
«Роль насекомых в природе» Буклет для родителей.
Мы с ребятами познакомились с миром насекомых, обращали внимание на появление насекомых на участке весной. Закрепили правила поведения при встрече с насекомыми. И все, о чем узнали рассказали ро.
Источник
Зачем нужны насекомые?
Наверное насекомые задают себе точно такой же вопрос: а зачем нужны природе люди?
Если серьезно, то роль, которую играют в природе насекомые, жуки, муравьи, бабочки и прочие, огромна и разнообразна.
Есть насекомые опылители, которые делают возможным образование завязи у растений и в итоге появление плодов. Это пчелы, осы, мухи, бабочки.
Есть насекомые хищники, которые поедают других насекомых и тем самым ограничивают их численность. Это важно для борьбы с садовыми вредителями. Пример таких насекомых божья коровка, жужулица и некоторые клопы.
Есть насекомые вредители, которые портят посадки и леса, но которые служат кормом для птиц, млекопитающих и земноводных.
Есть насекомые разрушители, которые перерабатывают органические останки, удобряя почву, например навозные жуки.
Есть насекомые паразиты, которые пьют нашу кровь, но чьи личинки оказываются важным звеном в пищевой цепочке лесов и особенно тундры. Это комары.
Насекомые довольно полезные существа.Возьмем,к примеру, стрекозу.
С ее способностями уничтожать других, вредных для человека насекомых, посоревнуется, пожалуй, только паук(который, кстати, совсем не насекомое).Комары, мухи,а иногда и бабочки весьма не мелкие, оказываются пищей стрекоз.Даже личинки стрекоз поедают огромное количество личинок комаров, мух и других будущих вредителей.Надоедливой мошки было бы гораздо больше на земле, если бы не стрекозы.
В природе ничего не бывает напрасно.Вредные насекомые не только вредят,но и служат пищей для птиц, животных, рыб и других насекомых.
А полезные насекомые защищают планету от вредных собратьев, служат источником для получения лекарственных препаратов(например, муравьи).
И даже отвратительные тараканы полезны.С давних времен из рыжих тараканов изготавливали порошок от водянки,тем самым спасая многих больных,которым врачи не могли помочь.
О пчелах повторяться не буду,хотя это,пожалуй, самое удивительное создание, «Божья тварь» и «труженица»,о которой сложено немало благодарных притчей,пословиц и рассказов.
Многие скажут, а как же саранча? От нее, кроме вреда,никакой пользы, а только многомиллионные убытки!
Но не все так просто.Саранча устраивает свои набеги не каждый год на одно и то же место, а раз в несколько лет.Инстинкт подсказывает ей, что лететь опять туда,где она уже была, бесполезно и опасно.
Зато на следующий год после нашествия саранчи, урожай на этом месте бывает гораздо больше прежнего, благодаря удобрению(саранча гибнет миллионами , обожравшись) и благодаря тому, что вредителей на поле остается гораздо меньше- саранча уничтожает все: и урожай, и вредителей.
А еще птицы после налета саранчи размножаются лучше, получив мега-порции полезного белка после саранчовой диеты.
Источник