Конспект урока «Методы изучения природы» 5 класс ФГОС
· Создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
· Планируемые результаты
Личностные; развивать умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
Метапредметные
Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширения знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.
Информационно-коммуникационные: использование для решения задач различных источников информации; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности; согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.
Предметные: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
I . Организационный момент
— Здравствуйте, мои юные друзья!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
II . Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
— Ребята, что вы изучили на прошлом уроке? Ответы учащихся.
— Вспомним изученный материал.
Фронтальная работа (слайд 2,3)
Индивидуальная работа по карточкам (2 учащихся). Приложение 1.
III . Определение темы урока. Актуализация субъективного опыта учащихся.
— Ребята, вы теперь хорошо знаете науки о природе, и что они изучают. (Ответы детей).
— Как вы думаете: интересно изучать природу? (Ответы детей).
— Почему природу изучать интересно? (Ответы детей).
— А знаете ли вы, как это правильно делать? (Ответы детей).
— Что необходимо знать, чтобы изучать природу? (Ответы детей).
— Правильно, необходимо знать способы или методы.
Какова цель урока? (Ответы детей: изучение природы, способы изучения природы, методы изучения природы).
Каким образом мы будем стремиться к этой цели?
IV . Изучение нового материала.
Учитель записывает название темы на доске, учащиеся в тетрадь.
Слайд 4: метод, запись определения в тетрадь
Учитель. Сейчас мы проверим, что вы уже знаете о способах изучения природы.
Слайд 5, 6. Решаем задачу и делаем вывод.
Слайд 7. Запись определения в тетрадь.
Слайд 8-10. Рассматриваем следующую жизненную ситуацию и отвечаем на вопрос.
Запись определения в тетрадь.
Слайд 11-12. Решаем задачу и делаем вывод. Запись определения в тетрадь.
С какими методами природы мы познакомились?
— Возможно ли используя один и тот же метод решить все три задачи?
— А возможно ли использование нескольких способов для решения одной задачи?
V . Физкультминутка
— А теперь немного отдохнем.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).
Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).
Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).
Налево, направо, вокруг посмотрели. (Поворот туловища).
VI . Практическая работа.
Класс делится на 4 группы по 5 человек.
Каждая группа получает инструкционную карту. Приложение 2.
1-2 группы проводят эксперимент «Растворение медного купороса и крахмала в воде».
3-измерение листьев у комнатных растений.
4. – измерение длины раковины беззубки.
Подведение итогов работы. Выступление учащихся. Выставление отметок.
VI . Домашнее задание.
1. Рассказ о домашних животных.
2. Исследовательская работа «Рост членов моей семьи».
3. Выучить определения методов изучения природы.
4. Прочитать параграф 4, ответить на вопросы устно.
VII . Закрепление нового материала.
1. Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
3. Время в. Градус Цельсия ( 0 С)
5. Температура д. Километров в час (км/ч)
2. Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика и соедините их стрелками.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕРЫ
1. Эксперимент а. определение температуры кипения подсолнечного
2. Наблюдение б. голый слизень (моллюск) медленно ползёт
3. Измерение в. для получения высокого урожая капусты в почву
следует добавить азотные удобрения.
Учитель. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок. До свидания.
Используемая литература:
Заполните кластер «Науки о природе»
1. Наука о веществах и их превращениях
2. Наука о явлениях природы
3. Наука о небесных телах
4. Наука о живом
5. Наука о растениях
6. Наука о животных
Инструктаж для 1-2 группы.
Название эксперимента: «Растворение медного купороса и крахмала в воде»
Гипотеза: я думаю, что медный купорос растворим/нерастворим в воде
(выберите нужное), крахмал растворим/нерастворим в воде.
1. Насыпать в стакан №1 медный купорос.
2. Насыпать в стакан №2 крахмал.
4. Размешать стеклянными палочками.
5. Наблюдаю: медный купорос в воде растворился/ не растворился, так как раствор прозрачный/непрозрачный, осадок отсутствует/присутствует. Крахмал в воде растворился/не растворился, раствор прозрачный/непрозрачный, осадок присутствует /отсутствует.
6. Вывод: медный купорос в воде растворим/нерастворим; крахмал растворим/нерастворим в воде.
7. Мною высказанная гипотеза подтвердилась/не подтвердилась.
Такой метод изучения природы называется …
Химический стакан, стеклянная палочка – это … оборудование.
Инструктаж для 3 группы.
Определение длины листьев растения (по выбору учащихся).
1. Взять любое растение в классе.
2. Измерить длину 10 листьев.
3. Записать размеры в тетрадь в порядке возрастания.
4. Записать длину самого маленького и самого большого листа.
5. Сделать вывод о разнообразии размеров листьев: размеры листьев разнообразны/одинаковы.
6. Какие единицы измерения вы использовали.
7. Такой метод изучения природы называется …
8. Какое оборудование вы при этом использовали?
9. Линейка относится к … приборам.
Инструктаж для 4 группы.
Определение длины раковины беззубки.
1. Измерить длину раковин моллюска.
2. Записать размеры в тетрадь в порядке возрастания.
3. Записать длину самой маленькой и самой большой раковины.
4. Сделать вывод о разнообразии размеров раковин: размеры раковин разнообразны/одинаковы.
5. Подумайте; зависит ли размер раковины от возраста моллюска, как?
6. Какие единицы измерения вы использовали.
7. Такой метод изучения природы называется …
8. Какое оборудование вы при этом использовали?
9. Линейка относится к … приборам.
Источник
Конспект урока в 5 классе по теме «Методы изучения природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «Методы изучения природы»
- Расширить представления учащихся о методах изучения природы.
- Научить применять теоретические знания на практике.
- Пробудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Воспитывать умение работать в группах.
- Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;
- компьютер;
- презентация;
- пластиковых стаканчиков;
- луковицы .
— Здравствуйте, мои друзья! Я вновь рада вас видеть на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Надеемся, что сегодня на нашем уроке удет интересно!
II. Актуализация опорных знаний
— Ребята, Вспомним изученный материал:
о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.
6 учащихся приглашаются работать по карточкам. .
1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.
2. Назовите признаки живой природы.
3.Игра «Живая-неживая природа» (учитель приводит примеры, учащиеся определяют к чему они относятся оъекты)
III. Мотивация и целеполагание
— Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.
Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.
— Итак, тема урока: «Методы изучения природы».
Запись числа и темы в тетрадь.
IV. Изложение нового материала
— Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:
Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы.
(Одновременно демонстрация презентации.) Учитель дополняет материал.
— О каком первом методе вы сейчас узнали?
Рассказ учителя о сущности метода.
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Это интересно: «Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.»
А как вы думаете с помощью каких приборов мы можем наблюдать за мелкими объектами или удаленными небесными телами?
Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.
— Как называется второй метод, о котором вы узнали?
Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.
Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.
— О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?
Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение , применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.
Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.
— Назовите еще один очень важный метод.
Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.
Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
— Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?
Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.
— Как называется последний метод, о котором вы узнали?
Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
— Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.
V. Физкультминутка Слайд 9.
— А теперь немного отдохнем.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).
Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).
Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).
Налево, направо, вокруг посмотрели. ( Поворот туловища).
Открыли глаза, и снова за дело!
- Параграф 3.
- Вопросы после параграфа (устно).
- Практическое задание : прорастить луковицу, наблюдая за ростом листьев и корней в течение двух недель. Наблюдения записывать в табличку.
Источник