- Вопрос 10: Право собственности на природные ресурсы: понятие, виды, объекты и субъекты
- 3.2. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
- 3.3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 3.3.1. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы
- 10.4. Виды собственности на природные ресурсы и природопользование в рф.
Вопрос 10: Право собственности на природные ресурсы: понятие, виды, объекты и субъекты
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.
Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.
Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.
Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.
Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:
1) право частной собственности;
2) право государственной собственности:
а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;
3) право муниципальной собственности.
Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Вопрос 11: Понятие права природопользования. Виды природопользования. Субъекты природопользования
Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.
Природная среда — это естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, нужна как обществу так и каждому человеку необходимо установление правильного поведения людей по отношению к природе. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.
Право природопользования –порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность.они основаны на Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Принципы природопользования:
1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);
2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).
Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.
Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:
1) по видам эксплуатируемых природных объектов;
2) по сферам человеческой деятельности;
3) по субъективному и объективному составу.
Вопрос 12: Право общего и право специального природопользования
Право природопользования – регулирует использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.
выделяются разные виды права природопользования.:
Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц.
Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
3.2. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы
Говоря о формах и видах собственности на природные ресурсы, я по существу сказал и о субъектах права такой собственности, то есть о том, кому на праве собственности могут принадлежать природные ресурсы. Это государство в лице Федерации и субъектов Федерации, это города и районы, а также граждане и юридические лица. Но это потенциальные субъекты. Реально фигура субъекта права собственности возникает с момента юридического оформления такого права.
В широком смысле объектами права собственности являются все природные ресурсы в пределах государственных границ России, так как они обязательно находятся в чьей-то собственности. Но такое широкое толкование объекта права собственности абстрактно и не несет в себе правового смысла.
С точки зрения права объектами права собственности являются индивидуально определенные и персонифицированные природные ресурсы, природные ресурсы, находящиеся в собственности конкретно определенного субъекта, приобретенные им в установленном законом порядке и право на которые надлежащим образом оформлено.
Следует отметить, что объектами права собственности являются только те природные ресурсы, которые находятся в пределах границ Российской Федерации. Это специально оговорено в отношении, например, животного мира, недр (ст. 4 ФЗоЖМ, ст. 1–2 ЗоН). Согласно п. 1 ст. 67 Конституции территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Что касается территорий континентального шельфа и исключительной (200-мильной) экономической зоны Российской Федерации, то они к территории России не относятся и объектом собственности не являются. Однако Российская Федерация на этой территории обладает суверенными правами (то есть не допускается вмешательство других государств) и осуществляет юрисдикцию (то есть проводит поиски, разведку и разработку природных ресурсов) в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.
Некоторым природным объектам свойственно перемещение (дикие животные, поверхностный водоток). Такие объекты являются собственностью на той территории, на которой они находятся в данный момент.
3.3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
3.3.1. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы
Согласно ст. 130 ГК РФ все природные ресурсы как объекты материальные относятся к имуществу (вещи). Право собственности на вещь, как определено ст. 218 ГК РФ, возникает по трем основаниям. Во-первых, это создание новой вещи (п. 1 ст. 218 ГК). Природные ресурсы не создаются, они творение самой природы даже тогда, когда человек привносит в их воспроизводство свой труд. Поэтому создание новой вещи как основание возникновения права собственности на природные ресурсы отпадает. Во-вторых, это договоры купли-продажи, мены, дарения и иные сделки, в результате совершения которых лицо приобретает право собственности на вещь (п. 2 ст. 218 ГК). Эта группа оснований возникновения права собственности применима к тем природным ресурсам, которые не изъяты из оборота. В-третьих, это приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника; на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которые он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законами (п. 3 ст. 218 ГК).
Имущество, которое не имеет собственника; имущество, собственник которого неизвестен; либо имущество, от которого собственник отказался, в том числе и природные ресурсы, может быть признано бесхозяйственной вещью и по решению суда перейти в собственность соответствующего муниципального образования (ст. 225 ГК РФ).
К третьей группе оснований возникновения права собственности на природные ресурсы относится и случай, предусмотренный ст. 234 ГК, согласно которой гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Приобретательная давность распространяется на природные ресурсы всех форм собственности, за исключением тех из них, которые по закону не могут находиться в частной собственности.
В-четвертых, основанием возникновения права собственности на землю и другие природные ресурсы является предоставление такого права государством или муниципалитетом. Но следует подчеркнуть, что по этому основанию возникает главным образом право собственности на землю. О чем подробнее будет сказано в курсе «Земельное право».
Возникшее право собственности на природные ресурсы, отнесенные к недвижимому имуществу, подлежит государственной регистрации в порядке регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренном ФЗ от 21.07.97 года. 1
Источник
10.4. Виды собственности на природные ресурсы и природопользование в рф.
Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию– это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и какюридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам.
О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст. 9 и 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной (федеральной и региональной), муниципальной и в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники национальные парки).Атмосферный воздухобъектом правасобственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.
Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.
Государственная собственность на природные ресурсы.
Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности на природные ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) ирегиональную (т.е. собственность субъекта федерации – отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.
Закон предусматривает, что к федеральным природным ресурсам относятся:
1) земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;
2) участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;
- особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;
- виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;
- месторождения полезных ископаемых национального значения;
- водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;
- природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;
- территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.
Источник