Конспект урока по окружающему миру 4 класс: «Природные сообщества»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели урока: Знакомство с понятиями «природное сообщество», « цепь питания», экологическая пирамида».
— формировать понятие о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;
-убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе.
-формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.
-помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
— создать на уроке максимально комфортные условия для деятельности каждого ученика;
-проводить динамические моменты урока.
-картинки с изображением природных сообществ;
-учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова « Окружающий мир» 4 класс, часть №1;
— понимать изученные термины:
-объяснять и применять в речи изученные термины;
— вставлять недостающие звенья в цепи питания;
— интерес к изучению природы;
— ответственность за результат своей работы.
— выделять существенное в тексте;
-устанавливать причинно – следственные связи.
— умение работать в паре, группе;
-умение договариваться, высказывать свое мнение, слушать собеседника.
Цель: Настроить детей на деятельность, плодотворную работу
Начнём с «Календарной минутки»
— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
Оцените свою готовность к деятельности в оценочном листе
Цель: Актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания.
Активизирую мыслительные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
— Картину чего мы с вами мысленно нарисовали?
-На какие две группы делится природа? -Какие объекты относятся к живой природе?
-А какие объекты относятся к неживой природе?
— Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека.
— Человек, растения, животные, грибы и микробы
3.Постановка проблемы (темы урока)
Цель: Подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию.
Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения.
-А есть ли взаимосвязь между организмами природы?
-Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, поэтому начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы.
-Какова же цель нашего урока?
— Какую работу необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос?
— А также провести исследование в группах, поработать со схемами.
Оцените свою деятельность на данном этапе.
-Ответить на вопрос: есть ли взаимосвязь между организмами природы и какая.
— Изучить справочный материал учебника, иллюстрации.
Цель: Поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия.
-Проблема у нас одна. Нужно подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут доказывать, почему именно эти объекты природы расположили на данной территории.
-Попробуйте заселить лес, реку, болото, луг.
-Как только вы будете готовы, постройте домик.
-У каждой группы наборы картинок с изображенными объектами природы и просто объекты природы:
Решение проблемы. Ответы групп.
-Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание.
-Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Почему?
-А почему вы поместили туда белку?
А какие объекты оказались лишними?
— Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.
-Какие объекты природы вы отнесли к болоту?
-Какие объекты оказались лишними?
-Предоставляем слово представителю третьей группы.
-Какие объекты вы отнесли к территории реки?
-Предоставляем слово четвертой группе.
-Какие объекты природы вы отнесли к лугу?
-Почему роза оказалась лишней?
— Связаны ли представители луга между собой?
А представители болота, реки, леса между собой?
Оцените свою деятельность на данном этапе.
-Называют все те объекты, которые отнесли к лесу.
-Не может белка существовать без леса.
— Она не может жить без воды, водорослей.
— Клюква, цапля, лягушка, торф.
т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте.
-Бабочка, колокольчик, кузнечик, шмель.
-Роза – садовое растение, не растет на лугу.
5.Динамический момент урока.
6. ( продолжение)Переход к этапу решения частных задач.
Цель: Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия
Задача №1. Что такое природное сообщество?
-Ребята, вы сейчас рассказали, как в природе все связано и едино.
-А как называется такое единство, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
-Откройте учебник на странице 53, прочитайте статью, подготовьте в парах ответ на вопрос.
-Как же называется такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
Что же такое природное сообщество.
— А как могут быть связаны между собой организмы природного сообщества?
-Прочитаем об этом второй абзац с.53.
— Зависят ли организмы природного сообщества друг от друга?
Оцените свою деятельность на данном этапе.
-Читают в парах. Формулируют ответ.
Природное сообщество – это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду.
-Да. Например, растения – место обитания животных, строительный материал для жилищ, насекомые опыляют растения, животные распространяют плоды растений, животные питаются растениями и другими животнымии т. д.
Задача №2. Что такое пищевые связи и цепь питания?
— Мы сказали, что в природномсообществе, животные питаются растениями и другими животными.
— Как называются такие связи?
Как же по-другому называются плотоядные животные?
— Как иначе называют пищевые связи?
-Прочитаем статью и сформулируем вывод, что же такое цепь питания?
— Как строится самая простая цепь питания?
— Приведите пример пищевой связи.
-Что же такое цепь питания?
Оцените свою деятельность на данном этапе.
— читают: Растения образуют органические питательные вещества.
— Растениями питаются растительноядные животные.
-А сами они служат пищей для плотоядных животных( хищников).
— Цепь питания — ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему.
-Растение – растительноядное животное – хищник.
Цепь питания — ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему.
7.Систематизация нового знания.
Применение общего способа действия для решения частных задач.
Цель: Коррекция отработки способа.
-Попробуем в вставить в цепи питания недостающие звенья.( 1,2,3 цепь на выбор)
Оцените свою деятельность на данном этапе.
-Проверяют с интерактивной доской.
8.Экологический момент урока.
Цель: Воспитание бережного отношения к природе, коррекция знаний о поведении в природе.
Мы убеждаемся в том, что в природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред.
И вы, ребята, должны заботливо относиться к природе.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе.
В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны.
Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат.
Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
— Какие ошибки совершили ребята?
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан.
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться. (М. Х. Левитман)
Цель: Самооценка результатов деятельности.
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
— Что такое природное сообщество?
— Как строится цепь питания?
— Перед вами радуга, оцените свою деятельность на уроке с помощью магнита.
-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!
Источник
Окружающий мир. Какие природные сообщества бывают, понятие и виды?
Перечислите названия всех природных сообществ какие бывают.
Что такое природное сообщество?
Фото, картинки, рисунки природных сообществ, какие есть?
Живые организмы в природе связаны друг с другом и постоянно взаимодействуют, а каждый такой живой комплекс характерен для определенной среды. Растения, животные, бактерии, грибы и другие живые организмы, живущие на определенной территории, и называются природным сообществом.
Сообщества при определенных обстоятельствах могут меняться и даже переходить друг в друга. Длительность такого перехода может составлять тысячи лет. Самым известным примером является превращение озера в болото. Водоем постепенно мелеет, одни виды растений заменяются другими, и вскоре на месте озера можно обнаружить болото. Кстати, при определенных факторах болото может окончательно зарасти и на его месте будет образовано другое сообщество — лес.
Природные сообщества могут быть искусственными и естественными. И если искусственные возникают в результате человеческого воздействия на окружающую среду, то естественные — по вполне природным причинам. Например, может перемениться климат или измениться видовой состав растительности.
В природном сообществе все организмы влияют друг на друга, но все они приспособлены к жизни на данной территории и имеют взаимосвязь. Сообщества могут быть разного масштаба, а самые крупные — это сообщества океанов, континентов и островов. Самые маленькие представляют собой сообщества леса, поля, луга, а средние — тайги, пустыни, тундры. Причем небольшие сообщества могут являться частью крупных и им свойственны общие взаимосвязи, например, по месту обитания, пищевые и другие.
Источник