Все природные сообщества 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс: «Природные сообщества»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цели урока: Знакомство с понятиями «природное сообщество», « цепь питания», экологическая пирамида».

— формировать понятие о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;

-убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе.

-формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.

-помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

— создать на уроке максимально комфортные условия для деятельности каждого ученика;

-проводить динамические моменты урока.

-картинки с изображением природных сообществ;

-учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова « Окружающий мир» 4 класс, часть №1;

— понимать изученные термины:

-объяснять и применять в речи изученные термины;

— вставлять недостающие звенья в цепи питания;

— интерес к изучению природы;

— ответственность за результат своей работы.

— выделять существенное в тексте;

-устанавливать причинно – следственные связи.

— умение работать в паре, группе;

-умение договариваться, высказывать свое мнение, слушать собеседника.

Цель: Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Начнём с «Календарной минутки»

— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

Оцените свою готовность к деятельности в оценочном листе

Цель: Актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания.

Активизирую мыслительные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

— Картину чего мы с вами мысленно нарисовали?

-На какие две группы делится природа? -Какие объекты относятся к живой природе?

-А какие объекты относятся к неживой природе?

— Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека.

— Человек, растения, животные, грибы и микробы

3.Постановка проблемы (темы урока)

Цель: Подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию.

Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения.

-А есть ли взаимосвязь между организмами природы?

-Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, поэтому начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы.

-Какова же цель нашего урока?

— Какую работу необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос?

— А также провести исследование в группах, поработать со схемами.

Читайте также:  Главное свойство живой природы

Оцените свою деятельность на данном этапе.

-Ответить на вопрос: есть ли взаимосвязь между организмами природы и какая.

— Изучить справочный материал учебника, иллюстрации.

Цель: Поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия.

-Проблема у нас одна. Нужно подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут доказывать, почему именно эти объекты природы расположили на данной территории.

-Попробуйте заселить лес, реку, болото, луг.

-Как только вы будете готовы, постройте домик.

-У каждой группы наборы картинок с изображенными объектами природы и просто объекты природы:

Решение проблемы. Ответы групп.

-Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание.

-Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Почему?

-А почему вы поместили туда белку?

А какие объекты оказались лишними?

— Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.

-Какие объекты природы вы отнесли к болоту?

-Какие объекты оказались лишними?

-Предоставляем слово представителю третьей группы.

-Какие объекты вы отнесли к территории реки?

-Предоставляем слово четвертой группе.

-Какие объекты природы вы отнесли к лугу?

-Почему роза оказалась лишней?

— Связаны ли представители луга между собой?

А представители болота, реки, леса между собой?

Оцените свою деятельность на данном этапе.

-Называют все те объекты, которые отнесли к лесу.

-Не может белка существовать без леса.

— Она не может жить без воды, водорослей.

— Клюква, цапля, лягушка, торф.

т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте.

-Бабочка, колокольчик, кузнечик, шмель.

-Роза – садовое растение, не растет на лугу.

5.Динамический момент урока.

6. ( продолжение)Переход к этапу решения частных задач.

Цель: Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Задача №1. Что такое природное сообщество?

-Ребята, вы сейчас рассказали, как в природе все связано и едино.

-А как называется такое единство, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

-Откройте учебник на странице 53, прочитайте статью, подготовьте в парах ответ на вопрос.

-Как же называется такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

Что же такое природное сообщество.

— А как могут быть связаны между собой организмы природного сообщества?

-Прочитаем об этом второй абзац с.53.

— Зависят ли организмы природного сообщества друг от друга?

Оцените свою деятельность на данном этапе.

-Читают в парах. Формулируют ответ.

Природное сообщество – это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду.

Читайте также:  Додарвинские представления об эволюции живой природы

-Да. Например, растения – место обитания животных, строительный материал для жилищ, насекомые опыляют растения, животные распространяют плоды растений, животные питаются растениями и другими животнымии т. д.

Задача №2. Что такое пищевые связи и цепь питания?

— Мы сказали, что в природномсообществе, животные питаются растениями и другими животными.

— Как называются такие связи?

Как же по-другому называются плотоядные животные?

— Как иначе называют пищевые связи?

-Прочитаем статью и сформулируем вывод, что же такое цепь питания?

— Как строится самая простая цепь питания?

— Приведите пример пищевой связи.

-Что же такое цепь питания?

Оцените свою деятельность на данном этапе.

— читают: Растения образуют органические питательные вещества.

— Растениями питаются растительноядные животные.

-А сами они служат пищей для плотоядных животных( хищников).

— Цепь питания — ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему.

-Растение – растительноядное животное – хищник.

Цепь питания — ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему.

7.Систематизация нового знания.

Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель: Коррекция отработки способа.

-Попробуем в вставить в цепи питания недостающие звенья.( 1,2,3 цепь на выбор)

Оцените свою деятельность на данном этапе.

-Проверяют с интерактивной доской.

8.Экологический момент урока.

Цель: Воспитание бережного отношения к природе, коррекция знаний о поведении в природе.

Мы убеждаемся в том, что в природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред.

И вы, ребята, должны заботливо относиться к природе.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе.

В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны.

Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат.

Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

— Какие ошибки совершили ребята?

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,

Читайте также:  Вид природного ресурса суринам

И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан.
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться. (М. Х. Левитман)

Цель: Самооценка результатов деятельности.

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

— Что такое природное сообщество?

— Как строится цепь питания?

— Перед вами радуга, оцените свою деятельность на уроке с помощью магнита.

-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!

Источник

Окружающий мир. Какие природные сообщества бывают, понятие и виды?

Перечислите названия всех природных сообществ какие бывают.

Что такое природное сообщество?

Фото, картинки, рисунки природных сообществ, какие есть?

Живые организмы в природе связаны друг с другом и постоянно взаимодействуют, а каждый такой живой комплекс характерен для определенной среды. Растения, животные, бактерии, грибы и другие живые организмы, живущие на определенной территории, и называются природным сообществом.

Сообщества при определенных обстоятельствах могут меняться и даже переходить друг в друга. Длительность такого перехода может составлять тысячи лет. Самым известным примером является превращение озера в болото. Водоем постепенно мелеет, одни виды растений заменяются другими, и вскоре на месте озера можно обнаружить болото. Кстати, при определенных факторах болото может окончательно зарасти и на его месте будет образовано другое сообщество — лес.

Природные сообщества могут быть искусственными и естественными. И если искусственные возникают в результате человеческого воздействия на окружающую среду, то естественные — по вполне природным причинам. Например, может перемениться климат или измениться видовой состав растительности.

В природном сообществе все организмы влияют друг на друга, но все они приспособлены к жизни на данной территории и имеют взаимосвязь. Сообщества могут быть разного масштаба, а самые крупные — это сообщества океанов, континентов и островов. Самые маленькие представляют собой сообщества леса, поля, луга, а средние — тайги, пустыни, тундры. Причем небольшие сообщества могут являться частью крупных и им свойственны общие взаимосвязи, например, по месту обитания, пищевые и другие.

Источник

Оцените статью