Все птички крыльями машут

Пословицы и поговорки о птицах

Пословицы и поговорки о птицах возникли благодаря наблюдениям людей за особенностями поведения пернатых. В них встречаются домашние и дикие птицы: курица, гусь, орел, сокол, кукушка, ворона, сорока, синица, воробей и другие.

Народные изречения рассказывают при помощи образов пернатых о человеческих качествах. Они учат людей правилам поведения, предостерегают их от необдуманных поступков.

  • Видна птица по полету.
  • Видом орел, а умом тетерев.
  • Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
  • Ворон ворону глаз не выклюет.
  • Все знает: сорочьи яйца ел.
  • Все птицы крыльями машут, да не все летают.
  • Всяк кулик на своем месте велик.
  • Всякая птица к своей стае летит.
  • Всякая птица свои песни поет.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Голодной курице все просо снится.
  • Гусь да гагара – два сапога пара.
  • Двух птиц не убить одним камнем.
  • Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
  • И сокол выше солнца не летает.
  • Каждая курица свой насест знает.
  • Как ни зол лебедь – и он своих яиц не бьет.
  • Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
  • Красна птица пеньем, а человек ученьем.
  • Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
  • Курица по зернышку клюет, да сыта бывает.
  • Летела пташка высоко, да села недалеко.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Любит кукушка чужие гнезда считать.
  • Невелика птичка, да коготок остер.
  • Нет дерева, на которое бы птица не садилась.
  • Нет той птицы, чтобы пела да не ела.
  • Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
  • Птица крыльями сильна, жена мужем красна.
  • Птица не сеет, не жнет, а сыта живет.
  • Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • У вороны искал петух обороны.
  • У всякой пташки свои замашки.
  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.
  • Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
  • Яйца курицу не учат.

Источник

Все птички крыльями машут

Содружество учителей словесников Курской области

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Уроки литературы
  • Пословицы и поговорки на уроке литературы

Пословицы и поговорки на уроке литературы

Урок в 7 класса по УМК под редакцией В.Я. Коровиной составила учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского» Курского района Курской области Байбородова Галина Владимировна.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Вид урока: урок-игра.

  • обобщение знаний обучающихся о народных пословицах и поговорках;
  • работа над пополнением активного словарного запаса школьников;
  • развитие творческих способностей обучающихся, связной монологической и диалогической речи;
  • работа над развитием навыков сотрудничества при работе в группах;
  • воспитание эмоционального восприятия художественного текста, чувства патриотизма.
Читайте также:  Как выглядит королек птица

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, обучающиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Место урока в системе уроков: последний урок в разделе «Устное народное творчество».

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Реализация цели осуществлялась через содержание урока. Игровая форма способствует развитию творчества, стимулирует развитие интереса к предмету.

Принцип деятельности: учащиеся участвуют в повторении, обобщении знаний, что способствует успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип целостности: в ходе учебной деятельности у обучающихся формируется обобщенное системное представление о пословицах и поговорках.

Принцип психологической комфортности: создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Применение индивидуальной работы способствует проявлению индивидуальных качеств и инициативы обучающихся, учит слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение.

Использование групповой работы позволяет решить следующие задачи:

— возрастает глубина понимания материала, познавательная активность;

— меняется характер взаимоотношений между обучающимися, исчезает безразличие;

— обучающиеся приобретают знания, необходимые для жизни в обществе, умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации пословиц.

При входе в кабинет обучающиеся берут полоски разного цвета (красные – зелёные) и в зависимости от этого занимают места за столами, распределяясь в 2 группы.

– Желаю здравствовать, отроки и отроковицы!

Как вы думаете, почему я обращаюсь к вам именно так?

Нам предстоит обратиться к истокам народной мудрости, которая заключена в таких малых жанрах фольклора, как пословицы и поговорки.

– Входя в кабинет, вы взяли в руки полоски бумаги, на которых написаны фрагменты фраз. Сейчас в течение 2 минут вам предстоит собрать из этих фрагментов одной команде – пословицы, другой – поговорки.

Читайте также:  Les lalanne синяя птица

Бог правду видит, да не скоро скажет.

Ваши-то речи да богу в уши.

Бог не выдаст – свинья не съест.
Веселым пирком да и за свадебку.

Для бешеной собаки семь верст не крюк.

Чует кошка, чье мясо съела.

– Зачитайте, что у вас получилось.

Команды по очереди зачитывают то, что у них получилось.

– Кому достались пословицы? Кому поговорки?

На доске открывается схема, в которой обобщены сведения о пословицах и поговорках.

Выражение народной мудрости, накопленной веками.

Является законченным суждением.

Часть законченного суждения.

Всегда несет четкий дидактический характер.

Средство характеристики человека в устной форме.

Одно слово обычно заменяется образом.

– Итак, сегодня у нас проходит состязание между командой «Поговорка» и командой «Пословица».

– Каждая из команд уже получает по 1 баллу за правильно отреставрированные пословицы и поговорки на этапе «Разминка» (фиксируется на доске).

Конкурс «Толкователи». Команды по очереди отгадывают по толкованию пословицы и поговорки, за каждую получая по 1 баллу.

  1. Какая поговорка повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).
  2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).
  3. Какая поговорка говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).
  4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки в пекло).
  5. В какой поговорке предлагается разместить любого за предметом, который используется для поддержания штанов? (Любого за пояс заткнёт).
  6. Какая поговорка рассказывает о человеке, не умеющем ориентироваться даже среди малого количества лесных насаждений? (В трёх соснах заблудился)

Конкурс «Лубок». Команды должны отгадать, какая пословица или поговорка проиллюстрирована на картинке, которая достаётся командам по жребию (по 2 иллюстрации, за каждую по 1 баллу)

(Утро вечера мудренее. Что посеешь, то и пожнёшь. Семеро одного не ждут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

«Конкурс старейшин».

Выбранным представителям команд предлагается из конверта с пословицами и поговорками выбрать соответствующие определённой теме. Одной команде – о глупости, другой – о лени. За каждую правильную пословицу или поговорку по 1 баллу.

Послал Бог работу, да отнял черт охоту.

У него лень за пазухой гнездо свила.

У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

Белые ручки чужие труды любят.

Здоров на еду, да хил на работу.

Пилось бы да елось, да работа на ум не шла.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда (не дадут).

Семеро одну соломинку подымают.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Волос долог, да ум короток.

Ему разжуй да в рот положи.

Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.

Читайте также:  Виды болотных водоплавающих птиц

Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

Лоб что лопата, да ума небогато.

На дороге стоит, а дорогу спрашивает.

Тяжело голове без плеч, худо и телу без головы.

У него в голове реденько засеяно.

Звал гостей, а накупил костей.

Тонул — топор сулил, а вытащил — и топорища жаль.

Любит птичку, чтобы пела, да не ела.

Хоть лопни брюшко, да не оставайся добро!

Во время работы «старейшин» остальные члены команды должны проиллюстрировать пословицу на листе А4, чтобы команда-соперница отгадала, о какой пословице идёт речь. Художники получают по 1 баллу. Команда, отгадавшая пословицу по рисунку – 2 балла. (На чужой каравай рот не разевай. Одна голова хорошо, а две – лучше.)

Конкурс «Лингвисты».

– Каждый народ слагал свои пословицы и поговорки. В стране изучаемого вами английского языка тоже есть немало пословиц. Есть у них и русские аналоги. Правда, перевод английских пословиц не всегда дословно совпадает с русским вариантом пословицы. Сопоставьте перевод английской пословицы с русским аналогом. (За каждую верную пару – по 1 баллу)

Источник

Все птички крыльями машут, да не все летают — почему?

Издревле люди мечтали о полете, и первыми попытками создать что-то похожее на крылья были попытки изготовить их из перьев и костей. Но со временем стало ясно, что не все птицы летают, скажем, фламинго, которые питаются в воде, но умеют летать. Почему так?

Анатомические особенности

Причина в том, что у разных видов птиц есть разные анатомические особенности. Например, маленькие птицы с более крупными крыльями летят легче, чем крупные птицы с маленькими крыльями. Это связано с пропорцией размеров крыла и массы тела птицы.

Также разные виды птиц имеют разные формы крыльев, которые определяют их взлетно-посадочные характеристики. Укрепление крыльев к телу влияет на аэродинамические свойства, а форма их поверхности – на надежность. Так, крылья водоплавающих птиц шире и меньше кренятся на концах, чем крылья хищных птиц.

Полетные способности

Некоторые виды птиц летают невысоко и медленно, другие – быстро и высоко. Некоторые могут летать длительное время, а другие – только на короткие расстояния. Все это связано с особенностями полетных способностей разных видов.

Например, у пингвинов есть крылья, но они не могут летать, так как они слишком тяжелые и не создают достаточной подъемной силы, чтобы взлететь в воздух. Вместо этого пингвины используют свои крылья в воде, чтобы гребать и двигаться под водой.

Вывод

Крылья являются необходимым атрибутом птиц, но не все виды птиц могут летать. Различные виды имеют разные анатомические особенности и полетные способности, определяющие их способность к полету. Поэтому, если вы хотите научиться летать, то, возможно, стоит обратить внимание на крылья своих персональных особенностей.

Источник

Оцените статью