Силлогистика Аристотеля
Силлогистика Аристотеля — это первая известная в истории модель дедуктивных рассуждений. Она применялась для ведения научных споров. В ходе такого спора доказательство выдвинутого положения защищалось с помощью ответов двух типов («согласен» или «не согласен») на любые высказывания оппонентов.
Дедуктивные рассуждения — это рассуждения от общего к частному. Суть дедуктивных рассуждений: если общее утверждение верно, то должны быть верны и частные утверждения, определяемые этим общим утверждением.
Примеры дедуктивных рассуждений:
1. Зная, что все предметы падают на землю, можно предполагать, что и подброшенный мяч также упадет.
2. Из двух априорных посылок «Все птицы имеют крылья», «Пингвин — птица» можно сделать заключение о том, что «Пингвин имеет крылья».
3. Из двух априорных посылок «Все птицы имеют крылья», «Все птицы откладывают яйца» можно сделать заключение о том, что «Некоторые существа, откладывающие яйца, имеют крылья».
Последние два примера являются силлогизмами Аристотеля.
Составные части силлогистики
Составными частями силлогистики Аристотеля являются такие понятия как «сущность», «класс» и «квантор».
Сущность — объект, явление, процесс, т.е. то, о чем можно утверждать. Сущности обозначаются маленькими буквами.
Пример: «пингвин», «макака», «орангутанг».
Класс — совокупность (множество) сущностей, объединенных общим именем.
Классы могут содержать бесконечное число сущностей, конечное число сущностей, а также быть пустыми. Классы обозначаются большими буквами.
Пример: бесконечный класс — «натуральные числа», конечный класс — «обезьяны», пустой класс — «летающие обезьяны».
Квантор всеобщности — если его поставить рядом с именем класса, то будет утверждаться нечто, что одновременно истинно для всех сущностей, входящих в класс.
Пример. «Все птицы имеют крылья».
Квантор существования — если его поставить рядом с именем класса, то в высказывании будет утверждаться нечто, что истинно для какого-то подмножества сущностей, входящих в класс.
Пример. «Некоторые птицы летают».
Используя составные части силлогистики Аристотеля, можно задать базовые высказывания силлогистики.
Базовые высказывания силлогистики:
Здесь S — класс сущностей, о которых что-то утверждается в высказывании, а P определяет, что именно о них говорится.
Смысл базовых высказываний можно наглядно представить с помощью жергоновых отношений:
Цель силлогистики — получение правильных рассуждений на основе исходных посылок.
Схема вывода следующая: Посылка1, Посылка2, … , Посылка N -> Заключение
Посылки и заключение задаются базовыми высказываниями, а знак -> означает, что если истинны все посылки, то истинно и заключение. Предполагается, что в N посылках участвует N+1 класс.
- выводы ранга 0 — законы силлогистики;
- выводы ранга 1 — законы обращения;
- выводы ранга 2 — силлогизмы;
- выводы ранга 3 и более — сориты.
Законы силлогистики истинны всегда и не зависят от каких-либо посылок.
Законы обращения определяют правила преобразования базовых высказываний.
Asp -> Isp — Если верно, что «Все птицы откладывают яйца», то верно, что «Некоторые птицы откладывают яйца»
Esp -> Eps — Если верно, что «Все обезьяны не летают», то верно, что «Все летающие существа не обезьяны»
Isp -> Ips — Если верно, что «Некоторые птицы летают», то верно, что «Некото-рые летающие существа являются птицами»
Esp -> Ops — Если верно, что «Все обезьяны не летают», то верно, что «Некоторые летающие существа не обезьяны»
Правильность законов обращения можно проверить с помощью жергоновых
отношений.
При решении силлогизмов используются так называемые «фигуры силлогизмов», которые определяют расположение классов в посылках и заключении. М – это общий класс в двух посылках.
№1 | MP SM ___ SP |
№2 | PM SM __ SP |
№3 | MP MS __ SP |
№4 | MP MS __ SP |
Для каждой фигуры имеется ограниченный набор правильных силлогизмов:
1) AAA EAE EIO AII AAI EAO
2) EAE AEE EIO AOO EAO AEO
3) AAI IAI AII EAO OAO EIO
4) AAI AEE IAI EAO EIO AEO
Примеры решения силлогизмов с помощью этих сведений можно найти в данной лекции по ИИ, которая содержит более подробные сведения по данной теме.
Источник
ООД «Тайны Южного полюса — Антарктиды. Пингвин — это птица?» (подготовительная группа)
Цели: систематизировать и уточнять знания детей о планете Земля. Продолжать знакомить детей с континентами земли.
Задачи: познакомить детей с континентом Антарктида; предложить рассмотреть карту, опираясь на знания об условных изображениях; дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды; выявить, какие климатические условия, растительные сообщества и животные представлены на Антарктиде.
Публикация «ООД „Тайны Южного полюса — Антарктиды, Пингвин — это птица?“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, умение делать выводы; развивать речь, обогащать словарь ( слова: орнитолог, материк). Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы: географическая карта мира, схема строения птиц, презентация «Антарктида», аудиозапись «Звуки пингвинов», перья смазанные жиром, миска с водой, ножницы, цветная бумага, клей, фотографии Антарктиды.
Ход ООД
Педагог: Мы живём на большой, красивой планете. Как она называется? (ответы детей) Правильно, Земля. У Земли два полюса. Какие? (ответ детей) Северный и южный.
Педагог: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?
Педагог: А каким цветом она обозначена?
Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.
Педагог: А что обозначает белый цвет?
Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.
Сегодня мы продолжим открывать для себя тайны Южного полюса – Антарктиды.
Ребенок: Антарктида, Антарктида,
Педагог: Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться в увлекательное путешествие.
Просмотр презентации об Антарктиде
Педагог: Ребята, наши глазки после просмотра фильма устали, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для профилактики зрения.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
А теперь по кругу смотрим,
Взгляд направим ближе, дальше,
Педагог: Ребята, а знаете ли вы кто такие орнитологи? (ответы)
Это профессия людей, которые изучают птиц.
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию для изучения загадочных птиц, а каких вы узнаете, отгадав загадку.
Все, как один дружно прыгают в воду
Все, как один, никогда не летают,
Все, как один в море страха не знают,
Все, как один, в море быстро плывут,
Все, как один, стаей дружно живут.
Все, как один, фраки чёрные носят,
Все, как один, лучшей жизни не просят.
Все, как один, любят снежные льдины.
Как называются птицы?
Дети: Пингвины!
Педагог: Дети, скажите, пингвин – это кто? (птица)
Педагог: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.
Дети: 1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.
2. У них есть туловище, покрытое перьями.
3. На туловище расположены крылья.
4. У птиц две ноги, один хвост.
5. Все птицы откладывают яйца.
Педагог: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Пингвин – это птица.
Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.
Педагог: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.
Все птицы имеют крылья. Верно?
Педагог: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?
Педагог: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?
Педагог: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?
Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.
Педагог: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?
Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими?
Дети: Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.
Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.
Педагог: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.
Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.
Педагог: Какой можно сделать вывод.
Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.
Педагог: Мы с вами знаем, что у каждого человека есть семья, так же и у пингвинов есть семья папа, мама и детеныш. Папы пингвины очень мужественные и стойкие. Целый месяц папа пингвин сидит голодный и согревает яйцо своим телом в условиях суровой полярной зимы, он заботится не только будущем детеныше, но и о его маме, чтобы она не сидела, а двигалась и согревалась, и когда детеныш появляется на свет, папа не перестает оберегать свою семью. Он защищает своих детенышей от чаек-поморников. Папа пингвин – это образец настоящей мужественности для наших мальчишек.
Папа – пингвин строит гнездо и приглашает маму — пингвина отложить яйцо. Затем берёт яйцо и зажимает его между лапами, прячет в складках живота. Целый месяц папа-пингвин сидит голодным, на холоде, а мама ходит за едой. Потом они меняются местами. Когда детёныш подрастает, его отправляют в пингвиний детский сад, где малыши находятся под присмотром пингвинов-воспитателей. Чтобы выжить в Антарктиде, нужно многое уметь и о многом узнать. Поэтому, пингвинята ходят в детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными.
У пингвинов есть и враги – в воде – морской леопард и касатка, на суше – чайки-поморники.
А сейчас, я предлагаю вам послушать, как пингвины разговаривают друг с другом (педагог включает аудиозапись со звуками пингвинов)
Вот, мы с вами и изучили этих загадочных птиц, а теперь попробуем их показать.
Бело- чёрные пингвины
Руки вверх чуть приподняли
Пингвин наклоны делать рад,
Вправо, влево, вперед, назад.
Вправо, влево, вперед, назад.
Пингвин все время закаляется,
Педагог: Правильно ребята, а в ледяной воде купаться ему помогают крылья, про пингвинов так и говорят, что они в воде летают. Посмотрите на наш экран (педагог показывает видеофрагмент плавающих пингвинов).
Педагог: К сожалению, любое путешествие заканчивается, и всегда из путешествия на память мы приносим какой-либо сувенир. Я предлагаю вам на память об Антарктиде сделать пингвинов на льдине.
Далее дети садятся за столы. Педагог показывает образец пингвинов, которых будут делать дети, дает пояснения. Далее проводится пальчиковая гимнастика.
Дети делают пингвинов.
Педагог: Какой замечательный сувенир вы сделали своими руками.
А я для вас тоже приготовила сюрприз, выберите любую открытку с видами Антарктиды.
Индивидуальный опрос, почему именно эту.
«Стоят березки русские». Коллективная работа в рамках проекта «Тайны русской березы» (средняя группа) Подходит к концу учебный год, а с ним и наш последний в этом году проект «Тайны Русской березы». Одним из заключительных этапов проекта.
Аппликация с использованием ватных дисков «Антарктический пингвин — очень важный господин» (старшая логопедическая группа) .
Интегрированное занятие «Береза» (средняя группа) в рамках проекта «Тайны Русской березы» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.
Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа) Конспект НОД по декоративному рисованию: «Сказочная птица (гжель)» старшая группа Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гжельской.
Мастер-класс по изготовлению макета «Полюса Земли» Ни для кого не секрет, что главным в развитии ребёнка является окружающая его предметная среда. Поэтому все воспитателя уделяют огромное.
Конспект НОД по рисованию «Птица на ветке рябины» (старшая группа) НОД. Художественно — эстетическое развитие. Рисование «Птица на ветке рябины» (старшая группа) Рисование в старшей группе по теме «Перелетные.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группа Тема: Пингвин. (рисование методом тычка)Цель занятия: формировать умение выразительно передавать в рисунке образ пингвина его характерные.
Просторы Южного Урала. Прекрасный мир Южного Ура. [/b][/i] Дорогие мои друзья приглашаю Вас в сказочное путешествие по прекрасным местам. Путешествовать любят,.
Тематическая неделя в старшей группе «Полюса Земли» Тематическая неделя в старшей группе «Полюса Земли».1. Организовать выставку открыток, фотографий о Северном и Южном полюсе. Картины «Дети.
Источник