Контрольная работа по «Логика»
Задание №1: Дайте полную логическую характеристику избранными вами двум понятиям.
Бесконечность — понятие общее; нерегистрирующее; несобиратнльное; абстрактное; положительное; безотносительное.
Непогода – понятие общее; нерегистрирующее; несобирательное; абстрактное; отрицательное; безотносительное.
Файлы: 1 файл
КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЛОГИКЕ1.doc
Обращение: «Ни один S не есть не Р» обращается : «Ни один не Р не есть S»
«Ни один продукт не является не натуральным»
«Ничто не натуральное не является продуктом»
б) Е.: «Ни одно S не есть Р» — Не один пингвин не является летающей птицей».
Противопоставление предикату: «Некоторые не Р есть S» — «Некоторые не летающие птицы являются пингвинами».
Превращение: «Ни одно S не есть Р» превращается «Все S есть не Р»
«Не один пингвин не является летающей птицей»
«Все пингвины являются не летающими птицами»
Обращение: «Все S есть не Р» обращается «некоторые не Р есть S»
«Все пингвины являются не летающими птицами»
«некоторые не летающие птицы являются пингвинами»
в) О.: «Некоторые S не есть Р» — «некоторые актёры не являются певцами».
Противопоставление предикату: «Некоторые не Р есть S» — «Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».
Превращение: «Некоторые S не есть Р» превращается «некоторые S есть не Р».
«Некоторые актёры не являются певцами»
«Некоторые актёры не поют на сцене»
Обращение: «Некоторые S есть не Р» обращается «Некоторые не Р есть S»
«Некоторые актёры не поют на сцене»
«Некоторые люди не поющие на сцене являются актёрами».
Задание№7: Подберите одно общеутвердительное суждение. Опираясь на логический квадрат, выведите суждение противоположное, противоречащее, подчиненное данному. Установите их истинность или ложность.
Все свидетели обязаны давать правдивые показания;
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком.
Все свидетели обязаны давать правдивые показания (Аи)
Ни один свидетель не обязан давать правдивые показания (Ел)
Некоторые свидетели не обязаны давать правдивые показания (Ол)
Некоторые свидетели обязаны давать правдивые показания (Iи)
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком (Аи)
Никакой ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, не возмещается перевозчиком (Ел)
Некоторый ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, не возмещается перевозчиком (Ол)
Некоторый ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком (Iи)
Задание №8: Приведите пример неправильного силлогизма и сделайте его полный разбор (установите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами; осуществите проверку правильности различными способами, укажите ошибки, определите фигуру и модус).
1) «Некоторые студенты (М) получают стипендию (Р)». – большая посылка
2) «Все студенты (М) двоечники (S)». – меньшая посылка
Заключение: «Некоторые двоечники(S) получают стипендию (Р)».
Первое суждение – большая посылка; второе суждение – меньшая посылка; третье суждение – заключение.
Получают стипендию – большой термин (Р)
Двоечники – меньший термин(S)
Все студенты – средний термин (М)
Фигура силлогизма №3 : средний термин занимает место субъекта в обоих посылках.
Модус: IАА, что не соответствует третьей фигуре, значит заключение не верное.
1 правило терминов: В силлогизме должно быть только три термина:
Получают стипендию – большой термин (Р)
Двоечники – меньший термин(S)
Все студенты – средний термин (М)
2 правило терминов: Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок:
«Некоторые студенты ( ) получают стипендию (Р)» — «Некоторые S есть Р»
«Все студенты ( ) двоечники (S)» — «Все S есть Р»
Средний термин (М) не распределён в большей посылке, так как является субъектом частного суждения и не распределён в меньшей посылке, так как предикат утвердительного суждения. Следовательно, необходимую связь между крайними терминами (S и Р) установить нельзя.
3 правило терминов: Термин, не распределённый в посылке, не может быть распределён в заключении.
«Некоторые студенты(М) получают стипендию ( )».
«Некоторые двоечники( ) получают стипендию ( )».
Ошибка: незаконное расширение меньшей посылки.
1) Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением.
И 1 и 2 посылка у нас утвердительные – правило соблюдено.
2) Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением.
1 посылка – частноутвердительное суждение «Некоторые S есть Р»
2 посылка – общеутвердительное суждение «Все S есть Р»
Задание №9: Подберите примеры чисто-условного, условно- категорического, разделительно-категорического, условно-разделительного умозаключений и сделайте их символическую запись.
а) чисто-условное умозаключение:
«Если студент не сдаст контрольную (p), то он не будет допущен к зачёту(q)».
«Если студент не будет допущен к зачёту (q), то он не получит зачёт (r)».
«Если студент не сдаст контрольную (р), то он не получит зачёт (r)».
б) условно-категорическое умозаключение:
«Если хочешь получить зачёт (р), то ты должен много заниматься (q)».
«Ты хочешь получить зачёт (р)».
«Ты должен много заниматься (q)».
«Если пойдёт дождь (р), то все цветы расцветут (q)».
в) разделительно-категорическое умозаключение:
«Студенту предложили очную (р) или заочную форму обучения (q)».
«Это студент заочной формы обучения (q)».
«Это не студент очной формы обучения (┐р)».
г) условно-разделительное умозаключение:
«Если студент решит контрольную (р), то он будет допущен к зачёту (q); если студент сдаст зачёт (q), то его переведут на следующий семестр (r)».
«Но студент решил контрольную (р) и сдал зачёт (q)».
«Студент был допущен к зачёту( q) и переведён на следующий семестр(r)».
Задание №10: Приведите примеры (полного и неполного) индуктивных умозаключений и умозаключения по аналогии (по одному примеру и сделайте их символическую запись.
Сентября 1961 г. в Красноярске был серым, холодным и дождливым.
Сентябрь, октябрь и ноябрь – осенние месяцы.
Следовательно, осень 1961 г. в Красноярске была серой, холодной и дождливой.
S1, S2, Sn – исчерпывают все предметы класса S. Следовательно все S есть Р.
Следовательно, все металлы электропроводны.
S1,S2,Sn – представители класса S. Следовательно S есть Р.
Умозаключение по аналогии.
Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь.
Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода.
Вероятно на Марсе есть жизнь.
Предмет А имеет признаки a,b,c.
Предмет В имеет признаки a.b.
Вероятно В имеет признак с.
Задание №11: Подберите два тезиса, постройте их прямое и косвенное обоснование. Укажите форму обоснования тезиса. Сделайте символическую запись.
а) прямое индуктивное обоснование:
Тезис: «Современная молодёжь любит танцевать под музыку» (Т)
1.Современная молодёжь ходит на дискотеку (А).
2.А все кто ходит на дискотеку (А) любят танцевать под музыку(Т).
Источник
Пингвин — птица или нет?
Поскольку я училась на биофаке, то мы изучали зоологию позвоночных и сдавали по ней экзамен. До сих пор у нас ходит анекдот про нашу однокурсницу (быль), как она отвечала на вопрос: «Как выкармливают птенцов пингвины». Ее ответ был — «птичьим молоком».
Конечно, пингвины являются птицами, хотя и не летают, зато очень хорошо плавают в воде и ловят рыбу. Когда самки сносят яйцо, то чтобы оно не замерзло, кладут на лапы и прикрывают его складкой кожи — наседной сумкой, согревая теплом своего тела, затем передают его самцу согревать.
А кормят они птенцов не птичьим молоком, а специальным секретом, богатым белками и жирами. этот секрет вырабатывается желудком, точнее эзофагиальной железой, затем полупереваренной рыбой, потом целой, потом птенцы сами учатся ее ловить.
По систематике пингвины относятся к классу Птицы.
Только на первый взгляд пингвин кажется жирным и неуклюжим, мало напоминающим парящих в воздухе птиц.
Пингвин — тоже птица, только нелетающая, зато отлично ныряющая и плавающая в воде. От плавания крылья пингвина больше напоминают ласты. Тело пингвина покрыто плотным слоем перьев. Пингвины тоже имеют киль. Как и все птицы, пингвины несут яйца и высиживают птенцов.
Отличие пингвинов от других птиц обусловлено суровыми условиями их проживания.
В природе существует много не летающих птиц и в принципе это не должно нас путать. Ведь способность к полету считается вторичным признаком в классификации, некоторые виды в процессе эволюции могли эту способность утрать, приспосабливаясь к самым необычным условиям среды обитания. Так произошло и с пингвинами, но птицами они быть от этого не перестали.
Прежде всего у них сохранились все остальные особенности этого класса животных — крылья, клюв, размножение яйцами, высиживание яиц, перья. Правда перья у пингвинов совсем слабые, больше похожи на волоски, но это также не важно. Зато у пингвинов есть киль, а эта особенность скелета свойственно исключительно птицам.
Так что пингвины — птицы, и временами очень красивые и важные. Вот только летать им приходится под водой.
Источник