Все явления природы стихи

Стихи о явлениях природы для детей 4-5 лет

Стихи о природе для детей средней группы детского сада

Саша Чёрный «Дождик»

Летний дождик хлещет в крышу

Дождик пляшет по скамейке,

С. Маршак «Дождь»

И снова глубоко синеют небеса

С. Козлов «Серый дождик затяжной»

Нет, чтоб дождик проливной,

Я проснусь, с постели встану,

Вопросы для обсуждения с детьми

• В какое время года бывает дождь? Каким он может быть? О каком дожде стихотворение Саши Чёрного? Где громче стучит дождик: по листве, по траве, по железной крыше или по луже? Какую, песенку поёт дождик в стихотворении? Что он умеет делать (пляшет по скамейке, барабанит в лопухах. хлещет в крышу. ) Как ты понимаешь строчки стихотворения: «Поливалкою колючей промочил меня насквозь. »? Как можно сказать по-другому?

• Тебе понравилось стихотворение С. Маршака? Какие радостные вести принёс ветерок? Кто вместе с цветами радуется дождю?

• Тебе понравилось стихотворение И. Бунина «Как дымкой даль полей. »? О чём оно? Как изменилась природа после дождя? Почему она радуется дождю? Как синеют небеса? Какими стали леса? Чем пахнет рожь? Кто ещё радуется прошедшему дождю? Что в стихотворении говорится о белых берёзах? Какие строчки в стихотворении понравились тебе больше всего? А какие запомнились?

• О каком дождике рассказывается в стихотворении С. Козлова «Серый дождик затяжной»? Когда бывает такой дождик, весной, летом или осенью? Он нравится герою стихотворения? Почему? Как изменилась природа и всё окружающее от этого дождя?

• Ты видел когда-нибудь радугу? Какие цвета в ней есть? А какой твой любимый цвет? Что в мире природы тебе о нём напоминает?

Дальний гром и дождь порой.

Вихрем пыль летит с полей,

С. Козлов «Гром»

А. Блок «После грозы»

Встаёт трава, грозой примята,

Последний ветер в содроганье

Под ярким солнечным сияньем

Гайда Лагздынь «Грохотало»

Г. Сапгир «Туча»

3. Александрова «Дождик»

К нам на длинной мокрой ножке

Расплескал на грядки воду,

Вопросы для обсуждения

• Ты знаешь, что такое гром, молния и гроза? Когда они бывают? Послушай стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело. ». Когда будешь его слушать, закрой глаза и постарайся представить себе то, о чём я прочту, словно ты смотришь кино. А теперь расскажи, что ты увидел в своём кино. Как изменилось всё в природе перед грозой? Солнце смотрит на поля как? (Неохотно и несмело.) Почему? Как ты понимаешь слова автора: «Принахмурилась земля. »? Что в стихотворении говорится о молнии? («Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя. ») А что автор говорит о громе и дожде? («Чаще капли дождевые, вихрем пыль летит с полей. »)

• О каких явлениях природы говорится в стихотворении С. Козлова «Гром»? Каким представляет себе гром автор стихотворения? Ты догадался, о какой «огнехвостой лисице» идёт речь в стихотворении? Ты запомнил строчки из стихотворения, в которых говорится, как играют в небе гром и молния? Расскажи их. Если бы ты был художником, какую картинку ты нарисовал бы к этому стихотворению?

Читайте также:  Видеоурок неживая природа осенью 2 класс

• Тебе понравилось стихотворение Г. Лагздынь «Грохотало»? О чём оно? Как автор называет гром, какое необычное слово она придумала? Расскажи, как грохотало это Грохотало. А тебе было бы страшно от его грохота?

• Послушай, как рассказывает о грозе Г. Сапгир в своём стихотворении «Туча». Какими ты себе представил тучи, когда слушал это стихотворение? Как появился в небе гром? («Туча брякнула ведром. ») Как по-другому можно сказать? (Стукнула, ударила, громыхнула. ) Гром что сделал? Как сказать по-другому? (Прозвучал, прогрохотал. ) Расскажи, как спорили друг с другом тучи.

К. Бальмонт «Снежинка»

И. Бунин «Первый снег»

На пруды, на сад пустынный

Мы простились с запоздалой

С. Есенин «Пороша»

Дремлет лес под сказку сна,

Скачет конь, простору много,

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Свежей, белой, пухлой ватой

С. М. Городецкий «Первый снег»

Месяц с солнцем стал считаться,

Напустил он птиц крылатых,

Плачет горько Месяц с Солнцем:

Вопросы для обсуждения

• Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег.) Как его можно назвать по-другому? (Снежинки, снежок. ) Когда лежит много снега, как это называется? (Сугробы.) Когда падает много снега, это называется. (снегопад). Что умеет делать снег? (Падать, кружиться, таять, сыпаться, валить. ) Нарисуй на бумаге снежинку. Какая она будет? А теперь нарисуй снегопад и сугробы. А теперь послушаем стихотворение К. Бальмонта и увидим, как автор представляет себе снежинку. Какая у него снежинка? (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая.) Что бы ты ещё сказал об этой снежинке? (Она красивая, лёгкая, невесомая.) Как ты понимаешь слово «светло-пушистая»? С чем сравнивает автор снежинку? (С хрустальной звездой.) Какой бы ты нарисовал свою снежинку теперь, после знакомства с этим стихотворением?

• О чём стихотворение И. Бунина «Первый снег»? Послушай первую строфу ещё раз. Какой цвет называется пурпурным, пурпуром? Ты знаешь, когда небо становится пурпурного, тёмно-красного цвета? Как в стихотворении говорится о закате? Какая погода была накануне ночью? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении. («Ночью буря бушевала. ») Что произошло в природе на рассвете? Как ты понимаешь: «Первым снегом понесло. »? С чем сравнивается снег, который лёг на поля? (Снег лежит как скатерть.) Какие строчки стихотворения тебе понравились больше всего?

• Ты знаешь, что такое пороша? (Слой только что выпавшего снега.) Каким может быть этот слой — твёрдым или мягким? Послушай стихотворение С. Есенина «Пороша». Можно сказать, что оно напевное, мелодичное? Какую картину ты представил, когда слушал стихотворение? Каким описывает автор зимний лес? Что ты представил, когда услышал строчки: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. »? Как ты думаешь, кто заколдовал лес? Как ты понимаешь строчки стихотворения: «Валит снег и стелет шаль. »? Каким стало всё вокруг от снега? (Белым, пушистым, нарядным, сверкающим, зимним.) С чем автор сравнивает дорогу между заснеженных полей? Какую картинку ты нарисовал бы к этому стихотворению?

Читайте также:  Где расположены природные зоны тайги

Н. Артюхова «Белый дед»

Дед Мороз проспал в постели.

Все ли ждут в наряде новом?

Все ль его встречать готовы?

Н. А. Некрасов

Не ветер бушует над бором,

И нет ли где трещины, щели,

И крепко ли скованы льдины

Гайда Лагздынь «Мороз»

Солнце лишь коснулось крыши —

Бьёт по стёклам мёрзлой шапкой,

И. С. Никитин

Вопросы для обсуждения

• Кто приходит к нам в гости зимой? Как его зовут? (Мороз, Дед Мороз, Мороз Красный Нос.) Что он делает для нас зимой? Как он украшает всю природу? Что он делает для зверей? Каким ты представил себе Деда Мороза, слушая стихотворение Н. Артюховой «Белый дед»? Почему рассердился Дед Мороз, когда встал из своей постели? Кого можно назвать помощниками Деда Мороза? Что сделали с землёй вьюги и метели? Как вся природа приготовилась к зиме? Каким всё стало от снега? (Белым, сверкающим, нарядным, пушистым. ) Какие деревья остались зелёными зимой? (Ёлочка и сосна.) Нарисуй картину о зиме.

• Послушай стихотворение Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором. ». Как в стихотворении назван мороз? Почему он назван воеводой? (Он самый главный зимой, без него не может быть зимы.) Что проверяет в лесу Мороз-воевода? Почему зимой вся земля должна быть укрыта снегом? В каких строчках рассказывается, какой Мороз-воевода? Нарисуй Мороза-воеводу, каким ты его себе представляешь.

• Послушай ещё одно стихотворение о Деде Морозе, которое написала Г. Лагздынь. Каким ты представляешь себе этого Деда Мороза? (С седой бородой, в ледяных рукавицах, в мёрзлой шапке, с белым облаком в руках, со снегом и льдинками.) Где он живёт? Что он делает зимой? Можно ли его увидеть и догнать? Какими ты представляешь себе терема в сугробах, где живёт зима? Какую картинку ты нарисовал бы к этому стихотворению?

Пусть бежит в полях позёмка

С. Козлов «Ветер»

Гайда Лагздынь «Ночной ветерок»

Скрипнул он оконной рамой,

Покрутил в углу вертушкой

Вопросы для обсуждения

• Послушай небольшое стихотворение С. Маршака «Верные слуги. » О чём это стихотворение? Что делают с природой вьюги и метели? Если запомнил, отвечай словами из стихотворения. Чьими слугами можно считать вьюги и метели?

• Какой праздник зимой самый красивый и долгожданный? Как к нему готовятся дети и взрослые? Послушай, как украшают зимний лес к новогодней ночи пурга, вихри, метели и мороз в стихотворении С. Маршака «Вьюга белая — пурга. ». Как пурга украсит природу, что она сделает со снегом? С чем автор сравнивает взбитый снег? Какими станут косматые ели? Как защитит пурга лес? Как ты думаешь, зачем автор находит такие необычные слова: «Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю. »

• Догадайся, о чём я говорю: дует, воет, завывает — что это? (Ветер.) Как дует сильный ветер? Что умеет делать сильный ветер? (Гнуть деревья, поднимать пыль на дорогах, стучать ставнями, поднимать волны на воде.) Послушай стихотворение С. Козлова «Ветер». Какой был ветер ночью, сильный или слабый? Как ты догадался? Что он делал с елями, соснами и ивами? Как ты понимаешь слова «морщилась вода»? Что произошло на рассвете?

Читайте также:  Енотовидная собака где обитает природная зона

Гайда Лагздынь «Солнышко»

В. А. Жуковский

Задёрнув лик усталый свой,

И. З. Суриков

Вопросы для обсуждения

• Чем всех нас радует солнышко? Когда оно ярче всего греет землю? Послушай стихотворение о солнышке, которое написала Г. Лагздынь. Каким ты представил себе солнышко? Почему автор говорит, что у солнышка золотая рубашка? Она сделана из золота или она золотистого цвета? Какую картинку ты нарисовал бы к этому стихотворению?

• Когда солнышко перестаёт светить людям? Что делает солнышко, когда наступает вечер? Поэт В. А. Жуковский сказал об этом очень красиво: оно прячет за облачком своё усталое лицо («лик»). Послушай это стихотворение. Ты запомнил строчки, в которых говорится, как солнышко уходит на покой? («Луч погашает за лучом и, алым тонким облачком задёрнув лик усталый свой, уйти готово на покой. »)

• Тебе понравилось стихотворение И. 3. Сурикова? О чём в нём говорится? Ты когда-нибудь слышал, как поёт-звенит жаворонок? А знаешь, какими цветами может летом пестреть луг?

А. Блок «Колыбельная песня»

А. Н. Плещеев

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов «Звезда»

Л. Н. Модзалевский «Вечерняя заря весною»

Слети ж к нам, тихий вечер,

С. Михалков «Круглый год»

По всем статьям беря своё.

Она должна уж быть по срокам,

И вдруг, однажды, спозаранку,

Взглянул в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку» —

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

В свой домик на стволе берёзы.

А за Весной приходит Лето,

За Летом Осень в свой черёд,

И вновь Зима. И снова где-то

Сны бывают разные. Их много:

Снятся приключения, дорога,

Сны текут то явственней, то глуше,

И подушка, навостривши уши,

Днём зато, уставши до упаду,

Спит она — будить её не надо, —

Вопросы для обсуждения

• Давай поиграем. Какой бывает день? Назови как можно больше слов о нём. (Светлый, яркий, солнечный, ясный, тёплый. ) А теперь скажи как можно больше слов о ночи. Какая она? (Тёмная, туманная, звёздная, облачная, холодная. ) Когда наступает ночь? Послушай, как рассказывает о ночи А. Н. Плещеев в стихотворении «Ночь пролетала над миром. ». Что ты представил себе, когда слушал это стихотворение?

• Когда на небе появляются звёзды? Ты видел когда-нибудь звёздное небо? Какими бывают звёзды? (Маленькими и большими, яркими и бледными.) Послушай стихотворение М. Ю. Лермонтова о звезде. Тебе понятно, что чувствует герой произведения? Как ты думаешь, о чём он может мечтать, глядя на звёзды?

Источник

Оцените статью