Всеобщие законы природы философия

Частные и всеобщие законы Природы

Сегодня принято уже говорить о том, что процесс научного познания окружающего мира развивается, опираясь на принцип соответствия Нильса Бора. Его сущность сводится к тому, что теории, справедливость которых доказана для той или иной области физических явлений, с появлением новых более общих теорий сохраняют свое значение как предельная форма или как частный случай новых теорий. Однако делаются попытки относить некоторые законы к разряду основных всеобщих законов Природы (Вселенной, Мироздания). Большей частью такая постановка вопроса абсурдна, поскольку, как мы уже упоминали выше, понятие «Природа» тождественно представлениям о Вселенной и Мироздании. Так что речь идет о Природе.

Ниже мы будем говорить о всеобщих законах Природы в современном существующем представлении о неизменности их во времени и пространстве, хотя и велики сомнения в этом.

Существует устоявшее деление законов на частные, общие, и всеобщие.

В частных законах, как мы упоминали уже, проявляются действия общих и всеобщих законов. А всеобщие законы познаются путем обобщения конкретных явлений, состояний, движений, включая частные и общие законы. Проявление частных законов зависит от состояния среды, масштаба объектов в среде, наличия соответствующих условий, которые обеспечивают переход состояний, вытекающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного. Это как раз свидетельствует об изменчивости частных законов, поскольку на них накладываются большие ограничения параметров самого объекта (явления, состояния, движения и т.д. в микро- и макромире); среды (плотность, структура); области применимости закона.

Универсализм применительно понятию «закон» неприемлем. Поэтому желание выдать какие-то законы за универсальные, – не что иное, как попытка «уверовать в него», навязывая исследователям мысль не заниматься его сущностью и описываемыми им явлениями. Подчинять сознание его действию. Подчинять его сущности все формы состояний, движений и изменений в любых системах, средах, на любом уровне организации вещества, материи, в любых пространственно-временных связях. Поэтому резонно относить подобные законы не к универсальным, а к всеобщим, которые одинаково действуют на всех уровнях организации материи в пространстве и времени. Хотя, как мы уже обратили внимание, и они в процессе познания Природы имеют свою область действия. В этом смысле единственным всеобщим законом является развитие. Или, как принято называть эволюция 1 .

В силу периодически меняющихся условий движения от максимальной плотности информации, заключенной в единице объема с наименьшей сложностью к минимальной плотности информации в единице объема с невероятной сложностью конструкции в нем 2 .

Примером таких явлений может служить происхождение и эволюция Вселенной. В ней на начальном этапе (в состоянии сингулярности) в единице объема концентрируется максимальная плотность энергии, материи, максимум плотности информации о будущем состоянии Метагалактики при минимальной сложности самой сингулярности 1 . В современном же виде Метагалактика предстает перед нами как структура невероятной сложности при низкой плотности вещества (около 1·10 -31 г/см 3 ), заключенной в ее бесконечном объеме.

Читайте также:  Гмилика природы хрупкая душа

Другим примером может являться клетка многоклеточного организма (например, человека). В клетке сосредоточена информация о структуре будущего организма при более простом строении клетки 2 в сравнении со сложностью будущего организма. В условиях ее развития из нее «выдавливается» сложнейшая структура необычной информационной сложности при понижении плотности информации в единице объема, оказывающего влияние на состояние самой окружающей среды.

В изложенном виде необходимо говорить о законе сохранения информации в эволюции. В начале развития естественных объектов природы в единице объема максимальная плотность информации заключена в структуре меньшей сложности. В процессе развития природных объектов плотность информации в единице объема уменьшается при увеличении ее сложности и сложности самой структуры. Следствием этого закона может быть: периодичность превращений самой природы из состояния сверхвысокой плотности материи при малой сложности к состоянию минимальной плотности материи и невероятной сложности; невозможность в действительном мире достичь абсолютного порядка или хаоса. Абсолютный порядок невозможен в силу всеобщей изменчивости движения, в силу действия всеобщего закона превращений хаоса – в порядок – хаос и т.д. Это и есть формула непрерывности, дискретности, периодичности и вечности движения и превращений объектов материального мира и самой Природы. Мир бесконечен в многообразии превращений материального мира.

Философия к всеобщим законам Природы пытается относить следующие.

Закон единства и борьбы противоположностей. Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения.

Закон отрицания отрицания. Он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами (в эволюции – периодами), каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Отрицание – это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Этот закон также естественно вписывается во всеобщий закон развития (эволюции), потому как периодически возникают условия отрицания в преобразовании состояний и движений, и весьма близок к всеобщим законам сохранения. Новое всегда отрицает старое, будущее – прошлое. Сын – отца. А во внуке (в третьем поколении) проявятся наследственные признаки отца или матери или того и другой. Но в представлении отрицания сыном отца не заложено низведение этой формулы к этической и моральной сущности общественных отношений.

Читайте также:  Дворічанський національний природний парк

Закон перехода количественных изменений в качественные. Он как раз вскрывает наиболее общий механизм развития, то есть эволюции. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенного уровня, приводят к перестройке его структуры, формы, в результате чего образуется качественно новая система. Это и фазовые переходы и бифуркации, возникающие в условиях критических состояний, например, среды.

Источник

Законы природы и законы общества

Все в этом мире подчинено закономерностям. Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.

Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.

С точки зрения основных сфер действительности законы делятся ан законы природы, законы общества и законы мышления. Понятие “закон природы” тексно связано с понятием условие. Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Закон природы – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

Читайте также:  Все виды природных ландшафтов

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

Чел. о-во — это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни — труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц законы — зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак — это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История — это деятельность преследующего свои цели человека.

3.Соц законы по хар своей деят — статистические.

4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Вопрос о закономерном характере развития об-ва – очень спорный.

  1. антинатурализм (Баденская школа неокантианства – Риккерт, Виндельбанд) – отрицают наличие объективных законов развития общества.
  2. натурализм (Конт) – отсутствие различий м/у естественными и общественными науками. Отрицает качественную специфику социальных законов. Их надо исследовать по образцу естественно-научного знания.
  3. Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з. с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.

Источник

Оцените статью